+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Виды и развитие сверхспособностей

Содержание

Способности. Их развитие (стр. 1 из 3)

Виды и развитие сверхспособностей

Титул

Введение

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности.

Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств.

Способности существуют только к известной деятельности, и потому до тех пор пока неясно какой именно деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности.

Таким образом, способности – это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

В отличие от характера и всех других свойств личности, способность – это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Проблема способностей человека – одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология.

1.Понятие способностей

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются».

Характеризуются способности качественным и количественным аспектами.

В качественном аспекте они рассматриваются как симптомокомплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успешность его деятельности.

Количественная характеристика предполагает определение уровня способностей.

Понятие «способности» в общей структуре психологических понятий занимает «промежуточное место» между категориями деятельности и личности.

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

– в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

– изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

– изучаются общие механизмы формирования способностей.

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей

2.Виды способностей

Кроме уровней, следует выделить виды способностей в зависимости от их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

2.1 Общие способности

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, технической и т.п.

Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым В. Н. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играют следующие компоненты:

1. Интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний),

2. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии),

3. обучаемость (способность приобретать знания).

Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания.

Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Вторым фактором общих способностей является креативность, творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Рассмотрим соотношение креативности с интеллектом.

Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало работ, но они дают очень противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения характеризуются большим индивидуальным своеобразием и может встречаться как минимум 4 разных сочетания.

Своеобразие сочетания интеллекта и креативности проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях, способах (формах) социальной адаптации.

Креативность не всегда поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного обучения, связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество высококреативных школьников уменьшается.

Развитию креативности способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи.

Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной в 13-20 лет.

Обучаемость – это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле).

Основным критерием обучаемости в широком смысле является “экономичность” мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале.

Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как “бессознательную” первичную общую способность и эксплицитную “сознательную” обучаемость.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203641/sposobnosti-ikh-razvitie

Развитие сверхспособностей человека

Виды и развитие сверхспособностей

Действительно ли способности человека не имеют границ? Этим вопросом интересуются многие, особенно те, кто не прочь развить в себе некую уникальность или сверхспособность, для того чтобы использовать свой дар для улучшения качества жизни и проникнуть в те манящие дали, куда простому смертному путь закрыт. Можно ли воспитать в себе сверх человека и что стоит за этими словами, об этом и пойдёт разговор в данной статье.

Как можно развивать сверхспособности человека

Кого только не обнаружишь сегодня в сетях интернета и в средствах массовой информации, гадалки, экстрасенсы, вызывающие духов, управляющие погодой, и многие другие супер люди, готовые ежесекундно прийти к вам на помощь за определённую мзду.

Но, самое интересное, что из всего многообразия есть личности, действительно способные всё это делать.

Из нескольких десятков шарлатанов и мошенников обязательно найдутся единицы, те, кто обладает сверхъестественными способностями, среди которых можно выделить основные:

  • Ясновидение, которое проявляется самыми различными способами;
  • Супер память, когда человек способен впитывать и одновременно обрабатывать небывалый объём информации, причём чаще всего, этот дар даётся от рождения;
  • Аннигиляция, дар, встречающийся реже, но также проявляющийся у людей способных уничтожать что-либо путём разложения предмет на атомы;
  • Атропоморфинизм, управление различными явлениями природы;
  • Электрокинезом, обладают люди, способность которых проявляется, в прямом смысле, в метании молний и управлении электроимпульсами;
  • Трансмиграция, это уникальный дар проникновения или переселения из одного тела в другое;
  • Телепатия, одна из самых очевидных и известных способностей человека.

И многие другие, не свойственные обычному человеку, деяния и поступки. Сверхспособности человека проявляются обычно в раннем детстве и чаще всего заглушаются или подавляются, так как не вписывается в обычную среду, жизнедеятельность, поступки, свойственные обывателям.

Но, можно ли вернуть, утраченное с годами и дарование, или воспитать в себе необычные возможности искусственным путём? Можно, в редких случаях человеку удаётся достигнуть в данной области некоторых положительных результатов, однако надо признать, что обычно сверхспособности даются человеку как некий дар свыше:

Упражнения развития сверхспособностей человека

Давайте возьмём самый доступный и распространённый дар ясновидения. Многие считают , что подобную способность возможно натренировать и добиться отличных результатов. Для этого потребуются специальные упражнения.

Дневник – ловец снов

Положите рядом со своей кроватью тетрадь, это нужно, чтобы вы моментально могли записывать увиденное каждую ночь. Обычно люди сразу после пробуждения забывают свои сны.

Записывайте всё, что увидели днём, а во втором столбце увиденное ночью. После определённого времени, сопоставив записи, вы сможете сделать определённый анализ и вывод.

Образы, повторы, повторяющиеся события во сне и в реальной жизни поможет воспитать способность предугадывания будущих событий и явлений. Ведь сон, это только проекция, импульс, который посылается изнутри в реальную жизнь.

Потребуется много времени, прежде чем вы станете способны понять смысл увиденного.

Медитация, как способ самопознания и созерцания

Наука медитации учит погружаться человеческий мозг в «безмолвие», это удаётся далеко не каждому, так как смывание мыслей дело не простое. На более глубоком уровне происходит выключение не только мыслительной деятельности, но и подсознания.

Именно тогда, как на абсолютно чистом листе бумаги начинают рисоваться образы, картинки, которые непонятны и слегка пугающие. Их также следует записывать.

Глубокое погружение в тишину путём медитации требует полного расслабления и одновременно концентрации, это достигается не сразу.

Всевидящее око

Существует ещё один дар, который определяется как видение насквозь.

Человек может легко отгадать карточную масть спрятанной за спину карты, между тем это всего лишь кропотливая тренировка внимания и определения цветовой гаммы предмета на ощупь.

Конечно, для того, чтобы стать обладателем такого таланта нужен не один месяц, но разве не стоит попробовать? Начните с самого простого, научитесь отгадывать с закрытыми глазами цвета карандашей.

Методы развития сверхспособностей человека

Попробуйте услышать свой внутренний голос, другими словами, прислушайтесь к своей интуиции. Она дана от рождения всем, только за рассуждениями, условностями и анализом событий, мы разучились её слышать.

Способности чутко улавливать малейшее колебание внутренней энергии или подсознания, это данные заложенные при рождении человека, помноженные на упорные каждодневные занятия.

Почему талантливые психологи могут по одному жесту охарактеризовать человека? Они обладают отличной наблюдательностью и знаниями.

Так и любой человек, должен научиться улавливать малейшее колебание внутреннего состояния сначала своего, а затем окружающих, для того, чтобы делать выводы и предугадывать ситуацию. Интуиция плюс тончайшее восприятие внешнего мира, помноженная на информацию, а затем правильно сделанный вывод.

Такими упражнениями можно заниматься ежедневно, ежечасно, если вы хотите развить в себе зрительное мышление. Уникальные способности могут быть развиты, если человек любознателен и способен к мироощущению на более тонком уровне, нежели обычная жизнь.

Начинать стоит с самого себя, для того, чтобы очисти разум от «хлама» и « нечистот», нужно произвести генеральную уборку в голове, воспитать в себе дисциплину и научиться впитывать любую информацию как губка, одновременно фильтруя её и отбрасывая лишнее. Секрет развития сверхспособностей прежде всего кроется в личностных качествах, в регулярной и длительной тренировочной работе. Так перёд к самосовершенствованию!

Поставьте вашу оценку этой статье: (3 5,00 из 5)
Loading…

Источник: http://neoludi.ru/razvitie-sverhsposobnostey-cheloveka/

Виды и признаки экстрасенсорных способностей

Виды и развитие сверхспособностей

Человеческий мозг и тело скрывают огромный потенциал, не поддающийся никаким объяснениям с точки зрения науки. На его полноценное изучение уйдут еще сотни лет. К неизведанной стороне медали до сих пор относятся экстрасенсорные способности.

Ими обладают не только те, кто получил особый дар по наследству через поколения от потомственных магов или приобрел его после серьезных жизненных потрясений.

Многие даже не подозревают о своих паранормальных склонностях. Как правило, изначально они находятся в подавленном состоянии и проявляются у каждого человека совершенно по-разному.

Обнаружить их помогут ключевые признаки экстрасенсорных способностей.

«Первый звоночек» – вещие сновидения

Людям со сверхвозможностями часто приходит информация о будущем. Погружаясь в сон, они видят яркие картинки и наблюдают определенную цепочку происшествий, которые спустя какое-то время обязательно повторяются в жизни. Это один из признаков, свидетельствующих о наличии экстрасенсорных способностей.

Чтобы отследить его, желательно сразу же после пробуждения записывать необычные факты, увиденные во сне. Сопоставляя сделанные записи с реальными событиями, можно легко проверить, проектируются ли они наяву. Помимо снов, видения будущего могут появляться при тактильном контакте с предметом, через магический зеркальный шар, при гадании на простых картах или с помощью старших арканов таро.

«Важно! Обнаружив у себя экстрасенсорные способности, нужно обязательно регулярно практиковать их, расширяя диапазон чувств. Как вариант – пройти обучение у опытных экстрасенсов, достигших успехов в подобном ремесле»

Значимые симптомы: яркое восприятие эмоций и развитая интуиция

О скрытых сверхспособностях говорит предрасположенность к эмпатии. Она представляет собой достаточно редкий талант, встречающийся у психотерапевтов и целителей. Эмпаты очень четко и глубоко ощущают чувства посторонних людей. Дар этот не всегда приятный, ведь эмоции далеко не всякий раз бывают положительными.

При любом раскладе, когда есть малейшие задатки к нему, человек имеет отношение к экстрасенсорике.

Ясновидящим нередко удается найти выход из самой запутанной ситуации, поймать удачу «за хвост» в трудные моменты, заранее предчувствовать беду, принять максимально верное решение в конкретном случае, без слов определить имя незнакомца. Эти признаки – не просто стечение обстоятельств, а серьезное подтверждение сильной интуиции, которая является еще одной экстрасенсорной способностью.

«Важно! Найти такие признаки экстрасенсорных способностей можно и у ребенка. Распознавание в раннем возрасте даст возможность лучше развить скрытый дар и вовремя направить его в нужное русло».

Судьбоносный знак – особенные линии на руках

К разряду довольно распространенных явлений принадлежат признаки экстрасенсорных способностей на руке. Все они обозначают склонность к определенному таланту:

  • не менее трех линий на «холме Меркурия» чуть ниже основания мизинца – целительство;
  • крест на кончике указательного пальца – предсказание будущего;
  • небольшой островок на «поясе Венеры» под средним и безымянным пальцами – ясновидение;
  • кольцо «Юпитера», обвивающее указательный палец, – телепатия, сила слова;
  • треугольник ближе к центру фаланги среднего пальца – восприимчивость к разным энергиям.

В учебниках по хиромантии отдельные знаки и линии на ладони расшифровываются как прямые признаки экстрасенсорных способностей на руке у человека. Они влияют на судьбу и сигнализируют о феноменальных возможностях.

Нестандартные ощущения: боязнь открытых дверей и материализация мыслей

Обычно страх перед открытыми дверными проемами списывают на агорафобию, не расценивая его за признаки экстрасенсорных способностей у человека.

Это не совсем правильно: желание находиться в закрытом пространстве может быть связано не с психическим расстройством, а с неосознанным стремлением защитить собственную энергетику. Окна и двери, практически наравне с зеркалами, издавна считались проходами между параллельными мирами.

Не зря именитые маги проводят большинство таинственных ритуалов в закрытом полутемном помещении, предотвращая нежелательные потери энергии.

Мысли и пожелания у некоторых людей материальны и нередко воплощаются в жизни. Данные виды экстрасенсорных способностей проявляются в разных ключах: как в позитивном, так и в негативном смысле.

Тем, кто притягивает события, присуща сильнейшая энергетика. Такие люди должны следить за тем, о чем думают, проявляя при этом особую осторожность.

Даже если материализация наблюдается иногда, это все равно говорит о наличии дара, который можно развивать в дальнейшем с применением специальных техник.

Дополнительные способы выявления сверхспособностей

Не найдя в себе ни одного из вышеперечисленных признаков, имеет смысл пройти онлайн тест на ПСИ способности или выполнить упражнения, которые окончательно опровергнут или подтвердят зачатки экстрасенсорных способностей. В первую очередь стоит задействовать основной приемник информации – собственные руки. Они способны получать сигналы из разных источников, пропуская их сквозь себя и передавая волновые излучения.

https://www.youtube.com/watch?v=JAr7FYam14I

Ниже приведен алгоритм наиболее действенных методик:

  1. Найдите старый семейный альбом и с помощью рук прочувствуйте энергетику, исходящую от каждого, кто изображен на снимках. Проанализируйте, отличаются ли ощущения при касании к уже умершим и живым. Чувства могут выражаться в перемене температуры и возникающих образов. В случае успешных результатов, можно попробовать поработать с фотографиями неизвестных людей.
  2. Подготовьте новую колоду карт и тщательно перетасуйте их. Положите стопку в правую руку, сверху накрыв ее левой. Постарайтесь предугадать число, масть (или хотя бы цвет) карты, которую будете вытягивать, четко произнося информацию вслух или мысленно. Затем оцените результат, убедившись в своей правоте или ошибке. Повторите процедуру несколько раз.
  3. Проведите эксперимент на предмет видения индивидуального энергетического поля, распространяющегося за пределы человеческого тела. Расположите кисти ладонями вниз, чтобы расстояние между пальцами не превышало полсантиметра. Медленно двигайте руками, пока не заметите на кончиках пальцев полупрозрачное свечение.
  4. Усложните упражнение с аурой. Подыщите напарника и попросите его стать на однородном темном фоне. Сфокусируйте взгляд на участке вокруг головы и плеч. Энергетическое поле должно показаться в виде разряженных лучиков или тумана, исходящих от контура тела. Поначалу может виднеться только бесцветная дымка. Развивая умение дальше, можно научиться различать ауру целиком в цвете. Видимые оттенки расскажут о характере, мыслях, здоровье человека.

Итак, подведем итоги. Вы видите яркие сны, предчувствуете разные ситуации, можете охарактеризовать человека при первой встрече, замечаете тонкие вещи, невидимые для других? У вас случаются озарения или видения? Это однозначно одни из первых признаков экстрасенсорных способностей. Главное – правильно растолковать их и научиться ими пользоваться.

Источник: https://espermasters.org/vidy-i-priznaki-ekstrasensornyh-sposobnostej/

Паранормальные способности человека: как развить способности экстрасенса: ментальные и скрытые способности

Виды и развитие сверхспособностей

Не все сталкивались, но все слышали, о том, что существуют люди которые обладают паранормальными способностями. Что же считают таковыми? Можно составить длинный список, но, если говорить, в общем, то это такие способности, которые не возможно объяснить с точки зрения современной науки.

Будь то способность угадывать прошлое или будущее, способность видеть через препятствия, читать с закрытыми глазами все такие способности человека, можно назвать скрытыми, поскольку не каждый о них знает, даже если есть они у него самого.

Людей обладающих подобным даром называют экстрасенсами.

Однако многие не верят в правдивость таких вещей, и зачастую пытаются уловить подвох или обман в действиях таких людей. Многих можно разоблачить, однако существуют те, кто действительно наделен неким высшим даром, благодаря которому способен приподнимать завесу мироздания.

Основа паранормальных способностей

Мир, в котором мы живем, принято считать трехмерным, если говорить языком простой геометрии, мы существуем, в отношении длинны, к ширине и к высоте. В последнее время начинают говорить о четырехмерной модели, в которой четвертым измерением представляется время. Принимая во внимание официальные научные исследования, становиться в общих чертах понятно, о чем идет речь.

Однако считается, что, имея подобные, пусть и скрытые способности, у человека появляется возможность заглядывать в некое «астральное» измерение.

Это измерение считается миром наших эмоций, переживаний, чувств. И если длину, ширину, высоту и время мы можем измерить и ощутить, то с материальностью астрального мира это гораздо сложнее.

Презентация: “Возможности человеческого
организма”

Если принять за данность наличие подобного измерения, то вполне логичным кажется, существование людей способных развить другие способности. И все же, несмотря на то, что увидеть то, что видят экстрасенсы, мы не можем, мы можем на себе ощутить, что бывает, если влиять на так называемый «тонкий мир».

Очень часто так случается, что человек не знает о своих способностях экстрасенса, и не знает о необходимости развить их и научиться ими управлять.

Наличие таких, скрытых способностей у человека может нести определенную опасность для окружающих.Ведь в таком случае он не умеет избавляться от ненужной энергетики, но при этом способен ее накапливать.

И хорошо, если его способности привязаны к положительным потокам.

Но в том случае если человек заряжен отрицательно, в какой-то момент накопившаяся энергия достигает критической массы и выплескивается на окружающих, это может выглядеть, как вспышка гнева или же агрессии.

Презентация: “Кошмар Бонферрони”

В народе результатом таких выбросов считают «порчу». Возможно, человек совершенно не хотел вас обидеть, вы просто попали под «горячую руку» и, скорее всего, он даже неоднократно перед вами за свой поступок извиниться, но изменить уже ничего не сможет. И именно вам ощущать на себе последствия того негативного скопления, которое было на вас выброшено.

В то же время, существуют люди, которые четко осознают свои экстрасенсорные способности, потратили уйму времени на то чтобы их развить, и умеют ими управлять.

В таком случае негативная энергия может быть накоплена специально и «повешена» на вас незаметно.

Паранормальные способности в современном мире и их признаки

Именно из-за своей неопределенности и не изученности паранормальные способности столь сильно притягивают к себе, и пугают. Однако в наше время все больше исследователей начинают интересоваться этими вопросами и согласно некоторым из работ развить в себе экстрасенсорные способности в той или иной степени может каждый второй житель нашей планеты.

Презентация: ” Паранаука”

Согласно этим исследованиям у вас присутствуют ментальные способности, если:

  • вам постоянно везет;
  • при вашем приближении электронные приборы начинают барахлить или же вдруг лучше работать;
  • в вашем присутствии животные ведут себя странно;
  • вы не любите открытых дверей;
  • те, кто вас обидел, всегда бывают наказаны без вашего непосредственного участия;
  • вы обладаете способностями к эмпатии;
  • способны ослабить физическую боль посредствам прикосновений;
  • видите вещие сны;
  • обладаете высоко развитой интуицией;
  • способны к материализации мыслей.

 Презентация: “Extrasenses. Экстрасенсы”

Конечно, говорить о том что любой кто обладает необычной удачей или четко ставя перед собой цели, добивается их, обязательно обладает даром экстрасенса. И все-таки, если вам знакомо более двух утверждений, следует задуматься о наличии способностей ощущать «тонкий мир». Возможно, в таком случае вам стоит попытаться их развить и использовать во благо.

Что же стоит за словом «паранормальное»?

Мы можем предположить, что мир паранормальных способностей человека, это еще одно измерение, некая «высокая материя». Или же все это просто выдумка, научная теория, основанная на куче неподтвержденных фактов.

Каждый сам решает для себя верить или не верить гадалкам и пророкам, но именно озвучивая нашу судьбу, любой провидец обрекает нас на слепое ей следование. Задумайтесь.

  • TonusMozga
  • Распечатать

Источник: https://tonusmozga.ru/sposobnosti/vidy-sposobnostej/paranormalnye.html

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Виды и развитие сверхспособностей

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования.

Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый.

Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность.

Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения.

Следует учитывать, что способности – понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности.

Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования. По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

– репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

– творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

– способность;

– одаренность;

– талант;

– гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность – второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности.

В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

– художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

– общая – интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

– творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

– социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

– практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать.

Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию.

Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность – высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности.

Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль».

Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике.

Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития.

Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии – английский ученый Ф. Гальтон.

Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития.

В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности.

Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач.

Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США.

Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название “шкала Стэндворд-Бине”, стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Диагностика интеллектуальных способностей

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций.

Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени.

Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика – ШТУР – также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

– умение находить аналогии;

– логические классификации;

– логические обобщения;

– нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

– оригинальность в составлении ассоциаций;

– семантическая и смысловая гибкость;

– умение создавать новые идеи;

– уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

– восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

– рабочая память;

– дивергентность – умение обнаружить оригинальное в обычном;

– конвергентность – умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития.

Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области.

Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

– «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

– «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

– «Вербальная фантазия» – определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

– «Запомни и расставь точки» – диагностика объема внимания.

– «Компасы» – изучение особенностей пространственного мышления.

– «Анаграммы» – определение комбинаторных способностей.

– «Аналитические математические способности» – выявление аналогичных склонностей.

– «Способности» – выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

– «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

– «Ваш творческий потенциал» – диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха.

Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата – это только предпосылка к возможному развитию данных способностей.

Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас.

Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант.

А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Источник: http://fb.ru/article/248659/sposobnosti-cheloveka-urovni-razvitiya-sposobnostey-diagnostika-razvitie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.