+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Упражнения для развития мышления

Содержание

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Упражнения для развития мышления

Добрый день, дорогие читатели! Ни для кого не секрет, что чем лучше развито у человека словесно-логическое мышление, тем эффективнее и продуктивнее он учится и работает, познает новое, ориентируется в окружающем мире. Каждый может развивать свое мышление. А какие существуют для этого способы – я расскажу вам в этой статье.

Мышление начинает формироваться с рождения, но у многих это развитие останавливается по разным причинам. Бывает, что достигнув определенного уровня, оно замедляется или вовсе останавливается. Но при желании этот процесс можно ускорить или заново запустить.

Различают такие виды мышления:

  • логическое;
  • творческое;
  • образное;
  • наглядное;
  • абстрактное (словесно-логическое).

Как правило, каждый из нас обладает несколькими его видами, но только одним – лучше всего. Сегодня поговорим о развитии словесно-логического мышления.

Суть словесно-логического (абстрактного) мышления

Любое мышление может быть точным (когда точно понимаем, о чем мы думаем) и абстрактным (обобщенным). Иными словами, человек рассматривает картину не в деталях, а в общих чертах. Он может догадываться, предполагать, обобщать информацию и делать соответствующие выводы.

Главные особенности человека, который мыслит абстрактно:

  • легко оценивает и сравнивает абсолютно разные по характеристикам и назначению явления и предметы;
  • классифицирует и разделяет знания;
  • непрерывно анализирует происходящее;
  • выделяет частные события из целого;
  • извлекает значимое и отсекает маловажные детали и события;
  • классифицирует предметы и явления по определенным признакам;
  • находит точки соприкосновения между общим и частным.

Стоит отметить, что возраст никаким образом не влияет на способность мыслить. Можно тренировать как мышление ребенка, так и взрослого человека. Эффективность таких тренировок также никак не зависит от возраста. Существуют простые и действенные методики тренировок.

Топ 10 упражнений, которые развивают мышление ребенка

  1. Подобрать как можно больше предметов, похожих на придуманное слово. К примеру, можно выбрать те, которые имеют такую же форму. К «земле» подбираем «мяч», «яблоко», «воздушный шар».
  2. Перечислить предметы, которые объединяются каким-либо свойством. Нужно назвать его.

    Примеры: чашка, блюдце, кастрюля – посуда; яблоко, абрикос, груша – фрукты; шапка, рубашка, шорты– одежда.

  3. Из перечня слов необходимо исключить то, которое не подходит ко всем остальным. Яблоко, суп, карандаш, хлеб. (Хлеб)
  4. Придумать связное предложение с произвольными тремя словами. Например, солнце, ананас, покупка.

    У нас сегодня необычная покупка – ананас, похожий на солнце. Видим, что слова по падежам не меняются. Это – лучший вариант ответа. Если будет тяжело, можно склонять слова или уменьшать их количество.

  5. Имеем ряд слов, все из которых кроме одного начинаются или заканчиваются на одну и ту же букву. Необходимо найти это слово.

  6. Придумать как можно больше предметов одного цвета или одинаковой формы. Видоизмененным заданием будет подбор предметов, имеющих похожий вкус, запах и т.п.
  7. Угадать загаданное слово по признакам. Холодный, пушистый, зимний. (Снег)
  8. Взять отрывок из любого рассказа. Придумать к нему начало и логическое завершение в деталях.

  9. Несколько простых словосочетаний: «холодный ветер», «вкусный ужин», «деловое пальто», «огромные проценты» прочитать сначала в правильном, а потом в обратном порядке.
  10. Найти как можно больше отличий межу самолетом и кораблем, яблоком и картошкой и т.п.

Занимаясь с ребенком, помните, что формирование мышления начинается в раннем возрасте.

Возьмите за привычку регулярно задавать малышу какие-то из приведенных выше задачек. Совсем скоро вы сможете заметить, что какие-то упражнения вызывают у малыша восторг. Преподнесите все это в игровой форме. Для ребенка это будет и увлекательно, и полезно одновременно.

Топ 10 упражнений, которые развивают мышление взрослого человека

  1. Разгадывайте кроссворды и шарады.
  2. Произносите слова и целые предложения в обратном порядке.
  3. Из выбранного отрывка текста придумайте кусочек, по смыслу противоположно отличающийся от исходного.
  4. К выбранным словам придумайте как можно больше характеристик.

  5. Командное упражнение: член одной команды осуществляет какое-то действие, а другая команда ищет его причину. К примеру, кто-то выпил воду, разгадкой этого действия будет «возникновение жажды».
  6. Развивайте левую руку, если вы правша, а правую – если левша.

    Можно начать с самого простого – держание ложки или вилки.

  7. Командное упражнение. Члены одной команды произвольными словами описывают какой-то детский стих или мультик, который всем знаком. При этом имена людей и клички животных нужно пропускать.

    Противоположная команда должна догадаться, о каком стихе или песне идет речь.

  8. По перечисленным свойствам, цвету, форме, запаху, сфере использования, нужно догадаться, о каком предмете идет речь.
  9. Без слов нужно показать предмет, а участники игры должны догадаться, о чем идет речь.

  10. Нужно придумать первое слово – начало ассоциативного ряда, а после этого подобрать к нему как можно больше ассоциаций. К примеру, белый – снег – зима – холод – Рождество и т.д.

Эти упражнения имеют разный уровень сложности. Если вы чувствуете, что задание вам не под силу, начните с более легкого.

Чем чаще и усерднее вы будете заниматься, тем более развитым будет ваше мышление. К тому же многие из перечисленных выше командных развлечений могут стать хорошим вариантом досуга с друзьями и близкими.

Периодические тренировки внимания и ассоциативного мышления наилучшим образом сказываются на развитии фантазии и воображения, а также дают возможность улучшить память, творческую деятельность в любой сфере и в целом значительно повысить качество жизни.

Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением

Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:

  • легко запоминать большие объемы информации;
  • абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
  • даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
  • быстро адаптироваться в незнакомых условиях.

Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.

Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.

При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:

  • наука;
  • творчество;
  • интеллектуальные виды спорта;
  • карьера;
  • обучение и т.д.

Рекомендация для всех

И для детей и для взрослы, будет очень полезно тренировать своё мышление в игровой форме. Благо, в современном мире есть интернет. Я вам настоятельно рекомендую, присмотреться к программам викиум.

Там представлено множество упражнений в игровой форме, с описанием к каждому упражнению. Т.е. вы можете выбрать упражнения именно на тот тип мышления, который нужно «подкачать».

Вся статистика записывается в личный кабинет и с течением времени вы сможете легко отследить свой прогресс.

Заключение

Рекомендую, также прочитать статью с рекомендациями о том, как найти вещь которую забыл куда положил. Ведь согласитесь, что у вас были такие ситации, когда ну никак не удается вспомнить, где же лежат ключи и т.п.?

Кстати, тренируя постоянно свой мозг, вы будете намного реже забывать вещи или какие то важные события.

До свидания, дорогие читатели! Будьте внимательны к себе, живите интересной и насыщенной жизнью! До новых встреч на страницах блога!

Источник: http://qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/slovesno-logicheskoe-myshlenie.html

Развитие мышления: приемы, методы, упражнения

Упражнения для развития мышления

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность.

Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности.

Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь.

Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления.

Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ.

Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления.

А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны.

Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки.

И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать.

Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях.

Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано.

Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности.

Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно.

С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность.

Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

Упражнение «Воссоздание образов»

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила.

А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя.

Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Упражнения «Фантастические образы»

Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость.

Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным.

Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».

Источник: https://psychologist.tips/3659-razvitie-myshleniya-priemy-metody-uprazhneniya.html

8 упражнений для тренировки творческого мышления

Упражнения для развития мышления

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна.

Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам.

Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский.

Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет.

Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач).

Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»).

Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного.

Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1).

Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов.

Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток.

Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость.

Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует).

В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа.

Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой.

Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком).

Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер.

 А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос.

Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри.

Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными.

Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие.

Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru.

 Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом.

Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж.

Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое.

Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления.

На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица.

Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка).

Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации.

Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг.

Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова.

Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.  

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Источник: http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/stil-zjizny_razgovory/effektivnyie-uprajneniya-dlya-tvorcheskogo-myishleniya/

Упражнения для развития логического мышления

Упражнения для развития мышления

Вы здесь

Логическое мышление – не врожденный дар. Логику можно развить, а логически мыслить – научиться. Используя логическое мышление, человек начинает мыслить четко, по делу, четкими понятиями. Достичь хороших результатов тем, у кого логическое мышление развито слабо, можно двумя способами:

  • при помощи теоретической логики;
  • при помощи практического обучения логике.

Теоретическая логика

По определению логическое мышление необходимо только в математике и в науке, однако этим его необходимость не заканчивается. Развитие данного метода рассуждения позволяет в пожилом возрасте сохранить остроту ума и является профилактикой заболевания Альцгеймера.

Чтобы научиться рассуждать логически, пойдя по теоретическому пути, необходимо поступить в университет или институт.

Там проводятся занятия по логике, на которых изучают категории, законы и правила логического мышления.

Несмотря на то, как развито логическое мышление – хорошо ли, слабо ли, поступление в технический ВУЗ доступно не всем. На уровне любителя теорию тоже можно изучить, и для этого нужно будет знать следующие понятия:

  • логика языка (логический анализ);
  • понятие в логике;
  • определение в логике;
  • суждение в логике;
  • законы логики;
  • умозаключение;
  • силлогизмы;
  • типы рассуждений.

Практическое обучение логике

В современном мире практическая логика сводится к тому, что человек решает задачи, разгадывает ребусы или проходит тест на уровень интеллекта. Но о том, чтобы применять данный способ рассуждения в реальной жизни, говорится редко.

Зачем нужно логическое мышление, для чего его развивать? Конечно, чтобы направить его в жизнь. И развивать способность рассуждения лучше всего с использованием и теории, и практики. Конечной целью тех, кто хочет развить логику, должно быть применение ее подсознательно, не напрягаясь.

Поэтому главной задачей стоит получить теоретические знания самостоятельно, «для личного пользования». Эти знания включают в себя законы логики и правила аргументации, мыслительные операции и формы мышления, методы, модели и теории и даже пополнение словарного запаса.

Смотрите видео о том, как развить логическое мышление.

Эти знания нужно подкреплять, выполняя такие упражнения на логическое мышление как:

  • логические задачи;
  • тесты на логическое мышление;
  • логические книги.

Знания как практические, так и теоретические, время от времени нужно пополнять. Упражнения на развитие данного метода мыслить необходимо шлифовать, дополнительно читая книги, изучая статьи и цитаты и даже просматривая видеоуроки.

Виды логического мышления

Логика – это наука, связанная с другими науками. Например, с физикой, биологией, математикой и химией. Понимание взаимосвязей объектов, их признаков и т.д. – это самое главное, на чем основывается все логическое мышление.

Данный тип мышления бывает трех видов:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Что обозначают эти понятия?

  1. Наглядно-действенное мышление – направлено прямо на объект, восприятие предметов как таковых непосредственно.
  2. Наглядно-образное мышление –  это тип, при котором необязателен непосредственный контакт с объектом.
  3. Словесно-логическое (ситуативное мышление) – мышление, при котором может наступить так называемое озарение, когда память толкает на контакт с предметом или объектом, которого по факту нет.

Читайте об известных психических расстройствах у мужчин и женщин.
А также о существовании приемов и методов манипулирования людьми.

Игры и упражнения для развития мышления

Логическое мышление лучше всего развивать с детства. А тренировка логического мышления через игры и увлекательные упражнения будет ребенку только в радость.

Чтобы сформировать у ребенка способность объединять предметы или явления по общему признаку, можно играть в игру «Назови одним словом». Для этого ему предоставляется перечень слов, которые он должен назвать одним. Эта игра может быть двух вариаций.

  1. Назвать одним словом группу слов:
  • Валентина, Екатерина, Людмила, Надежда, Татьяна – …;
  • буфет, диван, комод, кресло, кровать – …;
  • Астана, Баку, Варшава, Кишинев, Лиссабон – …;
  • тарелка, стакан, бокал, кружка, нож – …;
  • июль, май, ноябрь, март, октябрь – …
  • балетки и калоши – это…;
  • пятнашки и лапта – это…;
  • весна и лето – это…;
  • шуба и дубленка – это…;
  • Лысенко и Дегтеревич – это…

Развивать способность логически рассуждать необходимо с самого раннего детства. Обобщенные и отвлеченные понятия логического мышления можно отработать, занимаясь таким упражнением:

«Найди лишнее слово» – упражнение для развития логического мышления

В этой игре необходимо попросить ребенка выбрать одно, по его мнению, лишнее слова из списка с 4 словами. Вот примеры:

  • маленький, низкий, крошечный, ветхий;
  • злой, лютый, недобрый, храбрый;
  • картофель, морковь, лук, абрикос;
  • булка, хлеб, лепешка, творог;
  • осень, зима, весна, час;
  • чемодан, клатч, рюкзак, тарелка;
  • шапка, берет, кепи, туника;
  • планшет, смартфон, айпад, журнал;
  • веник, мыло, шампунь, зубная паста;
  • крыжовник, ель, ясень, сосна.

Детям можно предложить поиграть в антонимы. Для этого им нужно сказать что-то типа: «давай, я назову слово, а ты – противоположное по значению». Например:

  • жарко – холодно.
  • грязно – чисто.
  • мягкий – твердый.
  • умный – глупый.
  • веселый – грустный.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления «Калейдоскоп»

Для этого упражнения нужна группа людей. Один из них будет водой. Вода спрашивает у каждого, какой цвет ему нравится, отворачивается от участников упражнения.

Затем участники упражнения меняются местами, а вода должен назвать любимые цвета каждого из них. При этом, если водящий ошибется, водить в следующей игре будет тот человек, на ком произошла ошибка.

Если проводить упражнение в игровой форме, можно назначить приз тем, кто назовет все цвета без ошибок.

Полезно, также, развивать наглядно-образное мышление. Это делается при помощи специальных задачек с картинками. 

Источник: https://www.rutvet.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-10017.html

ак развить мышление. Несколько мощных упражнения и рекомендаций!

Упражнения для развития мышления

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться  “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Упражнения для развития мышления

Упражнений очень много, если почитать интернет или какую-то литературу, то можно найти целую кучу разного рода тренировочных упражнений для развития вашего интеллекта.

Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.

Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.

Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.

Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.

Это самое ценное.

Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.

Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.

Чашка кофе

Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.

Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.

Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.

Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.

Итак, для начала возьмите чашку для кофе или  какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.

Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.

Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.

Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали  упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.

Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.

Упражнение  увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то.  Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится  поможет воспитать из ваших детей гениев.

Свободные ассоциации.

Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.

И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.

Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.

Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.

Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно  дает эффекта.

Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.

Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.

Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.

Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.

Игры

Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.

Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.

Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.

Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.

Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд.  Старайтесь запоминать расположение фигур и  внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.

Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.

Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.

P.S

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

Источник: https://dramtezi.ru/sekret/kak-razvit-myshlenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.