+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Развиваем умение правильно задавать вопросы

Содержание

4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы – EduNeo

Развиваем умение правильно задавать вопросы

Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.

Учиться задавать вопросы надо, чтобы:

  • перейти от монолога в общении к диалогу;
  • получить необходимую информацию;
  • перехватить инициативу в общении;
  • выказать внимание к собеседнику;
  • перевести разговор в нужное вам русло.

✔️ По структуре: простые и сложные/закрытые и открытые

Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».

Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».

Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).

Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.

Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

✔️ По способу запроса: уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

Уточняющие вопросы (или «ли» — вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.

Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.

Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.

Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.

Перефразирование– вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.

Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..

Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.

Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».

Провокационные — задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.

Сбивающие вопросы — переводят внимание в русло интересов спрашивающего.

Правила постановки вопросов:

  • Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
  • Вопрос формулируется кратко и ясно.
  • Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
  • Должна быть логика постановки вопросов.
  • Необходимо внимательно слушать собеседника.
  • Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
  • Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
  • Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.

Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”

№1. “Простые и сложные вопросы”.

Группа разбивается на пары.

На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу.

Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут.

Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.

Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях.

По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов.

Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.

№2. “Обратная связь”.

Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).

Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения

№3. “Выявление потребностей”. 

Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.

Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “

Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.

№4. “Разведка”.

Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.

Суть упражнения — выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).

Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.

Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.

Источник: https://www.eduneo.ru/4-poleznyx-uprazhneniya-uchimsya-pravilno-zadavat-voprosy/

Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы?

Развиваем умение правильно задавать вопросы
Самосовершенствование 22 мая 2016

Умение общаться очень нужно в современном мире. “Что же сложного?” – спросите вы. Говорить мы умеем со времен детского сада.

Действительно, разговаривают все люди, однако возле одних всегда толпа людей, которая ловит каждое их слово, а другие, пытаясь построить словесную конструкцию, путаются в простейших фразах, что не настраивает собеседников на длительное и плодотворное общение.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как задать правильный вопрос. Это умение может пригодиться вам в любой ситуации, при прохождении собеседования и заключении сделки, на совещании и при выступлении с докладом, при любом бытовом конфликте и сложном разговоре с подростком.

Читая дальше, вы поймете, что спросить порой намного сложнее, чем ответить. Более того, если вам известно, как задать правильный вопрос, то вы уже знаете ответ на него и можете просчитать, как развернется диалог дальше.

То есть тот, кто задает вопросы, задает направление беседы, структурирует и направляет ее в нужное русло.

Для чего задавать вопросы

Даже сам знак вопроса напоминает нам рыболовный крючок. И действительно, в любом диалоге именно вопрос является тем крючком с наживкой, на который можно поймать собеседника. Если вы знаете, как задать правильный вопрос, то вы легко повернете беседу в любую сторону.

Однако это не говорит о том, что вопросы используются исключительно в манипулятивных целях. Вовсе нет, на самом деле хорошо сформулированный, он предполагает достаточно большое количество возможных альтернатив.

Вопрос помогает получить новую информацию, открывает собеседника к диалогу, направляет беседу и помогает уточнить определенные моменты.

Но и это еще не все. Так как задать правильный вопрос не так легко, как кажется на первый взгляд, это остается навыком меньшинства. Именно эти люди могут легко перевести разговор на другую тему, подсказать ответ. Функциями вопроса является также и демонстрация своей оценки, своего мнения, настройка эмоций собеседника на определенный лад.

Если рассмотреть процесс освоения новых знаний, то здесь умение сформулировать вопрос является своеобразным мерилом глубины осознанности полученного материала. Недаром говорят, что только умеющие мыслить задают вопросы. То есть, чтобы задавать вопросы, нужно очень хорошо ориентироваться в данной теме.

Развитие умения задавать вопросы

Говоря о том, как научиться задавать правильные вопросы, невольно вспоминаешь свои школьные годы. Первые навыки идут именно оттуда, и зачастую они сформированы неправильно. Стандартная форма обучения формирует у детей представление, что на любой вопрос есть единственно правильный ответ.

То есть убивается желание мыслить, используется только заучивание. При этом ситуация, когда задается вопрос, на который готового ответа нет, воспринимается как неприятная. Хотя данная ситуация совершенно нормальная.

Осознавая, что не знаешь ответа на вопрос, и пытаясь найти на него ответ, мы на шаг приближаемся к тому, как научиться задавать правильные вопросы. При этом чем старше человек, тем более ригидным становится его мышление и тем сложнее будет ему перестраиваться на новые навыки, поэтому учиться спрашивать нужно с раннего детства.

А вопросы, по сути, нужны, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому если вы научились их задавать, то будете более успешными, чем те, кем этот навык не был усвоен.

Где лучше задавать вопросы

На самом деле сложно описать какую-либо сферу жизни, которая требует развития данного навыка. С одной стороны, можно обойтись без него, а с другой стороны, вы будете более успешны в любой области, если знаете, как задавать правильные вопросы. При любом разговоре, даже личном, звучащие правильно вопросы помогут:

  • Проявить интерес к собеседнику, неважно, к профессиональной стороне его личности или к личностным качествам.
  • Обеспечить доступность понимания своих ценностей для собеседника и открыть для себя его политику.
  • Завладеть инициативой в ведении беседы. Это самый главный навык начинающего оратора или любого публичного деятеля. Вопросы помогут удержать беседу нужное количество времени, сменить тему, прервать монолог собеседника.
  • В зависимости от ваших целей вопросы помогут приобрести нужную информацию, намекнуть на личную позицию, проявить доверие или готовность уделить нужное количество времени для разговора.

Для того чтобы отработать данный навык, следует научиться вести внутренние диалоги, а также попрактиковаться с внешними диалогами.

Что такое внутренний диалог

Это первая ступенька, которую нужно пройти, если вы хотите знать, как задать правильный вопрос человеку. Именно внутренний диалог позволит вам научиться формулировать мысли. Причем нельзя допускать, чтобы этот процесс шел хаотично. У него есть конкретная цель – подробный анализ определенной ситуации или проблемы.

Причем есть список вопросов, которые применяются при этом. Первый вариант включает классические вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?», то есть описание ситуации в целом. Вторая группа вопросов позволяет рассмотреть каждый из перечисленных более подробно.

Они связаны с аспектами фактов и желаний, чувств, времени, препятствий и средств. То есть вопросы должны уточнять данные аспекты в рамках заданной темы. Именно они помогают в осознании и принятии решений, исходя из своих потребностей, предпочтений и определения влияния других людей на ситуацию.

Так намного проще понимать свой внутренний мир, организовывать внутренний диалог и получать вразумительные ответы.

Вопросительные слова

Чтобы отточить данное умение и перенести его на внешний диалог, существует следующее упражнение. Так как задавать правильные вопросы при общении совсем не просто. Будем учиться с самых азов. Вам нужно придумать для себя определенную тему, например «Конфликт».

Теперь вспомните различные понятия, связанные с этой темой, и запишите их в правое поле таблицы (лист, поделенный пополам). Это может быть гнев и неоправданные ожидания, непонимание и разрыв отношений, снятие напряжения и примирение. В левую часть дописывают вопросительные слова (не менее 10).

Теперь вам предстоит сформулировать как можно больше вопросов, которые сочетали бы элементы обоих колонок. Вспомните ситуации конфликтов, причины которых вам были неясны.

После проведения этой работы нужно проанализировать список, выбрать пару вопросов, наиболее проницательных, продуктивных, и постараться аргументировать для себя, исходя из каких критериев был сделан такой выбор.

Такие разные вопросы

Здесь вам потребуется собеседник, на котором можно будет отрабатывать умение находить наиболее подходящий в данной ситуации вопрос. Суть метода очень простая. Вам нужно определиться с темой, которая была бы вам лично интересна.

Теперь выпишите для себя несколько вопросов по ней, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», а также другие, которые подразумевают развернутый ответ. Например: «Слышали ли вы раньше о нашей компании»; «Что вы знаете о нашей компании».

Попробуйте провести диалог, используя те и другие варианты вопросов, и сравните результаты.

Вопрос, на который нет ответа

Это еще одна прекрасная игра, которая отлично тренирует умение задавать правильные вопросы. Помните детскую игру «Купи слова»: как отчаянно искали правильный вариант ответа, натыкаясь каждый раз на «все говорят, а ты купи слона».

Помимо выдержки и терпения, она развивает умение находить такую словесную конструкцию, которая позволит успешно выйти из сложной ситуации. В диалоге мы не всегда задаем вопросы, приходиться и отвечать.

Поэтому обратный навык тоже очень помогает.

«Ромашка вопросов»

Попрактиковаться в теории задавания вопросов можно и используя эту простую технику. Вам снова потребуется выбрать для себя интересную тему, она может касаться взаимоотношений в коллективе, в семье или чего-то другого на ваш выбор. Теперь перед вами – шесть лепестков, каждый из которых будет содержать только один вариант вопросов:

  • Практические вопросы. То есть взаимосвязь теории с практикой («Анализируя ситуацию, как бы вы поступили на этом месте?»)
  • Простые вопросы. Это обычное уточнение фактов, событий, определенной информации.
  • Оценочные вопросы. Тут все просто, выясняется, в чем отличие, почему это хорошо, а это плохо.
  • Уточняющие вопросы («То есть»; «Если я вас правильно понимаю…»)
  • Интерпретационные вопросы.
  • Творческие вопросы («Что было бы, если бы данная ситуация разворачивалась 2000 лет назад?»)

Такие занятия позволят вам развить умение постановки вопросов, однако без применения на практике, в диалоге, выработать навык не удастся.

Начните с себя, или Подготовка к диалогу

Не зря профессионалы говорят: задавай правильные вопросы, получай правильные ответы. Однако легко быть гением в обычной дружеской беседе. В любой другой ситуации появляться неподготовленным на встрече недопустимо. У вас должны быть набросаны вопросы заранее.

Причем, начиная беседу, обязательно постарайтесь установить с человеком хорошие отношения. Прежде чем расспрашивать собеседника о том, что интересует вас, стоит показать ему, насколько он вам интересен.

Для этого отлично подойдут открытые вопросы, в которых вы попросите человека немного рассказать о себе, о том, как он провел день, как добирался на встречу, удобно ли ему сейчас.

Как только беседа перейдет в деловое русло, можно будет переходить к заготовленным заранее вопросам. Так вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Умение задавать открытые вопросы

Говоря о том, как правильно задавать вопросы людям, необходимо отметить, что обычно это сводится к умению задать открытый вопрос (он предполагает развернутый ответ). То есть вы как интервьюер не ждете заготовленного ответа, вы хотите услышать мнение человека на заданную тему.

Уже это само располагает к беседе с вами, вы таким образом выказываете уважение. Если вам нужно знать больше фактов о ситуации, можно задать уточняющие вопросы: «Кто имеет к этому отношение?» Очень важно узнать, как собеседник относится к данной ситуации.

Для этого обязательно спросите: «Каково ваше мнение?»

Для хорошего интервьюера очень важно уметь держать нейтральную позицию.

Не навязывайте свое мнение, хотя можно спросить: «Не рассматривали ли вы такой вариант?» Обязательно регулярно интересуйтесь у своего оппонента, чем обусловлено такое решение, как он пришел к такому заключению. То есть открытые вопросы – это способ вовлечь собеседника в диалог, вывести его из состояния замкнутости и настроить на диалог.

Умение задавать закрытые вопросы

Казалось бы, открытые вопросы идеальны для проведения любых бесед и интервью. Однако бывают моменты, когда ими не обойтись.

Например, чтобы задать правильный вопрос мужчинам в обсуждениях, стоит сформулировать его максимально четко и лаконично, чтобы получить такой же ответ. Деловые мужчины, как правило, не любят пространных диалогов, для них нужен четко структурированный диалог.

Чем лучше вы к нему подготовитесь, тем удачнее он пройдет. К тому же открытые вопросы всегда таят в себе опасность, что собеседник поведет диалог в сторону.

Поэтому нужно быть начеку и закрытыми вопросами (то есть такими, которые предполагают однозначный ответ либо ответ “да”/”нет”) возвращать собеседника к сути. Для этого в вашем арсенале есть ряд вопросов “как?”, “что?”, “кто?”, “куда?” и тому подобные.

Теория без практики бесполезна, поэтому, чтобы действительно научиться задавать правильные вопросы, нужно ежедневно в диалогах оттачивать свое умение, анализировать ход беседы и достигнутый результат. Не бойтесь неудач, это тоже бесценный опыт, благодаря которому вы поймете, какими приемами лучше не пользоваться.

Источник: .ru Дом и семья
Как научить ребенка держать карандаш правильно: советы родителям

Овладевать навыками письма малыш начинает еще задолго до того, как становится школьником. Дело в том, что рисуя фломастерами или кистью, у ребенка развивается мелкая моторика, которая непосредственно в будущем влияет …

Дом и семья
Как научить детей сморкаться? Как ребенка научить сморкаться правильно?

Детство ни у кого не обходится без таких обычных явлений, как простуда и насморк. Для того чтобы избежать более серьезных неприятностей и осложнений в здоровье, недопустимо лечение пускать на самотёк. Основное правило…

Дом и семья
Как научить ребенка правильно держать ручку – советы родителям

Ваш малыш подрос, и самое время идти в школу и познавать навыки письма. На первый взгляд здесь нет ничего сложного и непостижимого, но маленькому человеку необходимо не только научиться писать, но и постичь саму техни…

Дом и семья
Как научить ребенка жевать твердую пищу? Актуальность вопроса

Как научить ребенка жевать твердую пищу? Этот вопрос волнует всех родителей. В данном случае на помощь приходит голод. Именно он, являясь мощным стимулом, помогает новорожденному приспособиться к груди. Научиться жева…

Дом и семья
Мамин вопрос: как научить ребенка садиться самостоятельно?

В возрасте около восьми месяцев позвоночник и мышцы спины и груди малыша обычно уже готовы к тому, чтобы освоить такой важный навык, как сидение. Нужно ли помогать ребенку в приобретении этого умения? Как научить ребе…

Духовное развитие
Как научиться летать человеку? Как человек научился летать?

Кто из нас, земных, может похвастаться неземным чувством полета? Да кто угодно! Одни парят во сне, другие – от большой любви, третьи – в своих фантазиях. И при всем этом разнообразии мысленных полетов, мы …

Искусство и развлечения
Отвечаем на вопрос, как научиться петь

Практически все люди любят музыку. Если смотреть на все объекты симпатий человека, то музыка – один из самых древних. Многие тысячелетия она служила не просто развлечением, но и жизненно важной составляющей. Она…

Новости и общество
Как научиться правильно говорить?

Как научиться правильно говорить? Этот вопрос в современном мире занимает все больше людей. Ведь порой от красноречия зависит успех в карьере, исход собеседования, встречи с деловыми партнерами, даже разговора с прода…

Образование
Телепортация человека – как научиться? Перемещение в пространстве и времени
Еще в первом веке до нашей эры паранормальные явления происходили с различными людьми и предметами. Многие ученые посвятили изучению этих феноменов всю свою жизнь. Известный американский исследователь Чарльз Форт впер…

Образование
Как задать общий вопрос в английском языке? Примеры

Для общения с иностранцами порой достаточно просто жестов, но бывают ситуации, когда крайне необходимо что-то уточнить. Здесь и начинаются трудности, поскольку мало кто помнит, как задать общий вопрос в английском язы…

Источник: http://monateka.com/article/213325/

Для чего нужно уметь задавать вопросы. Умение задавать вопросы

Развиваем умение правильно задавать вопросы

Когда я смотрю или прослушиваю чье-либо интервью, больший интерес у меня вызывает не тот человек, у которого берут интервью, а тот, кто ведет беседу и задает вопросы. Мне кажется, что от того, какие задаются вопросы и зависит, насколько будет интересным это интервью.

Раньше я считала, что в работе интервьюера для меня много недостижимого, но со временем и с опытом стало понятно, в чем заключается искусство вести беседу и проводить интервью.

Любите ли вы задавать вопросы?

Мы все очень привычно относимся к тому, что маленькие дети хотят все знать и поэтому задают очень много разных вопросов.

Сначала мы этому умиляемся, потом стараемся искренно отвечать на них, затем наступает легкое раздражение, иногда сдерживаемое, иногда нет.

Наконец с радостью понимаем, что этот период почемучек как-то незаметно для нас закончился, и с легкой грустью иногда о нем вспоминаем.

Возможно и по этой причине тоже, многие люди считают, что если они будут задавать вопросы, то о них будут думать, что они ничего не знают. Раньше любознательность и любопытство не были в уважении и почете.

Конечно, я вижу, что отношение людей к разным вещам сейчас меняется, и во многом в лучшую сторону. Но практика показывает, что взрослые люди не любят спрашивать, боясь показаться несведущими в чем-то.

Хотя этот миф может развеять Интернет — неиссякаемый источник ответов на любые вопросы.

Возможно, что люди не задают вопросов по одной простой причине: они их не умеют задавать, и не знают как правильно это делать. Здесь мне многие могут возразить: ну что в этом сложного, этому и учить не нужно.

Но я отлично помню тот тренинг, на котором нас учили правильно задавать вопросы, и после которого я поняла, что раньше я не умела задавать вопросы.

Поэтому частенько получала в качестве ответов совсем не то, что я хотела.

«Каков вопрос — таков и ответ» — это самое ценное правило, которое надо проговаривать как мантру, когда ты хочешь что-либо спросить. А для того, чтобы знать как правильно спросить, нужно знать некоторые особенности и правила, которые присущи технике задавания вопросов.

Вообще, умение правильно задавать вопросы — качество, которое может пригодиться не только в деловой сфере. От того, насколько хорошо вы будете владеть приемами, зависит вся ваша коммуникация в целом. Мы наблюдали такой интересный момент, когда этот навык играл заметную роль во взаимоотношениях внутри семьи и в кругу друзей.

Прежде всего, давайте разберемся, какими бывают вопросы. Так как применение разных видов вопросов может приводить к разным результатам.

Вопросы делятся на несколько групп:

1. Открытые и закрытые. С этими видами вопросов все просто: на открытый вопрос можно получить неодносложный ответ, а на закрытый — односложный, да или нет.

«Расскажите, пожалуйста, о том, как ваша компания добилась таких результатов всего за один год?» — это открытый вопрос, и он подразумевает, что собеседник будет рассказывать о предмете вопроса не одним предложением.

Здесь важно не задать слишком открытый вопрос, иначе слушать придется очень долго.

«Вас устраивает обслуживание в нашей фирме?» — такой вопрос считается закрытым, на него обычно отвечают «да» или «нет». При всей их видимой неэффективности, закрытые вопросы могут помочь завершить сделку, ведь нам нужно получить от клиента три «да», не правда?

2. Альтернативные вопросы. Такие вопросы предоставляют собеседнику выбор без особого выбора.

«Ты предпочитаешь провести встречу в первой половине дня или во второй?», или » «Дорогой, ты будешь красную икру или черную?».

Мы как бы не даем времени подумать собеседнику, о том, что есть другие возможности, и ему надо выбирать только из этих двух вариантов. А мы получаем именно тот ответ, который нам нужен.

3. Вопрос на вопрос. Бывают ситуации, в которых самым лучшим выходом будет ответить на неудобный вопрос вопросом. Например, «Сколько раз вы были замужем?» —  «А почему вас это интересует?».

4. Перефразирование. Часто помогает в тех случаях, когда требуется удержать внимание, или когда обдумывание ответа занимает больше нескольких секунд, рекомендуется перефразировать тот же вопрос по другому, а в это время продолжать думать о том, как ответить лучше.

К примеру, клиент: «Скажите, сколько у вас стоит самая дешевая дверь?». Ясно, что односложно ответишь, клиента потеряешь.

Поэтому можно спросить: » Правильно ли я вас понимаю, что вы подбираете дверь, исходя из соотношения «цена-качество»… Варианты могут быть любые, здесь важно удержать внимание клиента и понять, что именно ему нужно.

5. Наводящие вопросы. Такие вопросы могут при должном умении с вашей стороны, задать иное направление беседе. «Я слышал, что в этом году вы открыли филиальную сеть в нескольких городах. Расскажите, как вам это удалось?»

6. Уточняющие вопросы. Отличный пример  — спросить у другого человека, что он имеет ввиду, когда говорит об этом. Анекдот в тему:

— Где это вас так, девушка?— Что вы имеете ввиду?— Ну, в челюстно—лицевую просто так не привозят!

— Вы с ума сошли? Я медсестра!

Если вы понимаете, что вопрос вам не до конца ясен, и на него можно ответить по-разному, переспросите у собеседника «Что он имеет ввиду?». Такой прием отлично работает и деловых переговорах и обычной жизни. Посмотрите мастер класс Дмитрия Норка, и вы сможете убедиться, насколько важен этот вопрос в работе с клиентами.

7. Риторические вопросы. Предполагают, опять же, правильно настроить ход беседы и в нужный момент добить внутреннего согласия и расположения клиента. Такие вопросы могут быть связаны с политикой, с новостями, погодой, ситуацией, отдыхом.

Вы задаете вопрос в никуда, вроде бы ни к кому определенно не обращаясь, но в то же время выявляя тех, кто думает так же. Ответ на него, как бы всем очевиден, и по сути, этот вопрос не требует ответа. Есть цитата в тему: «Не каждый вопрос предполагает ответ».

8. Внушающие вопросы. С помощью таких вопросов мы намеренно влияем на собеседника и управляем ходом разговора. «Вы же намерены… Вы же согласны… Вас же устраивает…»

9. Извлекающие вопросы. Вопросы, с помощью которых можно выяснить какую-либо проблему, сложность, задачу, и сфокусировать именно на них.

10. Проблемные вопросы могут обозначить проблему, которая нуждается в проработке, и выяснить, насколько это важно для собеседника.

Итак, я перечислила далеко не все, но самые основные виды вопросов, с помощью которых можно научиться вести беседу, диалог, переговоры наиболее эффективно.

Не секрет, что именно искусство владения техникой задавания вопросов, в первую очередь актуально в сфере продаж и переговоров.

Так как именно от умения продавца завершать сделки зависит прибыль компании, а следовательно и денежное вознаграждение продавца.

Но всегда следует знать и помнить, что для того, чтобы задавать вопросы, необходимо  хорошо изучить и знать предмет, о котором будет идти речь. Конечно, в первую очередь это относится к деловой сфере деятельности. «Чем больше мы владеем информацией, тем больше мы владеем миром» — известная цитата, которая на 100% оправдывает все наши усилия по проведению встреч и переговоров.

Вопросы задавать непросто. Этому нужно учиться и для этого нужны тренировки. Переделать свою речь, добавить в нее «чужеродные» слова, возможно лишь только под управлением наставника, либо тренера. В чем я неоднократно убеждалась на примере своих менеджеров.

Лишь только после многих тренировок, когда эти фразы станут вашими, приятно наблюдать, что твои подопечные наконец-то овладели техникой и теперь умеют правильно задавать вопросы. Что является залогом успеха в переговорах. Кто задает вопросы, тот и ведущий.

Вы же не хотите упускать свою инициативу во время проведения переговоров? Тогда учитесь правильно задавать вопросы.

Веселое видео о вопросах, советую посмотреть. Понятно, что герой не знает о правилах и о том, как надо задавать вопросы. Но зато он их записал, что тоже немаловажно — советую обратить внимание.

Если вы хотите найти быстрее нужную и полезную информацию, зайдите на эту страницу, и вы легко сможете соориентироваться в моем блоге.

“Успевайте больше за меньшее время вместе с 

Источник: https://kopilkasovetov.com/prodaem-krasivo/dlya-chego-nuzhno-umet-zadavat-voprosyi

Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы

Развиваем умение правильно задавать вопросы

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

  • Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
  • Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
  • Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
  • Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
  • Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
  • Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

  • Стратегия «Вопросительные слова»

Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова.

В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10.

После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.

  • «Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

  • Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
  • Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
  • «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy

Нужно ли учить задавать вопросы?

Развиваем умение правильно задавать вопросы

Что такое вопросы? На первый взгляд — это из области повседневности, что-то давно известное и изученное. Действительно, вопросы знакомы всем и каждому. С самого детства человек задает вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Зачем?», «Почему?».

Значение детских вопросов переоценить невозможно. Вопросы «запускают» механизмы активного поиска, направляют мышление на поиск ответа, пробуждают потребность в познании.

Не случайно умение задавать вопросы занимает одно из ведущих мест в перечне метапредметных результатов коммуникативных УУД.

Но умеем ли мы задавать вопросы? Оказывается, умением задавать вопросы владеют совсем немногие.

Американский исследователь Алисон Кинг пришла к выводу, что «умение задавать продуманные вопросы — это навык, которому следует обучать.

Дело в том, что большинство людей обычно задают примитивные вопросы, при ответе на которые требуется лишь небольшое напряжение памяти. Только умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Этому следует учиться.»1

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений. Обучение этому умению позволяет научить учащихся обобщать материал, воспитывает внимание к деталям окружающего мира, а также учит выделять главное, обнаруживать проблемы, способствует эффективному пониманию текста. Попутно необходимо вести работу над развитием речи учащихся (словарный запас, точность и выразительность, эмоциональность).

Умение правильно задавать вопросы — качество, которое необходимо не только в школьной практике, но и в жизни. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.

Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в сети Интернет. Задавать вопросы в интернете — это тоже искусство. Необходимо сформулировать ключевые вопросы, на которые «поисковик» даст содержательные ссылки.

Таким образом, умение задавать вопросы — это инструмент, который поможет:

  • приучить детей к внимательному чтению;
  • расширить кругозор учащихся;
  • научить ребят эффективно работать с информацией;
  • создать условия для формирования УУД.

Я использую инструменты ТРИЗ-педагогики, которые изучила на семинарах ведущего научного сотрудника лаборатории «Образование для Новой Эры» Александра Фёдоровича Кавтрева на семинарах для педагогов и методистов, проведенных в нашем городе, а также в его дистанционном курсе «Формирование метапредметных образовательных результатов средствами ТРИЗ-педагогики», размещенном на сайте Школьной лиги РОСНАНО.

Ниже я привожу фрагмент урока с использованием приемов ТРИЗ-педагогики по формированию у учащихся умения задавать вопросы.

Предмет: окружающий мир, 3 класс.

Тема:«Семь чудес света».

Цель: научить школьников осмысленно задавать вопросы для получения актуальной и точной информации.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты, в том числе метапредметные 
Постановка учебной проблемыПогружение в тему, мотивация учащихся, постановка проблемной задачи.Работа с взаимосвязями, применение универсальных принципов работы с информацией, ответы на вопросы учителя.Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). 
Актуализация знанийПовторение изученного материала.Участие в беседе на основе вопросов учителя. Формирование умения структурировать знания, сопоставлять события и факты. 
Изучение нового материалаРассказ учителя. Работа в группах, составление вопросов.Освоение решения проблемных задач, способов работы со знаниями.
Закрепление изученного материалаОбобщение полученных знаний.Делают выводы и обобщения по алгоритму, решают проблемные задачи, поставленные в начале урока.Развитие базовых способностей (мышление, воображение, сопоставление).
Домашнее заданиеОбъяснение выполнения домашнего задания.Записывают домашнее задание, знакомятся с раздаточным материалом, задают уточняющие вопросы.
Подведение итогов урокаНа примере видео сюжета показывает связь чудес света с современностью.Самооценка.Формирование УУД по оценки процесса и результатов индивидуальной и групповой работы.

Ход урока.

Постановка учебной проблемыАктуализация знанийИзучение нового материала- Ребята, Вы готовы отправиться в удивительное путешествие к чудесам?- А главными помощниками в нашем путешествии станут вопросы.

Сегодня мы продолжим учиться задавать вопросы и с их помощью открывать новые тайны и загадки Вселенной. – Давайте вспомним виды вопросов, которые помогут нам с Вами в решении поставленных задач.

– Вопросы на повторение, уточняющие и развивающие вопросы.

Примечание: предварительно необходимо ознакомить учащихся с видами вопросов:

  • вопросы на повторение: ответы на такие вопросы — это просто повторение уже известного;
  • уточняющие вопросы: эти вопросы позволяют узнать новое об изучаемом материале;
  • исследовательские (развивающие) вопросы: эти вопросы позволяют вскрыть суть изучаемого объекта, узнать принципиально новое, помогают делать обобщения, несут в себе исследовательское начало.

Знакомство с текстом «Семь чудес света»

«Более 2000 лет назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Примерно в 120-й год до н.э.

греческий поэт Антипар Сидонский описал семь таких мест. Все их можно отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье — области, хорошо известной древнегреческим писателям.

Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем.

Список чудес сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений осталось лишь одно: великая пирамида в Гизе, которая находится в Египте. Эти места известны как «Семь чудес древности».

Просмотр фрагмента фильма «Семь чудес света»

  • Работа в группах
  • Выступление спикеров
  • Конкурс на самый интересный вопрос
  • Закрепление изученного материала
  • Домашнее задание: детям предлагается текст о семи чудесах нашего времени. Необходимо составить по 2-5 вопросов каждого вида.
  • Подведение итогов урока

Результаты работы учащихся

Вопросы на повторение.

  • Когда был составлен первый список чудес? ( Сколько лет назад писатели стали составлять списки поразительных зданий и сооружений?)
  • Сколько всего чудес света?
  • Какое чудо света осталось на земле? ( Какие из 7 чудес света сохранились до наших дней?)
  • Кто описал 7 чудес света?
  • В каком году греческий поэт описал 7 чудес света?
  • Сохранился ли список чудес до наших дней?
  • Где находится великая пирамида?

Уточняющие вопросы.

  • Каких размеров были чудеса света?
  • Кто их построил?
  • Когда были построены все 7 чудес света? (Сколько лет назад построили Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский, Статую Зевса, Александрийский маяк, мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды и Великую пирамиду?)
  • В каком порядке появились чудеса света?
  • Какая самая древняя достопримечательность из 7 чудес света?
  • За сколько лет построили пирамиду Хеопса?
  • Сколько лет назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений?
  • Где конкретно находились чудеса света?
  • Как выглядели 7 чудес света?
  • Почему люди называли их чудесами света?

Развивающие вопросы.

  • Как удалось построить эти поразительные сооружения?
  • Для чего составляли списки чудес?
  • Для чего служили чудеса света?
  • Почему из всех чудес света древности сохранились лишь пирамиды?
  • Почему здания так легко разрушаются?
  • Что может продлить жизнь памятникам древности?

Фрагменты отзывов учащихся

  • Нужно уметь составлять вопросы, чтобы окружающие могли понимать, что от них требуется. Лазутина Анастасия.
  • Мне понравилось составлять развивающие вопросы. Они помогают увидеть что-то необычное и интересное. Вопросы помогают нам развивать ум.

    У нас не всегда получается правильно их формулировать, но всё равно это увлекательно, ведь мы работаем в группе. А с друзьями всегда и везде легко. Адмаева Дарья.

  • Было очень интересно слушать спикеров других групп. Какие интересные вопросы удалось им составить. Сопруненко Лада.
  • Вопросы помогают узнавать новое. Каскеев Максим.

  • Мне очень понравился текст, к которому мы задавали вопросы. Он был очень интересным. Зачем нужно составлять вопросы? Мне кажется для того, чтобы потом было интересно на них отвечать и узнавать новое. Уразгильдеева Самира.
  • Такая работа учит нас быть любознательными. Осколков Савелий.

  • Эта работа была увлекательной и интересной. Я считаю, что нужно уметь составлять вопросы потому, что потом можно найти на них ответы и узнать много нового. Надеюсь, мы будем часто работать над составлением вопросов. Это очень увлекательно. Рычагов Михаил.
  • Мне было работать трудно, но интересно.

    Оказывается, составлять вопросы надо уметь. Чернышев Максим.

  • Мне понравилось составлять вопросы вместе с друзьями. Ведь вместе всегда можно написать больше, чем одному и легче преодолевать трудности. Было трудно определить самый интересный вопрос, ведь все группы составили очень интересные и сложные вопросы. Цыкалюк Полина.

  • Мне очень понравился текст, который нам дали про чудеса света. Вопросы было составлять трудно. Иногда мы затруднялись и не знали, как правильно сформулировать вопрос. Вопросы нужно уметь составлять. Это улучшает нашу речь. Поздняков Андрей.

  • Теперь я буду чаще задавать вопросы к тексту, чтобы узнать как можно больше нового и интересного. Чернова Рената.
  • Умение составлять вопросы обязательно пригодится нам в жизни. Ворона Александр.
  • Мне очень понравилось составлять вопросы.

    На уроке мы узнали много нового, хотя ответили не на все вопросы, которые составили. Когда-нибудь нам захочется ответить на них. Кирянин Антон.

  • Мы учились работать с текстом. Вопросы помогали нам узнавать новое. А ещё мне очень понравилось оценивать работы других групп и выбирать понравившийся вопрос.Колесникова Василиса.

Заключение

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с вопросами даёт реальные результаты. Дети стали более внимательными и вдумчивыми читателями и слушателями. На уроках они не бояться задавать вопросы и уточнять необходимые сведения.

Вопросы обучающихся дают возможность учителю взглянуть на вещи по-другому, и тогда оба, учитель и ученик, учатся чему-то новому.

Кроме того, данный вид работы побуждает детей к исследовательской деятельности, у ребят появляется желание найти ответ на заинтересовавшие их вопросы.

1 Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. С. 139.

Источник: https://trizway.com/art/primary/536.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.