+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Подростковая неуверенность – дельные советы

Содержание

Поднять самооценку подростку — рекомендации для родителей

Подростковая неуверенность – дельные советы

Снижение самооценки — неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны — со стороны взрослых.

Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

Причины заниженной самооценки у детей

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова — просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы — стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

А также во множестве других ситуаций.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне.

Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»).

Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны — и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Рекомендуем ознакомиться:  Как научиться ценить и уважать себя

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?».

Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». — «Как на это реагировали ваши родители?» — спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно.

Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», — сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Особенности психологии подростков

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

  1. Аутотренинг. Подросток должен убеждать сам себя в том, что он достоин уважения других людей. Для этого можно напечатать хвалебный текст на большом ватмане и повесить его на стену в детской комнате.

    Подростку необходимо повторять эти слова ежедневно, утром перед зеркалом и вечером перед сном. Общение во благо. Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с позитивными, излучающими радость людьми. Ему необходимо чаще встречаться с друзьями, которые его любят и ценят таким, каков он есть на самом деле.

    А вот эгоистичных и высокомерных людей в окружении подростка быть не должно.

  2. Реакция на похвалу. Ребёнка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес. На все хвалебные речи ему лучше отвечать коротким «спасибо», но никогда не отрицать сказанную похвалу.
  3. Помощь окружающим.

    Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребёнок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается.

  4. Борьба со страхами. В подростковом возрасте у ребёнка возникает большое количество страхов.

    В основном он боится показаться нелепым и смешным в глазах окружающих. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребёнку нужно будет встретиться со своим страхом.

    Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.

советы

Источник: http://psi-doc.ru/kak-povysit-samoocenku-podrostku

Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения

Подростковая неуверенность – дельные советы

Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.

Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир). 
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?.

Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней.

Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Кто чаще страдает комплексом неполноценности?

Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.

Опасность комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины.

Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов).

Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5281

Рекомендации психологов: как помочь подростку обрести уверенность в себе?

Подростковая неуверенность – дельные советы

Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте. Но больше всего нуждаются в ней подростки.

Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе, задумываются почти все родители.

Что делать, если ребенок боится какать? Узнайте об этом из нашей статьи.

Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться – в психологическом смысле.

Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

Уверенность в себе зависит от Я-концепции. Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

Возраст этот называют «переходным», и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему – другие. Вызовы – другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

Что такое когнитивное развитие ребенка? Читайте об этом здесь.

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы, влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток – всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь. А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности. В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца. Её мама – ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея – вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия. Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям, чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало: «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа.

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе.

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно – от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь – это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений – а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Отец любит ребёнка как раз за что-то. За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Передается ли шизофрения по наследству? Ответ узнайте прямо сейчас.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе – главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе, правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников.

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой, его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Как проявляется шизофрения у детей? О симптомах и признаках на нашем сайте.

Каковы причины заниженной самооценки?

Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:

  1. Либо к нему неправильно относятся близкие взрослые.
  2. Либо он эмоционально неблагополучен, не получает того эмоционального питания, которое должен получить от своих родителей.
  3. Либо он неуспешен в школе.
  4. Либо, наконец, непопулярен в среде сверстников.

Могут быть и особые причины, но они встречаются редко.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна. Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится – и эти страхи довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам. И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение, что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка, как критикуют его.

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

Критиковать ребёнка нужно, но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся – будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе.

Как родители влияют на степень самооценки ребенка? Комментирует психолог:

Что делать, если ребенок боится уколов? Рекомендации психологов вы найдете у нас.

Ребенок не уверен в себе: что делать?

Обратиться к специалисту. Нужно провести диагностику, поставить диагноз: понять, в чём причина. И эту причину устранить, преодолеть.

Наивно думать, что преодолеть неуверенность в себе можно очень легко с помощью нескольких упражнений, сеансов гипноза или методик аутотренинга. Это не так.

Это глубоко личностное качество, которое связано с ядром нашей личности, определяется нашей человеческой сущностью.

Для повышения подростковой самооценки нужны очень серьёзные изменения в отношениях с подростком, в его образе жизни, чтобы он научился быть более уверенным в себе.

Как повысить самоуверенность девушке?

Как девочке вселить уверенность в себе? Понятно, тут речь идёт о специфике укрепления самооценки именно девушек, в отличие от юношей.

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую. Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен.

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Как помочь ребенку избавиться от страха темноты? Узнайте из нашей статьи.

Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка – вариант неправильной, необъективной оценки. Так что, конечно, это плохо.

Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная.

Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников – просто не может не быть уверенным в себе.

Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/kak-pomoch-podrostku-obresti-uverennost-v-sebe.html

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Подростковая неуверенность – дельные советы
Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Дети и подростки часто не верят в свои силы.

А это значит, что они не могут добиваться целей, уверенно заявлять о себе, комфортно чувствовать себя в обществе.

В нашей статье Вы узнаете о том, откуда берется неуверенность, как с ней правильно работать, чтобы помочь ребёнку, и получите практические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков.

Причины развития неуверенности

Уверенность – чувство защищенности, веры в собственные силы.

Это возможность опираться на себя.

Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.

Согласитесь, в жизни любого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается всё сделать правильно. И это нормально.

Когда инициатива ребёнка пресекается, ему не дают возможность совершать ошибку, постоянно исправляют, или любой промах представляется катастрофой ребёнку становится просто страшно что-то пробовать.

Также неуверенность в себе формирует принцип жизни жизнь строится по принципу ”мама лучше знает” – то есть не надо пробовать, я тебе скажу как правилно.

Появляются вопросы – а я смогу? Получится? А что если нет …Я же не знаю как это делать… Да нет, не буду пробовать …

И вот она – неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, боязнь пробовать новое.

Как понять, что ребенок не уверен в себе?

  1. Он не заканчивает свои дела до конца
  2. Он постоянно жалуется и винит во всех своих ошибках других людей
  3. Он становится агрессивным, грубым или, наоборот, замкнутым в себе
  4. Он проявляет раздражение к мелким деталям
  5. Он подражает другим детям
  6. Он тяжело находит общий язык со сверстниками
  7. Ему сложно начинать новые дела
  8. Он очень боится совершить ошибку

Важно вовремя увидеть, что в присутствует проблема неуверенности в себе. Этот вопрос можно решить. А если не обратить внимания на это – ребёнок может лишается многих возможностей, таких как раскрытие творческого потенциала, способность принимать собственные решения и в принципе стать счастливым человеком.

Как вселить уверенность в ребенка?

Давать задания, с которыми он в состоянии справиться. Следует разговаривать с ним, задавать вопросы, как простые (“Как дела?”, “Как прошел твой день?”), так и серьезные (“Что ты думаешь об…”, “Как ты считаешь, что лучше приготовить на ужин?”). Причем ответы на них стоит слушать и слышать.

Не стоит считать любую попытку Вашего ребенка поспорить с Вами – недостатком воспитания или его неуважением к Вам. Постарайтесь интересоваться его мнением, уважайте и принимайте его. Занимайте ребенка. Давайте возможность пробовать силы в разных областях. Он будет чувствовать себя более уверенным в себе, если у него найдется дело, в котором он преуспеет. Важно дать почувствовать успех.

Разрешите ошибаться, научите проигрывать. Помогите понять что это нормально , что нет идеальных людей.

4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании

  1. Сравнивать его с другими детьми – запрещенный прием. Он начинает чувствовать себя неполноценным, недостаточно хорошим.
  2. Подавлять инициативу – распространенная привычка. На успешность своего подрастающего человечка теперь даже не рассчитывайте.

    Если не верите в его силы, то как он сам сможет в них поверить?

  3. Частые наказания – ещё один неверный подход к воспитанию. Нужно уметь объяснить и доказать. Наказать и оставить в недоумении – звучит ужасно.
  4. Осуждение в выборе друзей, подарков и т.п.

    , что бы Вы не пытались этим сказать, будет воспринято как неуважение личного выбора ребенка.

Застенчивость у детей 5-8 лет – особенности, диагностика и решение проблемы

Замкнутый ребенок в 5 лет – частое явление в наши дни. Вопрос почему ребенок замкнутый часто задают себе заботливые родители. Скромность вполне может быть наследственной чертой.

Воспитание – важно, но врожденные особенности характера всё же есть. И они влияют на поведение. Но это не значит, что в этом случае нельзя помочь.

Просто стоит ещё более внимательно отнестись к вопросу воспитания.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – явление распространенное. Полагать, что замкнутые дети болезнь , которую нужно лечить не совсем верно.

Застенчивость – это черта характера, особенность , к которой нужно отнестись внимательно и приложить максимум усилий, чтобы помочь вашему чаду адаптироваться в мире и стать более уверенным в своих силах.

Анализируя вопрос отчего ребенок вырастает замкнутым причины этого можно увидеть как в особенностях характера так и в воспитании. Каждый случай отличается друг от друга.

Диагностика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Конечно , этот вопрос должен решать специалист. Но если Вам кажется, что Ваш ребенок замкнутый, но не знаете, следует ли Вам волноваться пройдите небольшой тест. Поставьте галочки возле тех пунктов, которые совпадают с поведением вашего чада:

  1. Он не проявляет инициативу
  2. Он скрытный и самокритичный
  3. Он боится контакта с чужими людьми
  4. Он нерешителен
  5. Он тихо говорит

Если, как минимум, три пункта про Вас, значит следует побеспокоиться. Не стоит бояться психологов, во время выявить проблему и решить её важно. Уверенность это – огромная часть будущего ребёнка, это возможность жить полной жизнью.

С одной стороны кажется, что нет ничего плохого в застенчивости. Тихий, вежливый. Сидит себе в сторонке, занимается своими делами, никому не мешает. Обычно такие дети не считаются проблемными, однако, представьте, как тяжело им жить со своей застенчивостью!

Проблемой для Вашего ребенка может стать обыкновенный телефонный разговор, просьба о чем-то. Ему тяжело задать вопрос на уроке в школе или, когда его просят о чем-то взрослые, из-за чего он выполняет задания, которые ему дают, не так хорошо, как если бы он что-то уточнил.

Только представьте себе, сколько открытий могло бы сделать человечество, если бы замкнутые люди не были таковыми.

Что делать, если ребенок замкнутый?

Решать проблему. Нужно научиться поощрять детей, в меру их хвалить, выслушивать их и поддерживать, при необходимости.

Учите улыбаться, разговаривать, помогайте находить увлечения, пользоваться чужой помощью. Лучший способ для этого – собственный пример и поддержка.

Если у вас замкнутый ребенок советы психолога будут вам полезны. Основное, что нужно делать – поддерживать его спонтанность. Помогать ему быть самим собой, совершать выбор.

Повысить самооценку уверенность в себе Вам помогут программы по развитию уверенности в себе для детей 6-8 лет.

Вы хотите научить Ваше чадо уметь справляться с любой ситуацией и быть уверенным в себе? Справляться со страхом? Придать ребенку уверенности в себе помогут занятия с психологом.

В небольшой группе опытный специалист сможет определить причины возникновения проблемы, найдёт индивидуальный подход и поможет решить вопрос. А родители получат грамотные советы.

В тренинговом центре К.О.Т. разработана программа, которая учитывает возрастные особенности младших школьников. Вы можете узнать подробнее на странице курса по развитию уверенности и работе со страхами у детей.

Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость

Подростковый возраст, как и все кризисы перехода из одного этапа жизни в другой, – тяжёлый период. Становится непонятно: с кем общаться, кем стать, каким быть? Ещё не взрослый, но уже не ребенок, запутавшийся и, чаще всего, неуверенный в себе.

Неуверенность у детей чаще всего связана с психологическими факторами. Неуверенность у подростков – с социальными. На подростка давит общество, телевидение, сверстники и, в конце-концов, он не понимает, достаточно ли хорош.

Неуверенный подросток:

  • Боится пробовать новое – его будут преследовать вопросы по типу: “А смогу ли я? А вдруг я все сделаю плохо, у меня ничего не получится?”. Ему кажется, что лучше не пробовать, чтобы не опозориться.

  • Стремится не отличаться от других – ему кажется, что если он будет отличаться, то покажется странным, выбьется из толпы, перестанет быть уважаемым.
  • Приукрашает без этого он не кажется интересным самому себе, и считает, что в глазах своих друзей он будет выглядеть круче.

  • Говорит о себе с пренебрежением в ответ на комплименты – “Эта кофта красивая? Ничего подобного, купила ее сто лет назад, старье.”, “Я получил хорошую оценку? Да нет, просто списал.”

Как вернуть уверенность в себе подростку? Советы для родителей и подростков

Для родителей: разговаривайте с подростком. Не осуждайте, не ругайте. Вы можете дать совет, если Вас о нем просят, но ни в коем случае не лезьте в чужие дела. Подросток хочет справиться со всем самостоятельно.

Позволяйте подростку высказать свою точку зрения, уважайте его мнения и взгляды. Если у него что-то получилось хорошо – обязательно похвалите его. Следует внушить уверенность Вашему ребенку. Скажите, что не сомневаетесь в нем, что у него все получится. Подростку, как никому другому, нужна Ваша поддержка.

Для подростков: если, читая список выше, ты узнал себя, значит у тебя проблемы с уверенностью в себе. Постарайся найти в себе что-то положительное, и, если будет трудно, отталкивайся от этого.

Не заводи фальшивых друзей, чтобы казаться более популярным. Такие друзья – только до окончания школы. Настоящие друзья – навсегда.

Если ты сейчас в возрасте 9-17 лет и не можешь самостоятельно бороться с неуверенностью в себе, ты можешь пройти тренинг по абонементу на 3 месяца или пройти курс на месяц для подростков по развитию уверенности.

Здесь ты научишься адекватно оценивать себя, воспитывать в себе уверенность и понимать себя.

Комплексы у подростков

Вместе с неуверенностью в себе всегда приходят комплексы, связанные с телом, внешностью. А в подростковом возрасте тело меняется , становится другим. И часто возникает чувство что “что-то не так”, желание спрятаться, убежать. Недовольство внешностью – очень частая проблема у подростков.

Комплекс – установка в бессознательном. Человеку не нравится какая-либо вещь в себе, он постоянно переживает по этому поводу, боится быть осмеянным. Но чаще всего этой вещи никто не замечает.

Комплексы есть у всех: и у подростков, и у взрослых людей. Надо учиться от них избавляться, но при этом все ещё трезво оценивать себя.

Бывает страшно не оправдать чужие ожидания, и часто кажется, что ты хуже всех. Есть много примеров, и Вы, скорее всего, сталкивались с ними в реальной жизни.

“Мои родители хотят, чтобы я стала врачом, как моя сестра. По биологии у меня плохие оценки, зато я прекрасно рисую и хотела бы заниматься этим в будущем.”

“Мама говорит, что я очень талантливая, и обязана поступить на бюджет в университет и выучиться на юриста. Но я не собираюсь поступать в университет, мне хочется заниматься музыкой.”

“Моя старшая сестра – стоматолог. У нее есть муж и скоро будет ребенок. Мама с папой говорят, что я должна быть такой же, как она, но, если честно, это так скучно.”

Подростку приходится пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Иногда, люди действительно начинают занимаются тем, чем их родители хотели, чтобы они занимались. Итак, всю жизнь они чувствуют себя несчастливыми.

Тяжело бывает девочкам, которые, насмотревшись сериалов про девушек с “эталонной” внешностью, начитавшись журналов про поп-див, пытаются им подражать, но сталкиваются с тем, что их внешность недостаточно идеальна.

Несладко приходится и мальчикам, от которых ожидают, что они будут сильными при любом раскладе, не будут плакать, всегда помогут девушке, даже если она с минуту назад нахамила ему. Им прописывают быть рыцарями, которые неизвестно где и когда существовали.

На этой почве подростки перестают любить себя и верить в себя. И никакой родитель здесь не поможет, тут нужно учиться бороться с этим самому.

Подростковая застенчивость

Есть два периода застенчивости у детей:

  1. 4-8 лет – мы уже обсудили выше
  2. 12-17 лет – в этом возрасте проблема может проявиться вновь.

Подростковая застенчивость, наверное, самая тяжёлая. Если младший дошкольный-школьный возраст – ещё бессознательный, то подростки очень остро чувствуют, когда ими начинают пользоваться ввиду их застенчивости, но сделать с этим ничего не могут.

Причиной этому бывает то, что подросток начинает углубляться в свои проблемы, пытается проанализировать и понять самого себя. Он закрывается от окружающего мира и, иногда, так даже удобнее.

Позже, когда застенчивость проходит, подросток старается “наверстать”, начинает грубить людям просто без повода. Так что застенчивость плавно перетекает в девиантное поведение, часто агрессию.

Как помочь подростку преодолеть застенчивость?

  • Принимайте подростка таким, какой он есть;
  • Уважайте его желания и цели;
  • Развивайте его независимость и уверенность в себе;
  • Помогите подростку избавиться от кумиров;
  • Напомните ему, что идеальных людей не бывает.

Самое важное в общении с ребенком – быть внимательным.

Нужно следить за изменениями в поведении, за тем, чем занимается Ваше чадо, что он думает о себе. Главное, не привлекать к себе внимания, не нарушать его планы, прививать ему уважение к другим людям и к самому себе.

Неуверенность в себе – вечная история, но если Вы знаете, что делать, как распознать, то это не доставит Вам никаких проблем.

А если вы хотите решить вопрос уверенности под руководисвом опытных ведущих, получить совет и поддержку – запишитесь на наши курсы или позвоните. Всегда рады помочь вам.

Источник: http://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/razvitiye-uverennosti-v-sebe-u-detey-i-podrostkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.