+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Нестандартные методы конспектирования

Содержание

Способы конспектирования и записи лекций

Нестандартные методы конспектирования

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций.

Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний.

Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом.

Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей.

Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе.

Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день.

Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция.

Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре.

Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других.

Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования.

Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется.

Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений.

Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой.

Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах.

Помните: все приходит с опытом!

Источник: http://www.alto-lab.ru/shkola/sposoby-konspektirovaniya-lekcij/

Метод конспектирования Корнелла

Нестандартные методы конспектирования

Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену — навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.

Диктофоны, видеокамеры — студенты применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.

статьи

Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.

В чем суть методики?

Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Шаблон конспекта по методу Корнелла

Работа над материалом проходит в три этапа:

  1. Запись важных моментов лекции.
  2. Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  3. Итог — домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.

На конкретном примере

Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Есть следующий исходный текст:

«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу.

И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник — религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам.

Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».

Образец краткой записи того текста, который приведен выше:

С чего начать?

Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:

  • сверху — для названия темы;
  • снизу — для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).

После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:

  • левая (5 см) — для вопросов, относящихся к теме.
  • правая — для краткой записи основных моментов.

Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.

Приступаем к работе

  • Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
  • Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник — жер.).
  • Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
  • В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
  • В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
  • Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Как готовиться к экзамену?

  1. В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
  2. Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.

  3. Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.

Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы.

Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.

Кому подходит?

Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.

Итог

Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:

Ангелина, СамГУ (Самарский университет):

«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е.

18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить.

Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»

«Как записывать лекции? Cornell note taking!»

P.S. Рекомендую другие статьи:

Культуры знание облегчает понимание

Самостоятельное проживание: какой опыт и уроки можно из него вынести

Что выбрать для учебы: ПК, ноутбук или планшет?

ТОП-20 профессий будущего: мировые тенденции

Хочу поступить в немецкий колледж (Studienkolleg)

Источник: http://icdialogue.ru/dlya-polzy-dela/metod-konspektirovaniya-kornella

5 простых стратегий для конспектирования

Нестандартные методы конспектирования

Часто мы сталкиваемся с необходимостью что-то записать.

Будь то заметки по ходу вебинара или лекции, записи в ходе чтения книг, конспектирование тренинга или беседы, запись рецепта или другой необходимой информации.

Существуют несколько способов вести конспект, или делать небольшие записи. В этой статье мы разберем подробно каждый из них.

Линейный, стандартный текстовый конспект

В этой форме конспекта информация записывается небольшими текстовыми блоками.

Плюс стандартного конспектирования один — не нужно дополнительно обучаться, следует просто писать «субтитры» вслед за тренером или учителем к изучаемой информации

Недостатки стандартного конспектирования

1. Теряются якорные слова
Важные идеи получают выражение посредством якорных слов – обычно существительных или глаголов, которые предоставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, когда мы что-то читаем или слушаем.

В линейных конспектах якорные слова теряются, и затрудняют вспоминание информаци.

2. Информацию трудно запомнить и вспомнить

Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них информация в итоге оказывается заживопогребенной.

3. Теряется много времени

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:• записывается много ненужной информации;• теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;• теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

• теряется время на поиск якорных слов.

Однако, такой конспект лучше всего подходит, если информация, которую мы записываем, не будет нами использоваться в будущем. Если цель ведения конспекта или записей — наличие записей.

Помимо традиционного подхода существуют более эффективные подходы к ведению конспектов. Рассмотрим их.

Конспектирование по методу Корнелла

По этому методу страница разбивается на три секции. Узкая колонка слева, широкое поле справа и «подвал» внизу страницы.

Правила ведения конспекта:

  • В узкую заносятся якорные слова и опорные слова, главные идеи или тезисы.
  • В широкой колонке ведется линейный конспект.
  • В «подвале» подводятся итоги.

Это уже упрощает поиск информации, хотя данная модель тоже далека от идеальной.

Этот конспект идеально подходит для записи лекций. Преобразуя учебный текст в данный конспект, можно легко разобраться в материале параграфа учебника, быстро подготовить пересказ.

Этот метод можно использовать:

  • для заметок при просмотре фильма
  • при просмотре полезного видео
  • при прочтении книги
  • посещении конференций
  • для подготовки к выступлениям:
    • левая колонка («Основные мысли») — тезисы выступления.
    • правая колонка («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко).
    • подвал — главная мысль, идея выступления.

Метод «Заметок»

Данный метод подразумевает иерархичную структуру оформления конспекта. Для того, чтобы писать заметки по данному методу нужно:

  1. Выделить первый главный общий блок
  2. В нем определить и записать:
    1. основные идеи
    2. Подтемы
    3. Детали
  3. Записать следующую ключевую мысль

Такой вид конспекта помогает понять относительную значимость каждого факта или идеи, кроме того, так мы учимся опредлять главное от второстепенного.

Вначале нужно записать первую главную идею.

Под главной темой, можно перечислить подтемы, оставляя место, чтобы добавить детали по каждому пункту.

Для того, чтобы быстро и грамотно вести подобный вид конспектов, нужно учиться выделять главное, якорное слово или предложение, уметь обобщать и структурировать информацию.

Этот вид конспектов легко ложится на лекции, в которых информация сразу разбита на категории. В таком случае остается просто фиксировать выделенные лектором блоки.

Кроме того, используя метод заметок легко можно подготовить пересказ. Для этого, читая текст, нужно выделить основную мысль блока, детализировать ее.

Идеально подходит для создания плана, или списка дел.

Метод конспектирования «Пуля»

Этот метод аналогичен методу Заметок, но записи не структурированы в четкую систему, а имеют определенные «маркеры».

При этой форме ведения конспекта можно выбрать символ для использования перед основной идеей (например, #).

Так же нужно выбрать символ подразделов (например, >) и один для деталей (например, *).  Подойдет знак + (плюсы) и — (минусы)

Тогда, во время создания заметок о том, что вы читаете или слышите, может использовать эти символы, чтобы помочь определить,  какие части информации подходят друг к другу и как.

Таким способом очень просто записывать рецепты, заметки по ходу прочтения книги, фиксировать мысли во время просмотра фильма, принимать определенные решения.

Метод подойдет для конспектов, когда очень мало времени или нет возможности писать конспект на бумаге.

Конспект «Пуля» обычно набивается в блокноте мобильного телефона, однако даже по нему очень просто и легко можно восстановить полученную информацию и воспользоваться ей.

Минимум деталей, максимум якорных слов.

Конспект  «Интеллект-карта»

Это большая и простая система ведения конспектов, при которой нужно записать слово, фразу или основную идею в любом месте на странице.

По принципу «паучка» или «солнышка» вокруг идеи рисовать лучики, заполняя и разворачивая карту.

Конспект выглядит словно карта, так как многие идеи будут связаны друг с другом.

И когда вы будете рассматривать свои записи, то легко увидете, как основная идея приводит к подтемам, а затем к деталям, которые поддерживают подтемы.

Идеально подходит для конспектирования и создания карт:

— решения проблемы (шаги, детали)— планирования (дня, недели, месяца, года)— подготовки выступления— самопрезентации— планирования отпуска— определения сбора вещей— для выбора иностранных слов для путешествия— мозгового штурма— написания сочинений и изложений— алгоритм подготовки к урокам, отхода ко сну, уборки в комнате— режима дня ребенка

— а так же с помощью нее можно разложить по полочкам трудный материал

Как часто вещи, которые кажутся нам сложными можно делать значительно проще

Например, в этой статье мы собрали техники, которые позволят экономить на конспектах время, силы, а самое главное делать их более информативными

Таким упрощением жизни мы будем заниматься 2 месяца в летней школе экспертов

Мы освоим техники эффективного обучения, а потом каждый участник возьмет один материал и сделает его проще и эффективнее

Представьте, как изменится жизнь школьников, если всю историю можно будет узнать за 2 недели, понять весь раздел физики за месяц или подготовиться к ЕГЭ в 5 раз быстрее

А как изменится жизнь взрослых, если ПДД можно будет выучить за вечер, все проводки бухучета запомнить за 1 день или изучить гражданский кодекс за 1-2 недели

Этой осенью мы перевернем рынок обучения и сделаем его максимально эффективным

И Вы можете стать тем, кто создаст новый инновационный подход к изучению обыденных вещей и поможет тысячам людей упростить жизнь

Присоединяйтесь к летней школе экспертов, пока действуют специальные цены, для следующей тройки участников

Уже совсем скоро мы доделаем страницу описания программы и начнем официальные продажи программы

На старте официальных продаж стоимость программы будет 30 000 рублей за 2 месячную программу, которая позволит стать экспертом по эффективному обучению и выступать на нашей площадке экспертов уже этой осенью

Присоединяйтесь сейчас, пока цены на участие ниже стартовых и пока вашу цену не занял кто-то другой. Еще 3 участника и цена в очередной раз вырастет

Хочу в летнюю школу экспертов>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/5-prostyh-strategij-dlya-konspektirovaniya/

5 необычных техник конспектирования

Нестандартные методы конспектирования

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — 5 полезных техник конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4.

Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.

В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров).

По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать.

После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College».

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке.

Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров.

Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Microsoft».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте.

И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления.

Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку.

Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи.

Источник: http://www.selfcreation.ru/chelovek/5-neobychnyx-texnik-konspektirovaniya.html

Современные методы конспектирования

Нестандартные методы конспектирования

Опубликовал Николай Медведев – 13 февраля, 2014

В предыдущих статьях мы рассмотрели классические способы письменной фиксации при работе с текстом: «Nota bene или пометки в книге», «Виды письменной фиксации при работе с текстом.

Выписки», «Виды письменной фиксации при работе с текстом. Заметки, планы, конспекты». Эти методы важные, поскольку закладывают основные принципы работы с текстом.

Но линейная передача информации, линейные записи не отражают особенностей обработки информации нашим мозгом.

Интеллект -карты

Как пишет Тони Бьюзен в книге «Супермышление» 95 % населения планеты (согласно проведенным им и коллегами исследованиями) при конспектировании используют повествовательный стиль, т.е. излагают в виде связанного рассказа, состоящего из пунктов и подпунктов.

Они используют линейную форму записи и иерархическую последовательность (пункты/подпункты).

Для написания конспекта используются буквы и цифры. Практически не используются цвета, все пишется одним цветом.

Подобная линейность структуры конспекта делает акцент на логичности, но не на изложении сути вопроса.

Данная структура изложения не использует возможности мозга, такие как:

визуальные образы,

 — графическое представление информации,

— пространственная ориентация,

— ассоциации и гештальт.

Как считает Т. Бьюзен – при таком ведении конспекта мозг «засыпает», ему скучно. Если учесть, что при этом используются лишь половина возможностей мозга (см. выше), то и обучение становится неэффективным. Левое и правое полушария не взаимодействуют друг с другом.

Какие еще недостатки линейного конспектирования, отмечает Т. Бьюзен.

1. Потеря ключевых слов.

Визуально, ключевые слова просто теряются в массе менее важных слов. В итоге, не формируются необходимые ассоциации, связывающие ключевые понятия.

2. Сложность запоминания информации.

Когда скучно, нет эмоций и лишь однообразный текст – мозг теряет остроту восприятия и плохо запоминает.

3. Потеря большого количества времени.

При линейном конспектировании записывается много ненужной информации. И впоследствии теряется время на ее прочтение. Также теряется время на поиск важных ключевых понятий.

4. Не стимулируются творческие возможности мозга.

Не формируются ассоциации, а значит не происходит творческий подход к обработке и запоминанию информации. И здесь следует сказать о радиантном мышлении.

Радиантное мышление

Радиантное мышление — это способ работы мозга. Это понятие выражает процессы, происходящие в головном мозге, и свидетельствуют они о том, что процесс мышления осуществляется в образах или ключевых словах.

Нашему мышлению от природы чужды линейность, монотонность, одноцветность.

Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) – может быть представлена в виде центрального образа, от которого в стороны расходится огромное множество образов – ассоциаций. Каждая ассоциация имеет бесконечное количество связей с другими ассоциациями. Совокупность этих ассоциаций и называется нашей памятью.

Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом но уже для другого ассоциативного процесса.

Графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе осуществляется с помощью интеллект-карты.

Майндмэппинг (mind map, ментальные карты, интеллект-карты) — понятие, введенное Т. Бьюзеном. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и вариант альтернативной записи.

Mind Map – это инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни. Интеллект-карта пробуждает в человеке способность создавать образы, что в свою очередь развивает способность к мышлению, развивает память и творческий потенциал.

Вот некоторые примеры Mind map:

Широко используются различные программы для составления интеллект-карт на компьютере. Преимущество заполнения интеллект карт на компьютере заключается в том, что эту карту можно редактировать, удалять и добавлять новые линии и образы.

Можно видеть и такие объемные интеллект-карты.

Общий принцип построения:

1. Выделяется основная идея и размещается в центре листа.

2. От нее отходят ветки первого уровня, на которых пишутся ключевые понятия, раскрывающие центральную идею.

3. От них отходят ветки 2-го уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

4. По возможности слова заменяются рисунками и символами и добавляют графику.

5. Используются разные цвета для рисования интеллект-карты.

*****

Но я все же замечу, что такие карты, составляются под себя. Только вы можете выделить важные ключевые слова и создать свои ассоциативные связи. Поэтому использование чужих интеллект-карт, я честно говоря, не признаю. Разве что для начальной информации.

Картирование идей

Разновидностью Mind Map Т. Бьюзена является Карта идеи, описание работы с которой содержится в книге Дж. Наст «Эффект визуализации».

Как пишет автор – «я стремилась найти креативный инструмент, который стимулировал бы правое полушарие моего мозга. Способность карт идей объединять возможности правого и левого полушария привела к прогрессу практически во всем, чем я занималась».

Используется два способа создания ассоциаций. Все идеи исходят из центральной мысли и ассоциируются с ней. Этот способ – цветок ассоциаций.

Второй метод — поток ассоциаций. Ассоциации начинаются с одной мысли, которая ведет к другой, и которая в свою очередь – к следующей. Это как поток сознания.

Картирование идеи сочетает оба эти способа мышления. Карты идей имеют структуру, состоящую из лучей («10 часов»), в которой идеи расположены в стороны от центра.

Самые важные идеи — в центральном изображении, менее важные — в главных ветвях. Детали — в наименьших ответвлениях. Порядок ветвей соответствует ходу часовой стрелки. Составление карты начинается в центре.

Центральное изображение представляет собой предмет или тему вашей карты идеи. Оно должно состоять как минимум из трех цветов, чтобы быть визуально запоминающимся. Главные ветви примыкают к центральному изображению. Они обозначают области основного предмета. Идеальное количество главных ветвей – от пяти до девяти для каждой карты идеи.

Если в карте идеи есть порядок изложения информации, читайте ее по часовой стрелке, начиная с главной ветви, которая расположена в позиции «1 час».

*****

Картирование идей можно использовать не только при конспектировании, но при решении большинства задач. В центр – проблему, от нее варианты решений. Наглядно и просто. И что самое важное – эффективно.

Метод опорных сигналов по Шаталову

Виктор Федорович Шаталов — российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

В основе его методики – естественные законы усвоения информации.

По Шаталову материал дается сразу весь, целиком. Как пример: на первом занятии учитель рассказывает курс полностью. Безусловно, никто из учеников сразу все не запомнит. Но затем начинается работа с опорными конспектами – схемами, которые отражают основное содержание курса. Опорные сигналы — это основа, определяющая метод В.Ф. Шаталова и отличающая его от  остальных методов.

При создании опорной схемы исключаются все лишние слова, остается только логически обоснованная суть. Дома ученики должны нарисовать и запомнить этот конспект. На следующем занятии они его повторяют, задают вопросы, а учитель все объясняет. Так осваивается весь курс.

Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами.

*****

Кстати и специализированную литературу необходимо читать подобным образом. Сразу от начала до конца, чтобы понять и почувствовать все содержание и взаимосвязи для последующей детализации и более глубокой проработки материала.

Логико – графическое структурирование

И последний вид записей – логико –графическое структурирование или логико-графические схемы.

Этот метод подробно описан в книге А. Егидеса «Лабиринты мышления».

Аркадий Петрович Егидес — доктор психологических наук.

Логико –графическое структурирование — это инструмент продуктивного творческого мышления, когда информация представляется в логико-графической форме. Т.е. происходит преобразование текстов в схемы. Это облегчает понимание и запоминание.

Основные понятия выделяются в виде овалов. Овал выделяет из фона, прямоугольники не всегда применимы, т.к. если их много, то затрудняется выделение. Понятие, выделенное в овале, и если еще выделено цветом, позволяет видеть его сразу.

Текст в замкнутой фигуре должен легко читаться. Между графическими фигурами – рисуются смысловые связи.

Может возникнуть вопрос – зачем тратить усилия на замену текста на логико –графические схемы.  Но иначе все это придется представить в уме.

Для человека со стороны все эти картинки – громоздкие и запутанные. Для того кто строил – все это как единое целое.

Как строить:

1. Выписываем значимые понятия.

2. Решаем, как они соотносятся между собой.

3. Получаем простые схемы.

4. Затем добавляем новые части и составляем уже сложную схему. Можно и сразу.

5. Устанавливаются взаимосвязи со всей совокупностью понятий.

Почему запоминается ?

Во время структурирования осуществляется деятельность по переконструированию, преобразованию материала.

Материал проходит через органы чувств, артикуляционный аппарат, мозговые структуры, мышцы рук. Задействуются все виды памяти. Все это помогает осмыслению и пониманию содержания.

Но не стоит структурировать художественный или публицистический текст. Это для научных и учебных текстов.

*****

Надеюсь, я смог заинтересовать вас узнать больше об этих методах. Книги я указал, а использование на практике будет постепенно вводиться в последующих статьях.

Источник: http://tehread.ru/sovremennyie-metodyi-konspektirovaniya.html

Метод Корнелла. Как эффективно вести записи?

Нестандартные методы конспектирования

Метод Корнелла настолько универсален, что может пригодиться любому, кто часто ведет записи любого формата.

Далеко не секрет, что записи, сделанные вручную, намного лучше заметок в электронном устройстве.

Во-первых, при написании текста на бумаге вы более сосредоточены и внимательны. Во-вторых, задействована не только зрительная, но и моторная память. Поэтому качество и скорость запоминания информации в несколько раз выше при использовании ручки и бумаги.

К сожалению, не все записи можно легко «расшифровать», особенно если вы торопились записывать за оратором. Через пару недель в куче сокращений и закорючек можно и вовсе не разобрать смысла.

Чтобы этого избежать, воспользуйтесь методом Корнелла.

Основные положения

Можно купить такой готовый блокнот в канцелярском магазине, либо сделать электронный документ и распечатать его, либо расчертить страницу самостоятельно.

Для ведения записей по методу Корнелла подойдет любой блокнот или тетрадь. Желательно, чтобы на листах не были отмечены поля.

Шаг 1: Отступите 5 см от нижнего края и проведите жирную горизонтальную линию.

Шаг 2: Отмерьте 5-7 см от левого края и проведите жирную вертикальную линию до горизонтальной линии.

В итоге вы получите лист, разделенный на три части:

  1. Левая — для основных тезисов и вопросов, которые появились по ходу ведения записи.
  2. Правая — для основного текста.
  3. Нижняя — для подведения итогов.

Основные примеры использования метода Корнелла

Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.

Метод Корнелла для конспектирования лекций

В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.

В левой графе записывайте только ключевые тезисы. Не стоит выписывать все подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше.

Не забывайте записывать в левую колонку вопросы, которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.

Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове.

Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.

Таким образом, в левой части должны быть:

  • краткие выжимки;
  • основные мысли;
  • вопросы, которые у вас появились.

С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.

В нижней части листа вы записываете резюме лекции. В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами. Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.

Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.

Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам.

Лекции, записанные при помощи метода Корнелла, позволят вам быстрее подготовиться к экзаменам и глубже усвоить материал. Ведь важно не просто записать текст, но и понять его. Иначе вы не сможете применить эти знания на практике.

Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.

При подготовке к экзамену можно устроить себе тест. Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.

Метод Корнелла на деловых встречах и собраниях

  1. Записи справа — основная информация, записанная по ходу разговора.
  2. Записи слева — главные идеи и мысли, которые вы вынесли из встречи.
  3. Записи снизу — резюме встречи.

Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной.

Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.

Метод Корнелла при подготовке к выступлению

  1. Записи слева — основные тезисы выступления.
  2. Записи справа — подробное раскрытие каждого тезиса.
  3. Записи снизу — итоги и главная мысль презентации.

Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его.

А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.

Метод Корнелла при составлении плана на неделю

  1. Записи слева — планы на неделю.
  2. Записи справа — разделение планов на мелкие дела.
  3. Записи снизу — главная задача на неделю или основная цель недели.

Метод Корнелла позволит вам раз и навсегда избавиться от хаоса, царящего в записях. Вы обретете логичную структуру не только в заметках, но и в собственных мыслях!

Источник: http://www.vdovgan.ru/metod-kornella-kak-vesti-zapisi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.