+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Метод синектики (примеры)

Метод синектики – что это такое

Метод синектики (примеры)

Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном.

Метод синектики может обеспечить поиск эффективных решений даже потенциально неразрешимых на первый взгляд задач, однако требует достаточно серьезной подготовки.

Синектика имеет множество примеров успешного применения, но, как и любая другая методика, не является универсальной и имеет характерные преимущества и недостатки.

Уильям Гордон – создатель метода синектики, американский психолог и изобретатель, активно рассматривавший вопросы поиска новых идей и решений в рамках экономической и творческой деятельности.

Метод синектики был разработан им в процессе поиска возможных улучшений, для уже популярного на середину XX века метода мозгового штурма. Процесс тестирования метода и окончательного его оформления в качестве полноценной доктрины развития занял у автора десять лет.

Данный метод был описан в одноименной книге Уильяма Гордона, который также создал отдельную компанию Synectic Inc. для оказания консалтинговых услуг и продвижения своего изобретения.

Подобный метод нашел успешное применение в рамках многих крупных корпораций. В частности, клиентами Уильяма Гордона были Zinger, General Electric, IBM и другие промышленные гиганты.

Особенностью синектики, как методики поиска решений и её основным отличием от мозгового штурма является значительная научная база, на которой основан этот метод.

Он прямо выведен из достижений психологической науки и подразумевает наиболее эффективное использование потенциала участников, которые именуются в данном случае синектиками.

Так, к характерным особенностям методики и отличиям синектики от мозгового штурма можно отнести следующие её основополагающие принципы:

  • Теория синектики считает, что как индивидуальное, так и коллективное мышление дают одинаковые результаты, то есть – от увеличения количества участников их общая продуктивность не будет возрастать в геометрической прогрессии, как это предусматривалось в методе мозгового штурма.
  • Синектика предполагает, что творческое и аналитическое мышление происходит по одним и тем же алгоритмам, а значит – эти методы не следует противопоставлять.
  • Процесс создания чего-то нового и придумывания новых идей может и должен быть описан, имеет свои определенные черты, а способности в данном аспекте деятельности могут и должны развиваться.
  • В отличие от мозгового штурма, синектика приветствует критику в рамках разработки решения, так как она позволяет наиболее рационально использовать время и ресурсы работников.

Таким образом, синектика позиционирует себя, как более научный метод, в сравнении с многими другими популярными практиками и методиками поиска решений. Она не опирается сугубо на креативность и хаотичность творческого мышления, вместо этого стремясь к упорядочиванию и строгому анализу возникающих аналогий и идей.

Этапы синектического решения

Более подробно понять принципы, на которых базируется синектика и практические методы их реализации можно, проанализировав пошаговую программу поиска решений в рамках этого процесса. Так, в классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:

  1. Подготовка. Прежде, чем начинать использовать синектический метод, следует отобрать группу участников. Их оптимальное число – 4-8 человек, причем половина из них должна представлять собой профильных специалистов в различных областях, знания которых могут потребоваться для решения. Другая же половина должна состоять из работников отдела, который будет использовать внедренное решение и нуждается в нём, так как они лучше всего понимают проблематику практических аспектов деятельности. Необходимо выделить участникам помещение, обеспечить наличие записывающей аппаратуры и весь дополнительный инструментарий – доску с маркерами, столы, стулья, канцтовары.
  2. Рассмотрение проблемы в чистом виде. На первичном этапе, проблема сама по себе должна быть известна только руководителю группы. Именно он и презентует её, без каких-либо технических деталей и в самом общем виде. Предварительное обсуждение проблемы, подготовка к синектике не даст возможности абстрагироваться от стандартных и привычных решений.
  3. Разделение проблемы. После ознакомления с проблемой, участники разделяют общую задачу на несколько менее важных, и каждая из них впоследствии рассматривается по очереди. После этого, выбранная проблема рассматривается и анализируется более конкретно и всесторонне. Участники должны изложить своё видение проблемы с учетом личных профессиональных умений.
  4. Применение аналогий. Это – основной этап синектики, на котором к задаче применяется главная характерная часть данного метода в виде различных аналогий. При этом данная стадия включает в себя несколько этапов:
    • Подбор аналогий. Участники подбирают различные аналогии к рассматриваемой задаче.
    • Создание из знакомого – незнакомого. Участники сознательно абстрагируются от имеющихся у них знаний о проблеме, пытаясь взглянуть на неё с нетрадиционных ракурсов.
    • Обсуждение аналогий. На данном этапе все участники активно обсуждают найденные ранее аналогии и пути решения проблематики в рамках этих аналогий.
    • Объединение с проблемой. Найденные решения для выбранной аналогии переносятся непосредственно на рассматриваемую проблему и адаптируются для её разрешения.
  5. Принятие решения и его внедрение. Это – заключительный этап синектики, который предполагает интеграцию принятого решения, проведение непосредственных научных и технических изысканий, стороннюю экспертную оценку самого решения, а также последующий после его внедрения анализ. На основании анализа также оценивается и деятельность всей синектической группы.

Создание квалифицированной синектической группы требует достаточно длительной подготовки и обучения её участников.

При удачном стечении обстоятельств, данное обучение может проводиться среди мотивированных работников путем создания кружка качества.

Традиционно же метод синектики предполагает специализированное теоретическое обучение участников группы данной методике в течение года перед решением практических задач для достижения наилучших результатов.

С точки зрения синектики – основной ключ к решению большинства возможных задач – это создание точных аналогий, которые дают возможность задействовать различные точки сознания и подсознания и активизировать мыслительные процессы на всех уровнях. За счет столь глубокого психологического подхода обеспечивается крайне эффективный поиск возможных решений. Всего синектика предполагает использование в обязательном порядке четырех видов аналогий:

  • Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление.
  • Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.
  • Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.
  • Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

Как можно понять из существующих видов аналогий в синектике, этот процесс в итоге задействует все аспекты мышления, что и обеспечивает высокую эффективность подобной методики. Но её применение требует наличия у  участников опыта, достаточного уровня раскрепощенности и понимания работы метода.

Необходимо отметить, что в рамках синектики все виды вышеозначенных аналогий при поиске решения должны задействоваться в обязательном порядке. Однако к конечному решению может привести лишь одна из проведенных аналогий – неэффективные варианты, которые в ходе обсуждения не дают возможности обеспечить нахождение решения, следует отбросить.

Преимущества и недостатки синектики

Как метод решения различных вопросов – организационных, научных, технических или творческих, синектика является достаточно универсальной, что позволяет применять её в большинстве сфер деятельности. К достоинствам такого метода можно отнести следующие его особенности:

  • Высокая результативность. При правильном подходе к организации синектической группы, результативность её деятельности оказывается на порядок выше, чем при применении большинства иных методик поиска решений.
  • Максимальная эффективность процесса поиска решения. За счёт совмещения всех видов мыслительных процессов в рамках синектики, потенциал каждого из участников реализуется наиболее полно, чем не могут похвастаться как стандартные аналитические методы, так и творческие.
  • Развитие коллектива. Эффективная группа синектиков, работающая в рамках компании, может решать огромный спектр задач, а каждое успешное решение повышает опыт участников и дает возможность ускорить развитие компании в целом. Кроме этого, практика синектики обеспечивает сплочение коллектива и повышение их лояльности к компании.
  • Снижение посторонних затрат и случайных факторов. Одним из недостатков метода мозгового штурма можно назвать большое количество абсолютно лишних затрат времени – подавляющее большинство высказываемых решений не применяется. В рамках синектики же допускается и приветствуется критика, а мыслительный процесс практически полностью посвящен поиску и обработке возможных реальных решений, а не бессмысленному перебору возможных теоретических вариантов, в том числе и априори абсурдных.

Однако синектика имеет и ряд значительных недостатков, именно за счет которых данная методика применяется достаточно ограниченно, особенно на постсоветском пространстве. К минусам синектики можно отнести следующие её особенности:

  • Длительность обучения. Для того, чтобы методика могла реализовываться наиболее эффективно, все участники должны пройти специфическое обучение. Сейчас есть достаточное количество как теоретической литературы, так и практических семинаров, видеороликов и методик обучения методу синектики, однако в любом случае процесс подготовки займет длительное время.
  • Жесткие требования к участникам. Для синектики необходима группа из высококвалифицированных работников с различными специализациями. При этом каждый из участников должен быть достаточно хорошо мотивирован на поиск решения, быть лояльным к компании и иметь желание и личную инициативу в процессе синектики.
  • Отрыв от производства. Группа синектиков вынуждена отрываться от производства для поиска решений, а также обучения. При этом так как в неё должны входить разнопрофильные специалисты, а не только работники сферы инновационного менеджмента, это обязательно скажется на общей эффективности труда коллектива.

Пример применения синектики для поиска решения

В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном.

Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений.

Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы.

Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.

Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.

(38 голос., 4,00 из 5)

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sinektika-chto-eto-takoe.html

Метод синектики

Метод синектики (примеры)

  • Виды аналогий метода синектики
  • Формирование синектического коллектива
  • Этапы проведения метода синектики

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики.

Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях.

Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта.

Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc.

, обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие).

В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа.

Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма.

Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем.

А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач).

В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней.

    Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.

  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном».

    По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п.

    Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.

  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением.

    задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений.

    При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.

  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности.

    Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут.

    Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако  об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год.

Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики.

Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Викиум

Источник: https://constructorus.ru/uspex/metod-sinektiki.html

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Метод синектики (примеры)

Метод синектики (примеры)

Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.

Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.

В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.

Особенности метода синектики

Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
  • Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
  • Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
  • Все участники должны обладать специальной подготовкой.

Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы:

  1. Тщательный подбор участников.
  2. Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.

Читайте по теме: Метод дельфи (примеры)

Специфика первого этапа по методу синектики

На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить:

  • Наличие гибкого мышления.
  • Широкий диапазон знаний.
  • Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
  • Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
  • Психологическая совместимость участвующих.

Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.

Специфика второго этапа по методу синектики

На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности:

  • Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
  • Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
  • Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
  • Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.

Читайте по теме: Что такое SKU в торговле?

Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.

Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.

Читайте по теме: Что такое маржа. Расчет маржинальности. Валовая маржа

Пример использования метода

В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.

Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.

Источник: http://marketing-now.ru/osnovyi-marketinga/metod-sinektiki-primeryi/

Генерация идей методом синектики

Метод синектики (примеры)

Существует немало различных методов генерации идей, которые успешно применяются людьми для решения стоящих перед ними задач. Они используются в сфере менеджмента, производства и других областях. Одним из таких методов является метод синектики.

Синектика – это комбинирование разнородных, а в некоторых случаях даже несовместимых элементов исследуемых объектов для решения задач и поиска творческих решений. Метод синектики является усовершенствованным методом мозгового штурма, который получил широкое распространение.

История возникновения метода

Сооснователь метода Уильям Гордон

Метод синектики появился в начале 50-х годов 20 в. Его сооснователями являются американский изобретатель и исследователь человеческого мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс.

Они пришли к выводу, что индивидуальное и коллективное творчество аналогичны друг другу. У.

Гордон основал исследовательскую группу для работы над новым методом, который получил название «синектика», что в переводе с греческого означает «соединение разнородных элементов».

Синектический штурм – это усовершенствованный метод мозгового штурма, в основе которого лежит поиск аналогий. У. Гордон считал, что избавление от ограничений мышления в процессе решения задач можно устранить, если искать способ решения через аналогии. Для этого необходимо найти аналогию поставленной задаче в другой области знаний и попробовать на ее примере придумать новое решение.

Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles.

Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению этой задачи руководство компании привлекло У. Гордона.

С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная.

Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.

В 1961 году У. Гордон выпустил книгу «Синектика: развитие творческого воображения», которая впоследствии обрела широкую известность. Позднее Гордон стал основателем компании Synectics Inc., занимающейся разработкой креативных идей и обучением творческому мышлению.

Как работает метод синектики

Суть метода синектики состоит в решении задач по аналогии и подборе соответствующих аналогий. Выделяют четыре типа аналогий:

  1. Прямая аналогия. Это сходство, которым обладают элементы систем и объектов, решающих похожие задачи. К прямой аналогии можно отнести техническую или природную схожесть. Например, для усовершенствования технологии окраски мебели можно рассмотреть способы окраски бумаги или кинопленки, а также обратить внимание на особенности окраса природных объектов – цветов, минералов, животных.
  2. Символическая аналогия. Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны. Символическая аналогия нашла широкое применение в различных сферах жизни, например, в литературе и кинематографе она используется для раскрытия противоречивой сути персонажей. Символическая аналогия ярко отображается в таких выражениях, как: «живой мертвец», «без вины виноват» и другие, уже прочно вошедшие в обиход, выражения.
  3. Личная аналогия. В ее основе лежит процесс мысленного отождествления себя с объектом исследования или какой-то его частью. При использовании этого типа аналогии исследователь должен представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса. Приводимые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, но их задачей является попытка раскрытия новых, неизвестных сторон и аспектов предмета. Для работы с этим типом аналогии необходимо обладать хорошо развитым воображением и актерскими способностями.
  4. Фантастическая аналогия. В ее основе лежит представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности. Писатели-фантасты часто используют этот тип аналогии в своих произведениях.

Этапы реализации метода синектики

Процесс генерации идей представленным методом включает в себя несколько этапов, которые описал в своей книге У. Гордон. Что представляют собой эти этапы:

  1. Проблема, как она дана. На этом этапе никто из участников группы, кроме руководителя, не знает, какие конкретно условия задачи перед ними поставлены, и какой результат должен быть достигнут. Считается, что если условия известны заранее, то человеку трудно будет абстрагироваться от привычного мышления, что усложнит процесс творческого поиска. На данном этапе работы участникам группы представляется только сама проблема в общем виде.
  2. Превращение незнакомого в знакомое. Проблема делится на составные части, то есть одна сложная задача разбивается на несколько более простых.
  3. Проблема, как она понята. Члены группы обдумывают и анализируют проблему на основе данных, полученных на предыдущем этапе работы.
  4. Оперативные механизмы. На этой стадии работы подбираются различные метафоры и аналогии, которые позволяют глубже вникнуть в суть проблемы.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Рассмотрение уже понятой проблемы с иного ракурса, в новой, нетрадиционной форме.
  6. Психологическое состояние. Участники процесса размышляют над проблемой, как она понята. В ходе работы применяются все типы аналогий.
  7. Объединение с проблемой. Наиболее соответствующую аналогию сопоставляют с проблемой, как она понята, в результате чего проблема утрачивает свои прежние ограничения.
  8. Точка зрения. Теперь участники переходят от аналогии к нахождению решения задачи. Разработанные идеи и найденные решения переносят на проблему, как она дана.
  9. Принятие решения и научно-исследовательская работа. На заключительной стадии работы эксперты проводят критическую оценку, а также доводят идею до практической реализации.

Создание синектической группы

Поскольку метод синектики применяется для коллективного поиска идей, для его реализации требуется создание специальной синектической группы. Члены такой группы называются синекторами.

В качестве синекторов выбирают людей, имеющих разные профессии и образование, коммуникабельных, с хорошо развитым мышлением и воображением. Чем более обширными знаниями обладает каждый член группы, тем лучше. Обычно в группу входит 5–7 человек. Группа проходит специальное обучение.

Как правило, срок обучения составляет один год, после чего синекторы приступают к решению практических задач.

Синектическая группа работает по определенным правилам. Ее члены имеют разное образование и обладают разными знаниями, но среди них должен быть эксперт в области рассматриваемой проблемы.

Группа не имеет одного лидера. Роль руководителя переходит от одного члена коллектива к другому. Синекторы не имеют права обсуждать достоинства и недостатки друг друга.

Каждый участник может прекратить работу, если чувствует усталость.

При успешной организации и грамотно построенной специфике работы синектическая группа может принести огромную пользу компании, которая нанимает ее.

Источник: http://NewGoal.ru/generaciya-idej-metodom-sinektiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.