+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Манипулирование людьми через СМИ

Содержание

10 способов манипулирования людьми с помощью СМИ

Манипулирование людьми через СМИ

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля — в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение».

Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4. Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5. Обращаться к народу, как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.

Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…

9. Усиливать чувство собственной вины

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий.

В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.

А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает.

Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Ноам Хомский — американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.

Оригинал публикации: Diez formas distintas de manipulación mediática

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/interesno/2013/06/10-sposobov-manipulirovaniya-lyudmi-s-pomoshhyu-smi/

Сми как субъект манипуляции массовым сознанием

Манипулирование людьми через СМИ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Способы манипуляции в массовых информационных процессах. 5

1.1. Определение, признаки манипуляции 5

1.2. Манипулирование общественным мнением. 8

Глава 2. Сми как субъект манипуляции массовым сознанием. 18

2.1. Особенности манипулятивных технологий на телевидении. 18

2.2. Манипуляция в печатных СМИ, радио и интернет-ресурсах. 26

Глава 3. Методы противодействия манипулятивным технологиям. 32

Заключение 36

Список литературы 38

Введение

Бурно развивающиеся процессы всовременном обществе затрагивают всестороны жизни, что приводит к осознаниюзначимости особенностей развитияобщественного сознания людей, их общения,взаимодействия и взаимоотношений навсе стороны деятельности.

В наше время огромное психологическоевлияние на сознание и подсознаниечеловека оказывают средства массовойинформации (СМИ).

Та реальность, которуюнам предлагают сегодняшние СМИ, безусловноопосредствована чьим-то мнением, онаупрощена и не предлагает размышления,анализа.

В некоторых случаях этаинформация может быть опасна, так какчеловек принимает её готовой, незадумываясь и ему можно внушить оченьмногое. Поэтому нам часто легче окунутьсяв поток информации, чем критично еёвоспринимать.

Актуальность темы исследованияопределяется тем, что СМИ сегодня- этомощный фактор влияния на психическоесостояние людей. Сегодня вопреки своейобязанности отражать общественноемнение, СМИ создают его. Проблема состоитв том, что большая часть населения неимеет представления о сути и способахманипулирования общественным мнением,вследствие чего легко поддаетсявоздействию.

Знания, полученные в результатенаписания данной работы, можно применятьв повседневной практике, исследуяматериалы и программы различных СМИ напредмет использования в них манипулятивныхприемов, а также защищая себя отвоздействия манипулирования.

За последнее десятилетие былоповедено множество исследований поданному вопросу в совершенно различныхсферах (печать, радио, телевидение,реклама, интернет). Исследования на темуманипулирования общественным мнениемв СМИ можно найти в работах С.Г. Кара-Мурза«Манипуляция сознанием» [7], Е.Л. Доценко«Психология манипуляции» [5], Г.

Шиллера«Манипуляторы сознанием» [19], Л.И. Рюмшиной«Манипулятивные приемы в рекламе» [17],И.М. Дзялошинского «Манипулятивныетехнологии в масс-медиа» [4], А. Карпова «Манипулятивные технологии PR» [8]и у других авторов.

Однако, отличительнымичертами СМИ является публичность инеоднозначный, противоречивый характерсамих СМИ, что стимулирует новый ростисследований.

Цель работы –анализ современных манипулятивныхтехнологий, их сути и применения в СМИ.

Для выполнения поставленнойцели, необходимо решить следующиезадачи:

1. проанализировать понятиеманипулирования как явления в целом икак процесса воздействия на общественноемнение;

2. определить, какие манипулятивныетехнологии применяются в СМИ, и рассмотретьмеханизмы их действия;

3. рассмотреть применениеманипулятивных технологий на каждомканале СМИ в отдельности, акцентируявнимание на телевидении, в зависимостиот их специфики;

4. рассмотреть методы защиты отманипулирования общественным мнением;

Курсовая работа содержит текстывведения, трёх глав, заключения и спискалитературы. В первой главе сделан обзорлитературы, посвященной темеманипулирования. На основе результатовобзора анализируется понятие манипуляциии процесса манипулирования общественныммнением.

Также проанализированоиспользование манипулятивных приемовв сфере информационного воздействия,политической коммуникации, во времяпубличных выступлений, а также в сфереНЛП. Составлена классификацияманипулятивных приемов в зависимостиот их формы. Дана суть освещаемыхманипулятивных приемов.

Во второй главена основе полученных знаний сделанапопытка проанализировать взаимосвязьмежду спецификой каждого канала СМИ иособенностями применения на нихманипулятивных приемов. Основноевнимание отдано анализу манипулированияна телевидение, поскольку оно предоставляетнаибольшие возможности для воздействия.

В третьей главе представлены возможныеспособы защиты от манипулирования.

1.1.Определение, признаки манипуляции

В настоящее время на обществообрушивается огромный поток информации.Каждый день мы вынуждены приниматьмножество решений. Однако в большинствеслучаев люди не задумываются о природесвоих решений и действий, пребывая вуверенности, что в их основе лежат ихсобственные желания и убеждения.

Любая информация, воздействуяна человека, может создать у негосоциально-психологическую установку,т.е. внутреннюю готовность к каким-либодействиям. Данную особенность человеческойпсихики используют манипуляторы приманипулировании общественным мнением.Способствует манипулированию и тотфакт, что люди чаще склонны без вопросоввоспринимать информацию, не пытаясь еёпроанализировать.

Манипулирование общественнымсознанием можно рассматривать каксложно организованную манипулятивнуюдеятельность, как правило, группы людей(правительства, партий и т.д.) или отдельныхличностей (олигархов, лидеров политическихдвижений, религиозных сект). Этадеятельность осознанна и целенаправленна,у ее организаторов есть определенныецели, намерения получить выгодные длясебя результаты.

«Манипуляции общественнымсознанием изучены плохо, несмотря нато, что упоминание о них можно найти ещеу Платона («Государство») и Макиавелли(«Государь»)» [16, 75-76].

Слово «манипуляция» имеет корнемлатинское слово manusрука (manipulusпригоршня, горсть, отmanusи pleнаполнять).

Оксфордский словарьанглийского языка трактует манипуляциюкак «акт влияния на людей или управленияими с ловкостью, особенно с пренебрежительнымподтекстом, как скрытое управление илиобработка». Имеется в виду, что для такихдействий требуется ловкость и сноровка.Согласно С.Г.

Кара-Мурза, от пониманияманипуляции в техническом смысле(манипуляторы – приспособления дляуправления механизмами) произошлосовременное переносное значение слова– ловкое обращение с людьми как собъектами, вещами.

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующиеродовые признаки манипуляции:

1)манипуляция – это вид духовного,психологического воздействия. Мишеньюманипулятора является дух, психическиеструктуры человеческой личности;

2)манипуляция – скрытое воздействие,факт которого не должен быть обнаруженобъектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер, «для достижения успеха манипуляциядолжна оставаться незаметной. Успехманипуляции гарантирован, когдаманипулируемый верит, что все происходящееестественно и неизбежно.

Проще говоря,для манипуляции требуется фальшиваядействительность, в которой ее присутствиене будет ощущаться» [19, Миф о нейтралитете].

Если попытка манипуляции вскрываетсяи это становится известно широкойаудитории, акция обычно свертывается,поскольку раскрытый факт примененияманипулятивных технологий наноситзначительный ущерб манипулятору. Ещетщательнее скрывается цель манипуляции.

3) манипуляция – это воздействие,которое требует значительного мастерстваи знаний;

4) к людям, сознанием которыхманипулируют, относятся не как кличностям, а как к особого рода вещам.Используя «живой материал», манипулятордобивается своих целей.

Итак, процесс манипулированиялюдьми можно объяснить следующимобразом. Он может рассматриваться какиспользование людей в целях получениявыгоды манипулятором. Люди в этом случаепревращаются в объекты манипуляции,обесцениваются и овеществляются.Действия, совершаемые над манипулируемым,неведомы, скрыты и незаметны для него.

Психологический смысл манипуляцийсостоит в программировании и контролеповедения людей, получении над нимивласти или преимущества за счетограничения их свободы, выбора, созданиятакой ситуации, в которой объект будетвести себя выгодным для манипулятораобразом, не имея выбора или не осознаваяего.

Цель любой манипуляции – скрываясвои истинные намерения, побудитьчеловека к совершению определенныхдействий, изменению ценностных установок,мнений, отношений, представлений ивзглядов. Необходимое условие – сохранитьу объекта манипуляции иллюзию свободывыбора решений, иллюзию независимости.

Например, покупатель в магазине выбираетхорошо и качественно разрекламированныйтовар из числа других менее известных.Этот товар ранее им не приобретался.При покупке он испытывает положительныеэмоции, в его сознании всплываетвизуальный ряд, показывающий счастливыхи здоровых людей.

Покупатель даже несомневается в том, что это его собственноерешение – приобрести данный товар, ведьон выбрал его из немалого числаальтернатив. Но на деле покупатель,являющийся объектом манипуляции, дажене рассматривает должным образом этиальтернативы.

В данном примере покупатель,безусловно, был нацелен на удовлетворениесвоих потребностей. А. Карпов пишет:«Потребности человека психика«материализует» в виде набора стереотипов,установок, стандартных правил. Оцениваялюбую внешнюю ситуацию, человек сравниваетее с этими стереотипами и делает «вывод»о том, насколько удовлетворена та илииная потребность.

Этот «вывод» есть нечто иное, как эмоция (слово вывод взятов кавычки, т.к. под ним обычно понимаютлогический вывод, а эмоция – это нелогический вывод). Если потребностьудовлетворена, мы, не задумываясь и нерассуждая, ощущаем положительную эмоцию(радость, благодарность), если нет -отрицательную (страх, гнев, ненависть)»[8, 45].

Именно потому, что эмоциональнаясфера мало подвержена логике (большинствопредпочитают эмоциональную оценкуситуации рассуждениям и логическимвыводам), она является одной из самыхуязвимых мишеней для манипулирования.

Чтобы заставить человека действоватьпо заданной манипулятором программенужно вызвать эмоцию настолько сильную,чтобы она заполонила человека, не далавозможности вернуться на рациональныйуровень и спокойно обдумать ситуацию.

Нужно понимать, что всякаяманипуляция есть взаимодействие и безучастия объекта, на которого онанаправлена, манипуляция не состоится.С.Г. Кара-Мурза по этому поводу замечает:«Жертвой манипуляции человек можетстать лишь в том случае, если он выступаеткак ее соавтор, соучастник.

Только есличеловек под воздействием полученныхсигналов перестраивает свои воззрения,мнения, настроения, цели – и начинаетдействовать по новой программе –манипуляция состоялась. А если онусомнился, уперся, защитил свою духовнуюпрограмму, он жертвой не становится.Манипуляция – это не насилие, а соблазн.Каждому человеку дана свобода духа исвобода воли.

Значит, он нагруженответственностью – устоять, не впастьв соблазн» [7, раздел I,гл.2].

Источник: https://works.doklad.ru/view/7yT2pH7GJYY.html

Способы манипулирования людьми через сми

Манипулирование людьми через СМИ

Вот вам список основных способов манипулирования людьми с помощью средств массовой информации.

ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля — в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ, А ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАТЬ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение».

Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

СПОСОБ ПОСТЕПЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

ОБРАЩАТЬСЯ К НАРОДУ КАК К МАЛЫМ ДЕТЯМ

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.

Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

ДЕЛАТЬ УПОР НА ЭМОЦИИ В ГОРАЗДО БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ НА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

ДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ В НЕВЕЖЕСТВЕ, КУЛЬТИВИРУЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

ПОБУЖДАТЬ ГРАЖДАН ВОСТОРГАТЬСЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…

УСИЛИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВИНЫ

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий.

В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.

А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

ЗНАТЬ О ЛЮДЯХ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНИ САМИ О СЕБЕ ЗНАЮТ

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Источник: https://www.ranibu.ru/sposobyi-manipulirovaniya-lyudmi-cherez-smi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.