+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Креативная-творческая пауза

Содержание

Серьёзное творческое мышление

Креативная-творческая пауза

Как правило, мы думаем и действуем заведенным порядком, последовательно, без неожиданных скачков в сторону. Мозг облегчает нам жизнь, делая ее привычной и обыденной. Он формирует шаблоны мышления и поведения, не давая в дальнейшем уклониться от этих шаблонов.

Это свойство очень важно для выживания, и мозг прекрасно справляется с тем, что от него требуется. Творческое отношение и мотивация могут возникать в результате призыва, могут стимулироваться многообещающими результатами творчества, чужим примером или вдохновением.

Добиться творческого отношения можно также более надежным способом, например таким простым приемом, как творческая пауза.

ТВОРЧЕСКОЕ УСИЛИЕ

Я уже не раз подчеркивал значение творческого усилия. Формально его можно вызвать, надевая зеленую шляпу. Я считаю, что творческое усилие заслуживает поощрения само по себе, вне зависимости от достигнутых результатов. Нельзя требовать от человека, чтобы он придумал блестящую идею. Но вы можете предложить ему совершить творческое усилие.

Усилие делает результат возможным. Это необходимое условие. Его можно укрепить, добавив к нему навыки нестандартного мышления.

Творческая пауза — простейший из всех методов творческого мышления, но он часто приводит к хорошим результатам.

Творческая пауза должна стать мыслительной привычкой для каждого, кто хочет стать творческой личностью. Это простейший способ совершения творческого усилия.

ПАУЗА

Все идет прекрасно. У вас нет ни проблем, ни препятствий. Но вы останавливаете привычный ход мыслей и делаете паузу, потому что вы этого хотите. Пауза — это не реакция на внешнее событие. Это результат вашего стремления остановиться.

«Где-то здесь должна быть новая идея».

«Где-то здесь может быть новая идея».

«Я хочу сделать паузу и подумать об этом».

Вряд ли вы станете думать о чем-то, на что не обращаете внимания. Творческая пауза — это прерывание плавного течения обыденных мыслей, позволяющее обратить целенаправленное внимание на определенный предмет.

Почему нужно остановиться именно здесь? Почему не там? Почему не где-нибудь еще?

Не нужно искать никакого объяснения, почему вы решили остановиться именно в этом месте. Как только вы начнете искать причину, то станете совершать творческую паузу только тогда, когда для этого имеются логические обоснования — это разрушит саму цель паузы.

Совершенно справедливо, что бывают случаи, когда человек чувствует наличие каких-то скрытых возможностей или ощущает, что что-то делается слишком сложно. Это дает законные основания для совершения творческой паузы. Но творческая пауза не должна зависеть от каких-либо обоснований.

Как мы увидим в следующей главе, посвященной фокусированию, лучших результатов часто достигают те люди, которые умеют останавливаться и думать о таких вещах, на которые никто, кроме них, не обратит внимания.

Творческая пауза — очень простой метод, но для того чтобы остановить привычное течение мыслей, требуется самодисциплина.

МОТИВАЦИЯ

Что приходит сначала? Останавливаемся ли мы от того, что у нас есть мотивация для творчества, или, наоборот, мотивация возникает как итог целенаправленной привычки совершать творческую паузу? Я думаю, что верно и то, и другое, но все же в начале должен быть начальный мотивирующий импульс; в противном случае человек никогда не станет обременять себя созданием привычки.

Я хочу подчеркнуть, что творческая пауза — это целенаправленный процесс. Она совершается не под влиянием внезапного порыва. Вы останавливаетесь потому, что этого хотите. Вы делаете паузу для того, чтобы совершить творческое усилие. Вы намерены проявить себя как творческая личность.

Важный элемент творчества — надежда. Она также связана с энтузиазмом. Вы делаете паузу, потому что это усилие может вызвать рождение новой идеи.

Можно быстро идти по проселку, но можно остановиться, чтобы взглянуть на полевые цветы у обочины. При быстрой ходьбе вы не обратите на них внимания.

Если вы совершите внутреннее усилие и сделаете остановку, то будете вознаграждены созерцанием их скромной красоты.

Зачем нужно делать паузу? Почему мы должны откладывать важные дела, тратить время и совершать усилие, которое, скорее всего, ни к чему не приведет? Ответ на все эти вопросы лежит в понимании «инвестиционной» природы творчества.

Невозможно дать гарантию, что каждая творческая пауза окажется плодотворной. Но отдача начинает возрастать по мере того, как мы продолжаем совершать творческое усилие. Трудно ожидать, что у вас родится новая идея, если вы не вложили в ее рождение никаких серьезных усилий.

Трудно вырастить сад, если его не выращивать.

Разумеется, творческую паузу нельзя смешивать с главной целью мышления или обсуждения. Пауза может быть личной: «Интересно, нельзя ли сделать это иначе?» Пауза может быть коллективной: «Давайте подумаем, нет ли других альтернатив?» Пауза может длиться всего мгновение, незаметное для постороннего глаза.

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПАУЗЫ

Что происходит во время творческой паузы? Как долго она должна длиться?

Во время творческой паузы нет никакой необходимости ни в одном из специальных инструментов нестандартного мышления. Можно мысленно осмотреться в поисках несложных альтернатив, и это, пожалуй, все.

Основной акцент состоит в сосредоточении на определенном явлении или предмете, на том, что вы решаете для себя: этот предмет заслуживает внимания.

По мере того как вы приобретете навыки творческого мышления, даже короткая творческая пауза сможет подсказать вам лучший способ действий.

Если временно преградить путь ручью, вода быстро найдет другой путь. Иногда даже кратковременная остановка обыденного течения мыслей может открыть новые направления мысли. Пауза ценна сама по себе. Если мы сделаем паузу во время еды, то лучше оценим вкус пищи.

Если мы на мгновение остановим течение мысли, то сможем лучше понять предмет, на котором задержали внимание. Если мы остановились у развилки дорог, то можем прочесть указатель. Проезжая перекресток на большой скорости, мы так и не узнаем, куда ведет боковая дорога.

Бывают случаи, когда нужно принимать быстрое решение, но бывают и такие, когда лучше думать не спеша. Творчество — это тот случай, когда неторопливое мышление дает нам преимущество.

Как и при медленной езде, вы можете обращать внимание на детали, замечать явления.

Вместо того чтобы неуклонно стремиться к цели, вы можете оценить путь, который туда ведет и, может быть, вам удастся найти другую, лучшую, дорогу.

Пауза не должна быть долгой. Она может длиться всего 20—30 секунд для одинокого мыслителя, и 2 минуты — для группы. Не нужно также напрягать свой мозг, принуждая его родить в эти короткие мгновения идею. Вы просто останавливаете ход своих рассуждений и с любопытством мысленно оглядываетесь по сторонам, затем продолжаете движение.

Вы всегда можете вернуться на то же место, если пожелаете. Нет никакой необходимости получить немедленный результат. Творческая пауза ценна сама по себе. Не нужно усложнять себе жизнь, делая из нее обязательный урок. Пауза должна быть непринужденной, почти случайной.

Как будто вы походя сказали себе: «Это любопытно», — и затем снова двинулись в путь.

Хотя творческая пауза содержит в себе как фокусирование, так и стремление, есть четкое различие между простой творческой паузой и выбором важной области фокусирования, вслед за которым мы делаем целенаправленную и систематическую попытку создать новую концепцию. Точное определение фокусирования и длительного применения творческого усилия (независимо от того, применяются инструменты нестандартного мышления или нет) будет дано позже.

К творческой паузе можно обращаться даже во время диалога, не прерывая собеседника, обращая внимание на интересные моменты.

АКТИВНЫЙ МЕТОД

Наше мышление в основном носит реактивный характер. Это ответная реакция на давление внешнего мира — требования, проблемы, трудности.

У нас почти не остается времени для любого другого мышления и еще меньше стимулов, чтобы взваливать на себя дополнительную умственную работу. Творческая пауза — важная привычка проективного мышления.

Это краткая остановка, во время которой человек говорит сам себе:

«Я хочу рассмотреть это поближе». «Я хочу обратить на это внимание». «Об этом стоит подумать». «Есть ли туг другие возможности?»

«Неужели это можно сделать только так, и никак иначе?»

Психология bookap

Если личность или организация понимает значение творчества, то вполне оценит достоинства проективной творческой паузы. Это очень простой метод, воспитывающий и укрепляющий творческое отношение, превращающий творчество в привычку. Творческая пауза — конкретный способ продемонстрировать творческое усилие, если не окружающим, то самому себе. Это реальный вклад в развитие творческих навыков.

Важно понять, что это простое и легкое действие. Нельзя превращать его в тяжелую и утомительную обязанность.

Источник: https://bookap.info/razvit/bono_seryoznoe_tvorcheskoe_myshlenie/gl15.shtm

11 советов, как быть креативным в работе

Креативная-творческая пауза

Лиана Хазиахметова

Творчество — вот что отличает человека от машины. Из вдохновляющих книг выбрали 11 советов, которые помогут настроиться на креативную волну и научат принимать нестандартные решения.

Измените подход к презентациям

«Посмотрите, как это делают другие, и сделайте все по-своему», — гласит главное правило креативности. Применить это к презентациям несложно. Достаточно дать людям занимательную информацию, и им захочется узнать еще и еще. Алексей Каптерев, автор бестселлера «Мастерство презентации», дает советы, как сделать выступление интересным и запоминающимся.

В презентации должна быть проблема и решение. Если нет первого, то слушателям будет просто неинтересно. Второе должно связывать цель и проблему. Решение — это супер-идея, инсайт. Задайте себе правильные вопросы. Зачем вы хотите презентовать идею? Как вы намереваетесь это сделать? Что вам нужно получить в результате? Каждая презентация — это ваш опыт по определенной теме.

Делайте творческие перерывы

Творческое мышление можно развить, например, с помощью упражнений. Выполняйте задания в перерывах между работой, вечером, чтобы переключиться на семейные дела, и утром, чтобы пробудить креативность.

Посмотрите на этот рисунок. Какие ассоциации он вызывает? Не сдерживайте свой творческий порыв!

Варианты: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

Пытаться разглядеть в абстрактных рисунках нечто конкретное — хорошее упражнение на креативность. Придумайте как можно больше вариантов.

По материалам книги «Рисовый штурм»

Отвечайте на нестандартные вопросы

Еще один из способов с пользой провести минуты отдыха — отвечать на нестандартные вопросы. Такие как в книге «Вопрос на засыпку».

Автор Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентов Оксфорда и Кембриджа на вступительных экзаменах могут спросить о чем-нибудь необычном, например «Насколько маленьким может быть компьютер?», «Зачем людям два глаза?», «Может ли парусная яхта двигаться быстрее ветра?» или «Что случится, если вы уроните муравья?»

По мнению Фарндона, подобные вопросы учат размышлять и анализировать. После такой тренировки вы более творчески подойдете и к своей работе.

Делайте скетчи

Замечали, что информация с совещаний быстро вылетает из головы? Отличный способ этого избежать — скетчи. Это такие зарисовки настоящего момента.

Здесь не нужно уметь рисовать, достаточно делать простые картинки, пусть даже из черточек, точек и кружочков. Скетчи помогают не только лучше запоминать, но и по-новому осмыслить процесс.

Такое творческое занятие скрасит скучные совещания и настроит мозг на нужную волну.

Даже простые скетчи могут быть интересны. Источник

Придумайте свой бренд

Компания без бренда — как человек без паспорта. А вы знаете бренд своей компании? Представьте, что вам дали задание придумать товарный знак для вашей фирмы.

Итак, с чего начать ? С фирменного стиля? С названия? Нет, нет и нет! Начинать нужно с понимания трех вещей:

— Кто вы?

— Что представляет собой ваш продукт / ваша услуга?

— Кто ваш клиент?

Это упражнение поможет по-новому взглянуть на свою работу и найти в ней смысл. Предложите свою идею руководству, может, именно с вас начнется ребрендинг компании!

По материалам книги «Включите сердце и мозги. Как построить успешный творческий бизнес»

Творите вместе с коллегой

Часто мы забываем, что наша творческая натура — это дар, который можно использовать не только для себя, но и для других. Какие маленькие творческие вещи вы можете сделать вместе с коллегами? Когда есть поддержка, придумать новый проект проще. Найдите близкого по духу коллегу и предложите вместе покреативить.

По материалам книги «Долгие прогулки»

Определите время для творчества

Трудности с творческим мышлением могут возникать из-за неправильного рабочего графика! По мнению Майкла Бреуса, для каждого действия существует идеальное время. И творческое настроение — не исключение. В книге «Всегда вовремя» он рассказывает, благодаря каким факторам рождается креатив и в какое время ждать от себя хороших идей, а в какое не стоит.

Доктор Бреус на основе этих исследований составил рекомендации, когда лучше всего заниматься творчеством. Для этого необходимо узнать свой хронотип. Оптимальное время для вынашивания новых идей для каждого типажа индивидуально. Вот оно:

Источник: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2017/12/11/11-sovetov-kak-byt-kreativnym-v-rabote/

10 лайфхаков для тех, кому нужно выдать свежую идею (а не получается) | Rusbase

Креативная-творческая пауза

Свежие идеи никогда не берутся из пустоты — они являются результатом работы всех отделов головного мозга. Удачные решения возникают благодаря нашей памяти, накопленному опыту и умению систематизировать полученные знания.

В 2000 году психиатр, нейробиолог и профессор биохимии Эрик Кандель получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследование «Когнитивная нейронаука и изучение памяти», в котором предложил новую модель мозга — «умную память». Согласно его теории, все, что происходит с нами на протяжении жизни, так или иначе, регистрируется в разных частях нашего мозга.

Таким образом, наш мозг похож на огромный шкаф со множеством ящичков: одни открываются, другие закрываются. Новая идея — это вовсе не прозрение, возникшее из ниоткуда, а удачная комбинация разного содержимого этих ящичков. Алхимия нашего сознания.

Что можно сделать, чтобы открывались нужные «ящички», а наш генератор идей начал работать на полную мощность? Предлагаем 10 несложных лайфхаков, которые облегчат жизнь тем, для кого новые идеи — часть их профессии.

1. Больше идей, еще больше идей!

Как говорил Лайнус Полинг, американский химик, кристаллограф и лауреат двух Нобелевских премий: «Лучший способ найти хорошие идеи — найти много идей и выкинуть плохие».

Пикассо написал около 50 тысяч картин, и далеко не все из них вошли в «золотой фонд» живописи и принесли ему известность.

Творческий процесс — не тот случай, когда «качество важнее количества», потому что и то, и другое имеет значение.

Как пишет Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум»: «Когда Эдисон усовершенствовал лампочку и создал батарею, один из помощников спросил его, как он ухитрился продолжать работать над этими изобретениями после тысяч неудачных попыток. Эдисон ответил, что не понимает вопроса, так как для него эти попытки не были неудачными. Он узнал способы, которые не работают».

2. Выключите «внутреннего редактора»

Другими словами, перестаньте играть в игру «да, но…». Не отметайте идею сразу, как только она пришла в голову, позвольте ей родиться — думать, насколько она была плоха, будете потом.

Критика — это то, к чему нас заставляют привыкнуть с детства. Когда мы были маленькими, многие слышали, что хвастаться нехорошо или что у кого-то получается лучше, чем у нас. Еще тогда появился на свет наш внутренний цензор, который сразу проверяет любую новую идею на прочность: достаточно ли она хороша, чтобы ее озвучить?

Именно эта зажатость, внутренние рамки, которые мы выстраиваем самостоятельно, и мешают нам двигаться дальше.

3. Смените время активности

Любители вставать «с петухами» убеждены, что самый высокий уровень продуктивности они показывают утром, но исследования 2012 года доказали, что это не совсем так.

Марика Уит (Mareike Wieth), профессор психологии в колледже Альбион, вместе с коллегами провела интересный эксперимент. Они разделили участников на «сов» и «жаворонков», согласно заполненным ими анкетам. В разное время суток Уит просила участников решить три аналитических задачи и три творческие, а позже проанализировала качество выполнения.

Выяснилось, что нет никакой разницы, в какое время дня люди решают задачи аналитического характера, зато отличия в творческих вопросах нашлись. Как ни странно,  участники выполняли их гораздо лучше «не в свое» время, то есть в тот период, который они привыкли считать непродуктивным.

Уит считает, что такой результат получился благодаря тому, что снизился ингибиторный контроль внимания (inhibitory attentional control) — способность фильтровать информацию и отделять важную от второстепенной.

«Это состояние делает людей более восприимчивыми, они могут думать о вещах, которые, с первого взгляда, не связаны между собой. Этот поток дополнительный информации помогает достичь желанного момента просветления».

4. Перестаньте «брейнстормить»

Техника «брейнсторма», или мозгового штурма, была придумана в 40-е годы одним из пионеров в области исследования творчества Алексом Осборном. Новая методика коллективного творчества была основана на четырех принципах:

  1. генерируйте как можно больше идей;
  2. приоритет должен отдаваться необычным и оригинальным идеям;
  3. комбинируйте возникающие идеи;
  4. воздержитесь от критики во время штурма.

По отдельности каждый из этих советов казался очень разумным, а Осборн обещал, что его способ усилит творческий потенциал коллектива на 50%.

Фотобанк Фотодженика.

Дальнейшие исследования этого не подтвердили. Мета-анализ, проведенный среди чем 800 команд, показал, что по отдельности люди чаще генерируют оригинальные идеи — им буквально противопоказано вступать в коммуникацию с другими людьми. Мозговой штурм же, напротив, только вредит продуктивности команды.

Причиной тому стала социальная тревожность — люди нередко стесняются высказывать свои мысли, боясь показаться глупыми среди коллег, а потому многие умалчивают даже об удачных идеях.

5. Обращайте внимание на предметы, которые до вас никто не замечал

«Фокусирование или осмысленная постановка задачи — очень важный элемент творчества, — пишет Эдвард де Боно в своей книге “Гениально! Инструменты решения креативных задач”. — Он гораздо важнее, чем думает большинство.

Мы часто считаем, что творчество предназначено для решения серьезных проблем, требующих концептуальных изменений и высокого уровня творческого мышления. Предположим, однако, что вы заинтересовались предметом, на который никто, кроме вас, не потрудился обратить внимание.

В таких случаях даже очень простая творческая идея может привести к впечатляющим результатам. Это девственная территория, где у вас еще нет конкурентов».

Де Боно считает, что именно поиск необычных, никем до этого не замеченных, фокусных точек — важный творческий метод. Что бы вы ни делали, старайтесь придумать, как это сделать лучше, усовершенствовать, решить проблему.

Харви Кеннеди заработал $2,5 млн на изобретении обычных шнурков! Он просто заметил, что в непогоду промокшие ботинки, которые тогда были преимущественно на пряжках, размокают и сваливаются с ног. Бенджамин Эйзенштадт, изобретатель сахарных пакетиков (нет, он не покончил с собой, вопреки легенде), мог бы заработать и того больше, если бы запатентовал свое изобретение.

6. Создайте свои ритуалы

Кажется, что распорядок и правила скорее мешают творчеству, а не подстегивают его. Но на самом деле наш мозг привыкает к действиям, которые мы совершаем регулярно в одно и то же время. Так, маленьким детям перед сном читают книжку — мозг ребенка привыкает ассоциировать сказку со сном и начинает дремать еще до конца чтения.

Стивен Кинг в своем автобиографическом романе «Как писать книги» высказывает такую мысль:

«Нужна комната, нужна дверь и нужна твердая решимость ее закрыть. И еще нужна конкретная цель. Чем дольше вы будете держаться этих основ, тем легче будет акт письма. Не ждите прихода музы. Как я уже говорил, это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету.

У него не стучащие столы мира спиритов, а обычная работа, как прокладка труб или перегонка тяжелых грузовиков. Ваша работа — довести до его сведения, что вы находитесь там-то и там-то с девяти до полудня или с семи до трех.

Если он это будет знать, уверяю вас, он рано или поздно появится, жуя сигару и совершая волшебство».

Подключайте воображение в какой-то конкретный отрезок времени: например, по пути от остановки до работы или во время мытья посуды. Даже если с первого раза ничего не получится, с десятого — выйдет точно.

7. Используйте разные техники

Упражнений, помогающих преодолеть творческий кризис, — множество. Например, Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум» предлагает метод «забавных вопросов»: «Если бы проблема была живым существом, кем бы она была? Нарисуйте живое существо, олицетворяющее проблему.

Придумайте, какое у нее прошлое, и какие могут быть будущие реинкарнации. Вообразите, что вы съели проблему. Какой у нее вкус? Есть ли в проблеме что-то красивое? Есть ли в ней что-то интересное? Вы можете представить личную жизнь проблемы? Какие у нее взгляды на политику?».

С первого взгляда звучит нелепо, но именно нестандартный подход к решению задач может помочь разрубить гордиев узел застоя. Подобных упражнений можно найти множество — выберите те, которые подходят именно вам.

8. Делайте упражнения

Казалось бы, какая связь? Группа голландских ученых в 2013 году провели исследование, как умеренные физические нагрузки влияют на креативность.

«В литературе встречаются предположения, что иногда физическая активность помогает преодолеть ментальные блоки и недостаток вдохновения, — говорит профессор Лоренцо Кольцато (Lorenzo Colzato), когнитивный психолог в университете Лейдена. — И Генри Джеймс, и Томас Манн совершали прогулки перед тем, как начать писать».

Ученые провели ряд тестов, чтобы выяснить, участники с каким распорядком дня обладают более ярко выраженным творческим мышлением.

«Мы сравнили результаты тех, кто тренируется по меньшей мере четыре раза в неделю с теми, кто не делает упражнения на регулярной основе — и обнаружили, что первые показывают более высокие результаты, чем последние. Мы полагаем, что физическая активность тренирует ваш мозг: он становится гибче в нахождении креативных решений».

Исследователи подчеркивают, что физическая активность начинает стимулировать творческую жилку, если заниматься ей регулярно — разовые вспышки ЗОЖ ничего не дадут.

9. Сделайте паузу — но не очень длинную

Творческая пауза — такой же важный элемент созидания, как сам процесс творения.

«Пауза — это не реакция на внешнее событие. Это результат вашего намерения остановиться.

Творческая пауза — это прерывание плавного течения обыденных мыслей, позволяющее обратить внимание на определенный предмет», —  считает Эдвард де Боно.

Он подчеркивает, что не нужно искать причин, чтобы сделать творческую паузу, не нужно дожидаться стимула — она должна стать результатом вашего осознанного решения.

«Вы делаете паузу, чтобы совершить творческое усилие». При этом, не затягивайте с остановками, иначе можете растерять весь запал, выбиться из колеи, и тогда придется начинать все заново.

10. Приглушите свет

Помните шутливое выражение «темнота — друг молодежи»? Часть истины в нем есть. Темнота пробуждает муз, показали исследования ученых из университета Штуттгарта и университета Хохенхайма. Эксперты провели шесть испытаний, чтобы определить, как яркость света влияет на творческую продуктивность.

Фотобанк Фотодженика.

В испытании приняли участие 114 немецких выпускников вузов, которых разбили на несколько групп и задали им задачи, решение которых требовало нестандартного подхода. Группы работали в помещениях разной освещенности: от очень яркого света до приглушенного.

Те группы, которые работали в условиях низкой освещенности, показали лучшие результаты, чем те, которым приходилось искать творческое решение на свету. Более того, «победители» подчеркивали, что чувствовали себя «свободными от ограничений», как если бы их фантазию ничего не ограничивало.

Какой бы способ вы ни использовали, чтобы подстегнуть воображение, помните: вы — далеко не первый, кто попадает в «творческий тупик», это нормальное состояние любого, кто вынужден искать нестандартные решения. Не нужно бояться этого состояние — оно временное, и в ваших силах изменить ситуацию к лучшему.

Материалы по теме:

Как все успевать: лайфхаки от российских предпринимателей и топ-менеджеров

Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/story/idea-hacks/

Мозг на паузе: как выйти из творческого тупика и заставить себя придумывать новые идеи

Креативная-творческая пауза

Творчество питается идеями, которые должны откуда-то появляться. Они, в свою очередь, рождаются в мозге. Одна из наиболее интересных работ, объясняющая появление идей, — это «Когнитивная нейронаука и изучение памяти» Эрика Канделя. В 2000 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за это исследование.

Доктор Кандель и его коллеги предлагают новую модель мозга, так называемую умную память. С момента появления этой модели большинство нейробиологов отбросили теорию доктора Роджера Сперри о двух полушариях мозга — правом и левом. Согласно теории Канделя анализ и интуиция функционируют одновременно во всех моделях мышления.

Нет левого мозга и правого мозга — только обучение и воспоминания в различных комбинациях в едином мозге.

Не буду утомлять вас научными сложностями. Теория говорит примерно следующее: с момента рождения все, абсолютно все, что случается в жизни, регистрируется в той или иной части мозга. Это и есть умная память.

Не только опыт, но и все, чему мы учимся: что мы читаем, что видим, что нам рассказывают. Чтобы лучше понять эту теорию, представьте: в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из этих ящиков умной памяти.

Следовательно, мозг работает как архиватор.

Ящики открываются и закрываются, и воспоминания соединяются случайным образом. И чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это происходит, в определенный момент дня или ночи у нас появляется больше идей, чем в другое время.

Для каждого это индивидуально: для кого-то — в душе, для других — во время пробежки, занятий спортом, за рулем автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности ума.

Когда мозг расслаблен, в нем появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или не важными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи — это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий.

Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, и тем больше озарений появляется.

Бетховен экспериментировал с 70 разными вариантами одной и той же музыкальной фразы, прежде чем остановиться на одном из них. «Я многое изменяю, откидываю и снова пробую, пока не остаюсь совершенно удовлетворенным», — говорил он другу.

Нет ничего необычного в том, чтобы постоянно совершенствовать свои идеи, пока вы не найдете то, что лучше всего звучит

Это прекрасно понимают инновационные компании. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях, где те могут представлять будущее.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, творческие люди становятся более изобретательными. А как мы уже знаем, по статистике, чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет необычной. Если компания щедра к сотрудникам, они ответят ей тем же. В сборной Аргентины Лионель Месси — тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне».

Но в «Барселоне» он более производителен: за матч он может провести 10–15 атак, из которых две-три завершатся голом. В то же время в сборной ему удается провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу.

Уровень его игры и то, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависят от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество — это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для творчества необходима стимулирующая обстановка.

Нарисуйте любые абстрактные фигуры, какие угодно. Не думайте долго, используйте свою интуицию.

Из нарисованных фигур интуитивно выберите ту, которая вам больше нравится, выделяется из общего ряда. Обратите внимание на ее главные свойства и признаки. Например, она может быть нарисована плавными, прерывистыми, толстыми линиями, может быть странной, круглой, угловатой и т. д.

Используйте эти свойства и признаки, чтобы нарисовать другую фигуру. Подумайте, на что похожа эта вторая фигура (на облако, на кота, на йогурт, на солдата, на флажок и т. д.).

Примените получившиеся предметы к своей творческой задаче.

У всех днем или ночью происходят озарения.

Многие идеи, появившиеся в результате комбинации понятий, этого открытия и закрытия ящиков, забываются сразу или по прошествии некоторого времени, поэтому желательно их тут же записать.

Никогда не стоит недооценивать потенциал идеи, которая появилась «из ниоткуда» в неподходящий момент. Запишите ее. Перечитывайте свои записи. Вычеркивайте ненужные, чтобы они не засоряли визуальное поле.

Вспомните свои десять последних удачных идей. Где они вас посетили? Запишите их. Записывайте все.

Фабрика идей

Мы уже упоминали продуктивное мышление, когда нам в голову приходят новые мысли, в противоположность мышлению репродуктивному, когда воспроизводится уже известное. Продуктивное мышление способствует творчеству. Но как порождать множество идей, как проводит массу атак Месси, надеясь, что одна из них завершится голом?

Когда Эдисон усовершенствовал лампочку и создал батарею, один из помощников спросил, как он ухитрился продолжать работать над этими изобретениями после тысяч неудачных попыток. Эдисон ответил, что не понимает вопроса, так как для него эти попытки не были неудачными. Он узнал способы, которые не работают.

Пикассо создал около 50 тысяч произведений, включая картины и рисунки. Не все работы из этого огромного количества известны. Но художник знал: он должен много писать, чтобы создать что-то новое. Следует производить много идей, а не стараться придумать одну хорошую или необычную.

Для этого необходимо думать свободно, не критикуя самого себя, не оценивая, не осуждая. Сначала нужно расслабиться, освободить мысли и начать думать. Нет ничего более вредного для творчества, чем критика или осуждение. Нам сложно этого избежать.

Образование и окружение учат нас критическому мышлению, и мы постоянно выносим суждения. Сразу же оцениваем свои новые идеи и мысли, подчиняясь инстинкту, будто ведем машину, держа одну ногу на педали газа, а другую — тормоза.

В результате, производя большое количество идей, например во время мозгового штурма, мы затем тратим много времени (иногда чересчур много) на придумывание причин, по которым эта идея не сработает или не может быть воплощена.

На самом деле надо стараться отрабатывать все возможные идеи. Как только вы или окружающие начинаете оценивать идею, творческое мышление парализуется.

В таком случае то немногое, что появилось, соскользнет к знакомым, проверенным и консервативным моделям мышления. Думать, не оценивая, — это динамичный и свободный процесс.

Идеи при обсуждении сталкиваются, создавая новые комбинации и ассоциации и творческие возможности бесконечно возрастают.

SCAMPER — это техника мозгового штурма для новичков или для людей, не умеющих последовательно анализировать.

Она состоит из серии направляющих вопросов, которые относятся к действиям замещения (Substitute), сочетания (Combine), адаптации (Adapt), изменения (Modify), применения в других условиях (Put to Other Use), удаления (Eliminate) и переворота (Reverse).

Например, моя задача — улучшить производительность команды.

Начинаем с замещения: можно поменять вещи, места и процедуры.

Что мне делать? Заместить сотрудников? Уволить кого-то? Нанять других? Сменить работу? Поменять процесс работы над проектом? Назначить другого лидера? Найти другой офис или место для собраний? Далее — сочетания.

Можно сочетать темы, понятия и идеи. Совместить должности сотрудников? Что, если я отправлю хороших продавцов в офис, а плохих — в магазины? Может, стоит привнести в работу какие-то развлекательные элементы?

Адаптация — адаптировать идеи в новом контексте. И так далее.

В результате вы ответите на все эти гипотетические вопросы, и многие ответы послужат идеями. Их можно будет оценить и использовать в решении своей творческой задачи.

Другое препятствие на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может тебе помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.

Дайте себе время думать без цензуры. Для этого я всегда советую поставить себе цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час.

Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее.

По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие.

Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней — наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения.

Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет.

Не оценивайте: позвольте мыслям свободно парить, проявите гибкость.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/16196-mozg-na-pauze-kak-vyyti-iz-tvorcheskogo-tupika-i-zastavit-sebya-pridumyvat-novye-idei

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.