+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Какая польза от письма от руки?

Содержание

Писать — значит думать: Как письмо от руки влияет на работу мозга

Какая польза от письма от руки?

Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Интервью «Wiener Zeitung» («Венская газета», Австрия) с доктором Кристианом Марквардтом о значимости письма от руки, о выработке моторных навыков и экспериментировании при выработке почерка.

Наше досье

Д-р Кристиан Марквардт является экспертом в области обучения письму от руки и занимается исследованием двигательных (моторных) основ процесса письма.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Он получил докторскую степень на факультете медицинской психологии в университете Мюнхена по теме «Кинематический анализ двигательных процессов». С 1990 года он является членом исследовательской группы в области клинической нейропсихологии в клинике Богенхаузен (Klinikum München-Bogenhausen) в Мюнхене.

Вместе со своей командой доктор Марквардт разработал специальную компьютерную программу «CSWin» «SchreibCoach», анализирующую моторику в процессе письма. В 2003 он создал фирму «Science and Motion» («Наука и Движение»), занимающуюся анализом двигательных процессов в спорте.

Доктор Марквардт также является научным советником-консультантом в Институте Графомоторики в г. Херольдсберг, занимающимся повышением профессионального уровня учителей.

Когда человек пишет от руки, развиваются его творческие способности

“Wiener Zeitung”: Финляндия хочет вычеркнуть из школьной программы все письменные занятия по языку. Неужели всё потеряно?

Кристиан Марквардт: Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

При этом также развиваются творческие способности человека – ведь письмо от руки активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смартфона, планшета или компьютера.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Тем не менее необходимо дать точное определение, что такое письмо: ведь почерк человека и т.н. «латинский» стандарт чистописания (куда входят собственно печатные буквы и латинский шрифт) не одно и то же.

Вначале ребенок изучает печатные буквы и, таким образом, он узнаёт графическую «конструкцию» буквы, после того, как печатные буквы освоены, ребёнок начинает изучать непосредственно стиль письма, т.е. письменный шрифт, который по эстетическим причинам стилизован по сравнению с печатным шрифтом – буквы письменного шрифта имеют более красивую и даже немного вычурную форму.

Этот «латинский» стандарт чистописания и служит первой ступенькой к конечной цели – выработке индивидуального почерка, притом оптимального с точки зрения движений и прилагаемых усилий в целом.

В процессе выработки индивидуального почерка каждый ребёнок так или иначе подстраивается и облегчает весь процесс для себя, т.е. упрощает форму букв, изменяет угол наклона букв или чаще делает разрывы между ними.

Любой стиль приемлем, если почерк ребёнка является быстрым, плавным и разборчивым.

Какое значение имеет выработка правильного почерка для общего развития моторных навыков?

Настоящее развитие моторики начинается тогда, когда ребёнку приходиться писать быстро – всё, что замедляет скорость, сразу же «выбрасывается за борт».

Если во время диктанта ребёнок не успевает записывать за учителем, значит необходимо сразу же принимать меры.

А в Финляндии пошли другим путём – отныне там в школах будут только учить писать печатными буквами, а после пусть каждый школьник пишет так, как ему заблагорассудится.

Сможет ли ребёнок самостоятельно выработать правильный почерк, если он научился писать лишь печатными буквами – более чем сомнительно. Лично я полагаю, что нет.

Какие процессы протекают в мозгу человека, когда он пишет рукой?

Есть сравнительные исследования, проведённые между студентами, которые во время лекции делали записи в ноутбуке, и теми, кто записывал от руки. Результаты наглядно показывают, что те, кто писал от руки, лучше запоминали, а главное – лучше обрабатывали полученную информацию. А те, кто делал записи в ноутбуке, хуже запомнили содержание лекции.

В мозг студентов, записывавших от руки, поступали сенсорные сигналы многих типов (модальностей).

Исходя из этого очевидно, что навыки письма от руки оказали положительное влияние на общий уровень когнитивного развития ребёнка (т.е. развития у него всех видов мыслительных процессов – таких, как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика).

Ведь у пишущих от руки в большем объёме задействованы смежные функции – сила воображения, креативность, правописание, возможности памяти.

Что же касается людей, которые умеют только вводить текст с клавиатуры, но при этом совсем не умеют писать от руки – то тестирование таких людей на практике пока не проводилось. Лично я считаю такой эксперимент довольно опасным.

Мы живём в т.н. обществе достижения, в котором положение, авторитет и успех индивидуума зависят, прежде всего, от его личных достижений.

Многозадачность мозга (обеспечивающая человеку возможность выполнения нескольких задач одновременно) зачастую кажется последней спасительной соломинкой для возрастающих коммуникационных потребностей такого общества в современную цифровую эпоху.

Вредит ли это интеллекту?

Нет, сами по себе цифровые средства массовой информации, как таковые, не могут оглуплять людей. Трудности возникают лишь тогда, когда современные технологии начинают заменять человеку полноценную жизнь, со всеми её чувствами и переживаниями.

Например, если вы просто смотрите фильм про Африку на DVD, то это нечто совершенно другое по сравнению с тем, как если бы вы на самом деле были там и дышали знойным воздухом этого континента.

Когда же использование цифровых технологий сужается лишь до простого информирования, в котором напрочь отсутствует личное восприятие и сопереживание живого человека, то это уже оказывает серьёзное влияние на нашу жизнь.

Вначале мы должны постичь и усвоить всё, что делает нас людьми, прежде чем впустить цифровые технологии в нашу повседневную жизнь настолько широко, что значимость нашего личного присутствия отодвинется на второй план, и оно будет сводиться только к тому, что мы будем просто вводить данные в машины, ставить им задачи для последующего выполнения и т.п.

Человечество изобрело письменность много веков назад. Является ли отказ от письма от руки отказом от одной из форм самовыражения человека?

Поскольку мы можем выразить свои чувства через почерк, то в нём закрепляются индивидуальные особенности каждого человека, что имеет большое значение.

Это приводит к тому, что рассказ, написанный от руки, может оказаться более креативным, более творчески раскрытым и эмоционально насыщенным, чем рассказ, напечатанный на клавиатуре, поскольку человек, пишущий от руки, полнее и глубже поглощён мыслительным процессом.

В процессе письма многие области человеческого мозга активизируются одновременно – ведь внутренний механизм, с помощью которого мозг обрабатывает написанное от руки, отличается от механизма простого ввода информации на компьютере.

Но и печатать тоже можно эмоционально – особенно если автор злится и в ярости буквально колотит по клавиатуре.

Если вы вводите текст на клавиатуре, то специальные растровые шрифты, используемые на экране компьютера, не могут передать ваше волнение или эмоции.

Однако при письме от руки, если ваш почерк стал выглядеть более экспрессивно, чем обычно, то это некоторым образом похоже на то, как меняется речь при волнении. Поэтому нельзя недооценивать такие социально-психологические аспекты.

Многие подростки с удовольствием экспериментируют, пробуя изменить свой почерк. А есть ли на самом деле люди, которые не испытывают такой потребности?

На занятиях по развитию навыков мелкой моторики дети и младшие школьники проверяют опытным путём, какой именно почерк подходит им лучше всего.

У тех детей, которые не экспериментируют со своим почерком, наблюдается одна проблема: у них не вырабатывается правильный почерк и это приводит к нарушению всего процесса обучения письму.

В Германии 30 процентов школьников и от 10 до 12 процентов школьниц имеют проблемы при выработке почерка: в их случае занятия по письму не привели, к сожалению, к положительным результатам.

Приведённые выше цифры кажутся чересчур большими. Почему же ситуация у мальчиков ещё хуже, чем у девочек?

Если ребёнок в целом не проявляет интереса к выработке хорошего почерка и не экспериментирует, то и положительные результаты в учёбе даются ему с трудом.

Девочки, как правило, проявляют больший интерес к такому виду общения, как письмо.

Мальчики к нему более равнодушны и гораздо охотнее переписываются при помощи компьютера.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/179996-pisat-znachit-dumat-kak-pismo-ot-ruki-vliyaet-na-rabotu-mozga

Как написание текстов влияет на работу мозга

Какая польза от письма от руки?

Что вы ощущаете после того, как потратили пару часов на написание текста, статьи, новой главы? Если вы чувствуете себя расслабленным, наполненным энергией или даже более вдохновлённым, чем вначале, вы не одиноки.

Множество людей утверждают, что письмо влияет на то, как они чувствуют себя, как мыслят и как смотрят на разные вещи. И правда, написание текстов влияет на мозг намного больше, чем нам кажется.

Давайте разберёмся, как именно.

Письмо улучшает память

Jayel Aheram/Flickr.

com

У вас когда-нибудь было так, что вы записываете список дел или телефонный номер, а когда нужно позвонить или сделать что-то, оказывается, что вы отлично помните это и нужды в записях нет? Это не случайно.

Когда вы записываете что-либо, задействуете группу клеток в височной доле, известную как ретикулярная активирующая система. В результате ваш мозг увеличивает концентрацию на записываемой информации.

Клише останавливают развитие

Вы когда-нибудь читали текст, почти целиком состоящий из клише? В такие моменты кажется, что мозги совсем отключаются. Что же, в этом есть доля правды. Чтение и написание клише уменьшают возможности вашего мозга, исключая стимуляцию визуальными элементами и метафорами. Так что постарайтесь избегать клише во время письма.

Ведение дневника улучшает здоровье

Многие из нас ведут дневник, чтобы записывать всё, что произошло за день, выплеснуть на бумагу свои эмоции и переживания и сохранить идеи на будущее. Мы знаем, что ведение дневника помогает быстрее справиться с неприятными событиями, пережить огорчение и стресс, но на самом деле преимущества ведения дневника гораздо значительнее.

Исследователи из Техасского университета выяснили, что ведение дневника способствует усилению выработки Т-лимфоцитов. Это иммунные клетки, которые помогают организму бороться с инфекциями.

Есть также научное доказательство того, что ведение дневника развивает левое полушарие мозга. Хорошо, а как же правое полушарие, ответственное за творчество? Когда левое полушарие занято работой, активируется правое полушарие и создаёт нечто креативное, фантастическое и чувственное.

Влияние письма на интеллект

Как можно говорить о письме и мозге и не упомянуть, что это занятие делает вас умнее. Написание текстов увеличивает ясность ума так, как никогда не сделает словесное общение.

Написание текста на какую-либо тему требует более чёткого понимания, чем разговоры о ней. Прежде чем написать что-то, вам нужно поразмышлять, упорядочить мысли и только потом превратить тщательно переработанную информацию в текст.

Если вы писатель, у вас наверняка впечатляющий словарный запас. Можете поблагодарить за это своё занятие. В процессе написания мы начинаем замечать слова и фразы, которые используются в наших текстах снова и снова. Мы понимаем, что это будет скучно не только для наших читателей, но и для нас самих. И это заставляет искать новые слова и выражения.

Уберите клавиатуру

Сколько блокнотов, альбомов и тетрадей на вашем столе прямо сейчас? Сколько ручек и карандашей? Если много, то вы, наверное, фанат канцелярских принадлежностей.

Peter Asquith/Flickr.com

И это очень хорошо. Физический акт написания — письмо ручкой на бумаге — задействует ваш мозг тремя разными способами. Вы используете мелкую моторику, чтобы взять ручку и писать, ваш мозг работает, распознавая линии и формы, создающие каждую букву, и вы осознаёте каждое слово, сформированное в мозгу.

Так что, если вы не можете пройти мимо отдела канцелярских товаров, не расстраивайтесь. От своей привязанности к написанию от руки вы получаете гораздо больше, чем ваши друзья, уже позабывшие, что такое ручка.

Пишите, чтобы улучшить свои способности к написанию текстов

Все знают, что чтение увеличивает словарный запас и способствует улучшению стиля письма. Это так, но всё же лучшее, что может сделать человек, желающий прокачать навык писательства, — писать как можно чаще. Причина этого проста.

Появление идеи заставляет писать, а написание стимулирует появление идей.

Подумайте вот о чём. Как часто у вас появлялись идеи новых текстов и произведений в то время, как вы работали над старыми? Идеи не всегда относятся к проекту, над которым вы работаете сейчас, но сам процесс написания стимулирует работу мозга, за счёт чего он порождает разнообразные идеи.

Есть проблема? Напишите о ней

Чтобы решить проблему, надо её понять, исследовать детали и найти решение. Что может быть более полезным в этом деле, чем написать о ней?

Toms Baugis/Flickr.com

Описание проблемы на бумаге помогает вам полностью понять то, с чем вы имеете дело. Множество заметок помогут исследовать детали и углубиться в суть проблемы.

И, наконец, есть ли лучший способ найти решение, чем записать результаты мозгового штурма, чтобы видеть все идеи перед собой на бумаге?

Более того, решая проблемы с помощью их написания, вы не только увеличиваете свои шансы найти решение сейчас, но и развиваете свои способности к решению проблем в будущем.

А вы используете письмо, чтобы сконцентрироваться, решить проблему и найти свежие идеи?

Источник: https://lifehacker.ru/writing-and-brain/

7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки

Какая польза от письма от руки?

Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Анастасия Миронова разобралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой.

В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный.

Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму.

Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими.

Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

История чистописания в России

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах.

Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным.

Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо.

После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию.

Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными.

А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

Письмо от руки превратится в редкое искусство

Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно.

Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут.

А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё.

Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.

Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?

На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?

Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.

Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже.

У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают.

И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк.

А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.

2. У детей, которые мало пишут,плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.

Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму.

При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему.

Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта.

Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления.

Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению.

А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал.

При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно.

Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать.

Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания.

А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/45679-7-vazhnykh-navykov-kotoryye-my-teryayem-kogda-sovsem-perestayem-pisat-ot-ruki

Почему так важно писать от руки (часть 1)

Какая польза от письма от руки?

Просматривая различные комментарии, я вижу, что многие люди не понимают, почему так важно писать от руки. И хотя я раз за разом напоминаю, что этот навык необходим, мои призывы часто воспринимают на уровне “ну поговори еще…”.

Тем не менее этот навык настолько полезен и важен для каждого, что это невозможно оценить. Поэтому я решила обратиться к фактам и попытаться с их помощью достучаться до вашего сознания.

Пять основных причин
писать от руки

Письмо о руки – это такой же навык, как, скажем, держать ложку или завязывать шнурки. Но в отличие от этих чисто механических навыков, навык письма помогает развивать определенные участки мозга. Особенно это важно в детском возрасте, ибо с годами его поверхность теряет свою эластичность.

Давайте же более подробно рассмотрим те преимущества, которые получает человек, что развивает данный навык.

Причина 1.
Всестороннее развитие.

Наверное, вы слышали, что в зависимости от способа восприятия мира, люди делятся на три типа: аудиалы, визуалы и кинестетики.

У дошкольников (иногда и у младших школьников) все три системы восприятия развиты одинаково. Но потом один канал начинает выделяться и он определяет, как же человек воспринимает мир.

Кстати, именно из-за того, что у людей отличаются системы восприятия, часто между ними возникает непонимание.

Процесс писания позволяет развивать все три сенсорных системы. Аудиальные навыки улучшаются, когда пишешь под диктовку или проговариваешь текст вслух. Визуальные навыки задействуются тогда, когда мы наблюдаем за появлением букв на бумаге. И кинестетические навыки создаются ощущениями от прикосновения к ручке и бумаге.

Т.о., когда человек пишет, у него гармонично развиваются все участки мозга, что соответствуют сенсорным системам. Никто не исследовал, почему у него начинает доминировать какая-то из систем восприятия. Возможно, это связано с тем, что в процессе обучения у ребенка какой-то канал получает большую нагрузку.

Анна Манген (университет Ставангера) исследовала, что теряет человек, что меняет ручку на клавиатуру. Как оказалось, в этом случае наш мозг лишается ответа на действие руки – не получает ощущения от прикосновения к ручке и бумаге.

Все клавиши одинаковые и разницы в их восприятии нет. Когда мы пишем от руки, мозг запоминает последовательность ее движений, их форму, форму букв и все это заставляет его развиваться.

Причина 2.
Улучшение познания.

Существенный плюс от писания рукой в том, что сам по себе этот процесс достаточно медленный. Мозг тоже обладает замедленным восприятием. И чем дольше длится входной сигнал, тем лучше он его усваивает.

Гармоничное объединение трех сенсорных систем также влияет и на качество познания. Не зря китайская пословица гласит:

Услышал – забыл, увидел – запомнил,

сделал – ПОНЯЛ.

Анна Манген показала, что при чтении текстов, написанных от руки, и текстов с экрана компьютера задействуются разные участки мозга. При чтении рукописных текстов работают как раз сенсорные участки мозга. Именно поэтому человек способен распознать любой почерк (а вот компьютер этого не умеет).

Причина 3.
Четкость мышления.

Эксперименты доктора Вирджинии Бернигер доказывают, что ручкой человек пишет лучше и более полными предложениями. Он также более ясно выражает свою мысль, у него получается более полное образное описание.

Данный факт д-р Бернигер объясняет двумя вещами. Первое, когда человек прописывает буквы, связывает их в слова, его мозг активируется. Второе, скорость письма обычно соответствует скорости нашего мышления. Поэтому при письме параллельно идет процесс обдумывания текста.

При работе за компьютером человек многие вещи делает автоматически или же его отвлекают разные программы. Поэтому важные мысли у него могут просто испариться.

Особенно полезно писать от руки при обдумывании дальнейших действий и планировании. При письме легче выразить мысли и можно лучше их прочувствовать. В процессе такой работы мы можем прокручивать в голове разные варианты и делать правильный выбор.

К тому же, то, что написано от руки, легче перевести в действие. Данные на бумаге обещания сложнее нарушить. Все это работает – можете проверить сами!

Причина 4.
Укрепление памяти.

Считается, что моторная память – самая крепкая и долговечная. Вот почему лучше запоминается, когда записываешь. Данный феномен хорошо известен всем студентам. Шпаргалки, которые они пишут для экзамена, им могут и не пригодиться, но свою функцию они выполняют – все написанные знания прочно остаются в их памяти.

То же проявляется при изучении иностранного языка. Доказано, что любой незнакомый алфавит можно легко запомнить за несколько часов, если хорошо его прописать. Это же показали эксперименты Анны Манген. Она взяла две группы. Одна из них учила алфавит, что имеет непростые буквы, прописывая их от руки. Другая группа должна была находить буквы на клавиатуре и печатать их.

Через шесть недель доктор Манген проверила знания участников. Как оказалось, те из них, кто учил буквы, записывая их на бумаге, помнили почти все. А вот те, кто изучал алфавит с компьютером, путались.

Объясняется это тем, что процесс писания от руки активирует ту зону мозга, что пропускает входящую информацию прямо в память. Кстати, при компьютерном наборе эта зона не активируется (руки работают автоматически).

Ученые говорят, что мы еще не полностью осознаем роль тела в нашей жизни. Наши тела органически взаимодействуют с окружающим миром. И в процессе обучения сенсорная память играет более важную роль, чем ментальность. Не зря говорят:

Причина 5.
Развитие творчества.

Когда вы пишите от руки, непрерывное движение ручки создает чувство потока. Особенно это ощущается, когда человек уже “расписался”, что позволяет его мыслям течь свободно. Тогда возникает ощущение, что слова сами ложатся на бумагу. Вы только присутствуете при этом чудесном процессе. Поток мыслей и движение вашей руки становятся чем-то единым.

Это состояние как раз и говорит, что открыт шлюз вашего творчества. Когда отключается “внутренний критик” и ваш мысли свободно текут, очень легко попадать в информационное поле Земли и черпать оттуда идеи и вдохновение.

Для продолжения этой статьи я подобрала немного неожиданный материал, в котором показано, что же именно можно получить, если писать от руки. Подписывайтесь на обновление блога, чтобы не пропустить вторую часть.

Источник: https://siellon.com/pochemu-tak-vazhno-pisat-ot-ruki-chast-1/

Как письмо исцеляет вас и развивает ваши способности | CMT: Научный подход

Какая польза от письма от руки?

Вероятно, вам известно по собственному опыту, что выражение чувств словами — в ходе консультации со специалистом, дружеской беседы или изложения их на бумаге — улучшает самочувствие. До сих пор мы не могли дать этому внятное объяснение. Последние исследования показывают, что письмо во многом может помочь мозгу и телу.

Польза от письма для мозга и тела

Выражение эмоций через письмо ведет к положительным психологическим изменениям, таким как улучшение настроения, общего благополучия, снижение уровня стресса и ослабление некоторых симптомов депрессии.

Среди положительных физических изменений можно перечислить снижение кровяного давления, улучшение работы легких и печени и сокращение времени, проводимого в больнице.

В частности, исследование мозга, проведенное психологами Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, показало, что выражение чувств словами в устной или письменной форме снижает активность миндалевидного тела (эмоционального центра мозга) и задействует отдел, отвечающий за мышление. Данное свойство может снижать уровень печали, гнева и боли.

Другое исследование предполагает, что выражение эмоций на письме также может оказывать положительное физическое и психологическое влияние на людей путем улучшения иммунной функции. В ходе проведенных тестов письмо значительно улучшило показатели физического здоровья, психологического благополучия и общего функционирования.

Исследователи Мичиганского университета установили, что простое изложение чувств в письменном виде перед волнительным заданием помогло пациентам с хроническим беспокойством выполнить его эффективнее. Мозг проявлял меньшую активность и задействовал меньше ресурсов.

Как показал ещё один эксперимент, письменное изложение чувств после травмирующего события способно облегчить исцеление физических ран. Участники эксперимента, которым было задано вести дневник, восстанавливались быстрее тех, кого попросили воздержаться от какого-либо описания собственных чувств.

В книге Your Brain on Ink авторы объясняют, как вы можете использовать письмо, чтобы задействовать мыслительный отдел мозга и успокоить парасимпатическую нервную систему для произвольного управления нейропластичностью и перенастройки мозга.

Согласно исследованию, использование ручки или карандаша для записи мыслей на бумаге способно помочь удержать в памяти излагаемую информацию. Если вкратце, то рукописное письмо заставляет мозг работать с данными, повышая его способность обрабатывать и сохранять информацию.

Целебная сила письма

Помимо всех вышеперечисленных преимуществ письма мы знаем, что это попросту приятно.

В мире, полном хаоса и сумасшествия, письмо — это способ придать смысл бессмысленным вещам. Способ обрести хоть какой-то контроль там, где обычно у нас его нет.

Когда мы не знаем, что еще можно сделать, изложение слов на бумаге ощущается как нечто вещественное, реальное — как минимум, мы что-то делаем. Когда мы не в настроении говорить с кем-либо, письмо может стать нашим голосом. Оно помогает нам познавать и выражать эмоции. Письмо — это способ очиститься от боли и страха, записывать достижения или следить за прогрессом.

История Дебби Хэмптон (автора статьи)

«После того, как брат, которого я опекала, умер от СПИДа, после разрыва брака, длившегося 18 лет, после долгих лет неверных ходов и неудач, я попыталась убить себя в июне 2007 года, проглотив горсть таблеток.

После недели в коме я очнулась с серьезным повреждением мозга. (С полной историей можно ознакомиться здесь.) Благодаря решимости, усердию и дисциплине, совмещенными с чтением, самоанализом, консультациями и новым образом действий, с помощью чуда нейропластичности я постепенно излечилась психически и физически.

В рамках лечения я начала писать о своем опыте и чувствительных вопросах вроде депрессии, суицида и психических расстройств.

Выкладывая без утайки все, как есть, я обнаружила, что много людей понимали меня и сострадали. Делясь своими мыслями и исцеляясь, я начала чувствовать, что сбрасываю груз, который несла долгое время.

Написав мемуары, я будто оставила боль позади, в написанных словах, и больше не тащила ее за собой».

История Корри

«В течение многих лет письмо структурировало мой день. Оно было тем, ради чего я вставала по утрам, делала повседневные дела и привносила что-то в мир, с которым я больше не чувствовала связи.

У меня была клиническая агорафобия и сильная депрессия. Мои страхи и болезни настолько истощили меня, что мне была присвоена инвалидность. Я начала сильно скучать.

Мне была нужна отдушина, а все идеи для романов просто занимали место в голове.

Я решила попробовать написать книгу, не имея ни малейшего понятия о том, как это сделать. Однако тогда единственное, что было важно — это желание. Я уселась прямо в пижаме и начала печатать.

Это было здорово! Чудесные ощущения. Письменная деятельность облегчила нарастающее давление. Я генерировала идеи и записывала их так быстро, как только могла.

Все эмоции и страхи нашли выход в письме: из-под моего пера за год вышло пять романов.

К сожалению, осознания, что у меня хватает энергии и способностей для того, чтобы писать рассказы, было недостаточно, чтобы предотвратить попытку самоубийства, которая привела к коме и повреждению мозга.

После этого ему потребовалось какое-то время, чтобы научиться фокусироваться в достаточной мере для хотя бы двадцати минут чтения или письма. Я знала, что мне придется работать каждый день для восстановления психической выносливости и творческих способностей до прежнего уровня.

Я также помнила, что письмо было важной частью моей жизни, стоящей усилий — словно друг, присутствия которого так не хватало.

Я нашла более здоровые способы справляться с мыслями и эмоциями, и, по мере того, как я выздоравливала, мое отношение к письму развивалось и менялось. Оно стало чем-то вроде физической медитации. Недавно вышла моя новая книга.

Конечный результат — это по-прежнему убийственное урбанистическое фэнтези, научно-фантастический роман. Теперь письмо для меня — это способ общения с миром, от которого я пряталась так много времени.

Быть настоящей в произведениях для меня теперь важная возможность общаться с людьми вместо того, чтобы избегать их. Мне кажется, это удивительно и вдохновляюще».

История Эллен

«За последние 4,5 года я написала порядка 1,5 млн слов для утренних газет и еще набирала около 1000 в свободном режиме почти ежедневно. Это дало возможность осветить все, что могло заслуживать моего внимания. Я довольно рано осознала свою склонность к аналитике, проявляющуюся даже на письме.

После этого я часто задавала себе вопрос: «Как я себя чувствую сегодня?», который удивительным образом менял тональность и глубину происходящего.

Это простое упражнение помогло мне пройти через многое: переезд из Великобритании в Таиланд, проблемы в отношениях, ежедневные раздражители и, что важнее всего, проблемы со здоровьем.

У меня устойчивые хронические боли, болезнь Крона, и, несмотря на то, что в основном я не высовываюсь и справляюсь со своими делами, некоторые дни выдаются особенно сложными.

Письмо помогло мне перенести все эмоциональные переживания.

Поняв тонкости своих чувств, я могу определить, откуда они взялись, являются ли они мимолетными эмоциями, которые я могу отпустить, либо это нечто, требующее действий или беседы с кем-то — беседы, складывающейся намного лучше за счет того, что я уже обработала информацию письменно. Обычно я перечитываю свои заметки раз в три месяца, и если что-то повторяется, значит, на это нужно обратить внимание».

Три способа начать терапевтическое письмо

Неважно, как вы пишете или что вы пишете. Нет ложного пути. То, что вам кажется верным, является верным для вас. Важен сам процесс. Какой бы метод вы ни выбрали, он может вам помочь. Вот несколько вариантов, как начать:

Пишите каждый день

Автор книги «Путь художника» Джулия Кэмерон рекомендует то, что она называет «утренними заметками»: письмо от руки без сокращений каждое утро. Эллен упоминала об этом в своей истории. Думаю, что упражнение изначально предназначалось для писателей, однако оно будет полезным для каждого, кто его выполняет.

Ведение дневника

Другая методика — это ведение дневника благодарности. Например, каждый вечер перед сном или каждое утро сразу после пробуждения вы записываете три-пять вещей, за которые вы благодарны. Наукой доказано, что чувство благодарности имеет положительный физический и психологический эффект.

«Утечка мозга» или запись потока сознания

В статье «Упражнение “Утечка мозга”: Как запись потока сознания поможет избежать мыслительной перегрузки» сообщается:

«Упражнение “Утечка мозга” очень простое. Возьмите два листа бумаги, ручку и пишите все, что приходит вам в голову, пока листы не будут исписаны полностью.

Задача упражнения — записывать мысли в режиме реального времени по мере их появления. Не ждите. Не исправляйте. Не делайте повторных попыток. Пишите все, что появляется в вашей голове, даже если это простое «я не знаю, что сейчас написать».

Продолжайте и продолжайте, пока два листа не закончатся».

Дэбби Хэмптон.

Переводил: Дмитрий Соболь.

Редактировала: Слава Солнцева.

Данная статья была опубликована в блоге «Newочём», 15.01.18.

Источник: https://cmtscience.ru/article/kak-pismo-iscelyaet-vas-i-razvivaet-vashi-sposobnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.