+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как развивать усидчивость и внимание

Содержание

Как развивать внимательность и усидчивость у вашего ребенка | Психология внутри

Как развивать усидчивость и внимание

Мечта родителей – здоровые успешные дети: дошкольники, школьники, студенты. Успешность обучения на всех образовательных этапах зависит от уровня развития внимания ученика. Как развивать внимательность у ребенка в домашних условиях, не прибегая к помощи репетиторов? Достаточно просто даже если ребенок уже перешел за рамки дошкольного детства и достиг возраста 7 – 10 лет.

Психические процессы формируются с рождения и требуют определенного воспитания. Идеально, когда усидчивость и внимание начинают развивать у малыша с первых лет жизни – больше шансов вырастить внимательного, вдумчивого, конкурентоспособного человека. Однако пластичный человеческий мозг дает возможность развиваться и совершенствоваться в любом возрасте.

9 простых способов помогут ребенку стать внимательным и усидчивым. Научат его проявлять волевые усилия, без которых невозможно развитие произвольного внимания. Позволят усовершенствовать способность концентрировать, распределять, переключать, удерживать внимание, положительно повлияют на его объем.

9 простых способов улучшить внимание своего ребенка

Вопросы соответствия уровня развития психических процессов возрастной норме обычно возникают у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу, или уже являются учениками начального школьного звена.

Как развить внимательность у своего ребенка подскажут 9 простых эффективных способов определяющих условия, при которых произвольное и послепроизвольное внимание развивается и совершенствуется:

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья ребенка

Наличие какого-либо заболевания провоцирует отклонения от нормы физического и психического развития. Обычное ОРЗ может стать причиной рассеянности, невнимательности. Воспаление органов дыхания мешает сосредоточиться не только детям, но и взрослым.

Приучайте ребенка укреплять иммунитет доступными способами:

  • закаливание;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультура;
  • отсутствие вредных привычек;
  • режим дня;
  • чередование труда и отдыха;
  • регулярное проветривание квартиры.

Для профилактики и лечения заболеваний хорошо помогает дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Выполнение упражнений способствуют активному формированию внимательности.

2.Ежесуточный полноценный 8-часовой сон

Хронический недосып провоцирует утомляемость, увеличивает риск возникновения неврозов, снижает степень устойчивости и концентрации внимания. Избежать неприятностей поможет соблюдение элементарных правил культуры сна:

  • укладывание и подъем в одно и то же время (21 — 22 вечер, 6 — 7 утро);
  • ритуал укладывания (спокойная игра, чтение, беседа, вечерний туалет, пожелание спокойно ночи);
  • не стоит смотреть по вечерам ужастики и страшилки, а также сердито выговаривать какие-либо претензии – ребенку приснятся кошмары;
  • обязательное проветривание спальной комнаты;
  • тишина;
  • темнота;
  • пробуждение под приятные звуки (ласковый голос, спокойная мелодия);
  • не требовать быстрого подъема с кровати – утро для ежедневного приятного пробуждения.

3.Регулярная физическая активность

Движение обеспечивает здоровую жизнедеятельность всему организму, в том числе основному органу высшей нервной деятельности – головному мозгу. Только здоровый мозг дает человеку возможность развиваться в желаемом направлении.

Замечательно, когда детей приучают к выполнению утренней зарядки, жизненно необходимо чтобы ежедневно ребята:

  • гуляли в любую погоду;
  • ходили;
  • бегали;
  • прыгали;
  • играли в подвижные или спортивные игры.

4.Соблюдение режима и сбалансированности питания

Авитаминоз, переедание, недоедание, отсутствие завтрака, поздний ужин ведут к проблемам со здоровьем растущего организма, в результате ребенок становится рассеянным.

Отрегулируйте питание, и одной причиной влияющей на успехи в развитии станет больше:

  • обязательный завтрак по утрам;
  • горячий обед;
  • полдник;
  • ужин за 2 часа до укладывания на ночь (во имя спокойного крепкого сна);
  • по возможности все приемы пищи в одно и то же время;
  • соблюдение рекомендаций врачей-диетологов по питанию детей;
  • меньше вкусных вредностей, больше полезных продуктов.

5.Доверительные взаимоотношения

Доброжелательные, доверительные взаимоотношения с ребенком — залог успешности психофизического развития и школьного обучения, гарантия того, что опасный подростковый возраст пройдет без осложнений, а вся дальнейшая жизнь как минимум сложится удачно. Добрые отношения между членами семьи благотворным образом влияют на формирование такой черты личности как внимательность.

6. Занятия между делом

Занятия между делом, по сути представляющие обычное общение между родителями и детьми.Они не требуют дополнительного вложения бюджетных средств, не отнимают драгоценного времени, но являются самым ценным фактором развития, способным сделать мальчишек и девчонок не просто внимательными, умными, но и счастливыми людьми.

Предлагайте детям простые житейские задания, объясняя, что без детской помощи вам трудно справиться:

  • посмотри внимательно и запомни, как бабушка готовит это блюдо, расскажешь вечером. Почему-то у меня оно получается не таким вкусным. Может я что-то забыла и делаю не правильно;
  • прочитай в газете заметку, перескажешь, о чем там написано, пока я готовлю ужин.

Наблюдайте изменения в окружающей природе, они научат вас тому, как развить внимательность у своего ребенка:

  • видишь, какая круглая сегодня луна, а помнишь, какой она была вчера? Форма (растущая, убывающая), цвет, яркость, местоположение спутника – все идет на пользу внимания;
  • растения у дома – они меняются каждый день (стала выше трава, больше листья, изменили окраску с нежно зеленого до темного, сломалась ветка, поник цветок).

Ищите для общения и наблюдения любую мелочь, чем мельче, незаметнее детали тем острее становится детское внимание, развивается наблюдательность, память, мышление.

7. Наличие хобби

Школьник, увлекающийся каким-либо делом не заставляет родственников задаваться вопросом, как развить внимательность у ребенка. Любая конструктивная деятельность развивает внимание, формируют усидчивость.

Сосредоточения и устойчивости внимания требуют:

  • рисование;
  • лепка;
  • моделирование;
  • вязание;
  • конструирование;
  • шитьё;
  • вышивание;
  • коллекционирование.

8. Занятия в системе дополнительного образования

Творческие объединения, секции, кружки любой направленности способствуют общему развитию младших и старших школьников, развивают способности, выявляют скрытые таланты. Ребята приходят заниматься по своему желанию, делая самостоятельный выбор в пользу того или иного кружка. Уже одно это увеличивает стремление добиться успеха в выбранном деле.

Стремление к успеху формирует умение ставить цели, реализовывать задачи различной сложности, воспитывает волевые качества личности, отсюда высокий уровень внимания и совершенство комплекса психических процессов, которые не могут развиваться одно без другого.

Как развить внимательность у ребенка знают педагоги таких дисциплин как:

  • вокал;
  • хореография;
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • декоративно-прикладное творчество;
  • моделирование;
  • экология;
  • туризм;
  • общая физическая подготовка и спорт;
  • добровольчество.

9. Обучающие игры с детьми

Игра имеет магические свойства. Она развлекает, притягивает, учит, развивает. У каждого возраста свои игровые пристрастия. В семьях, где дети и родители часто играют вместе, становится меньше проблем с воспитанием и обучением младшего поколения.

Для развития внимательности ребенка важно:

  • создать условия для проведения игровых занятий, выполнения уроков (индивидуальное рабочее место, тишина, психологический комфорт, проветренная комната);
  • рабочее место оборудовать с учетом детских пожеланий (в пределах разумного);
  • мотивировать на игру, занятие, обучение, развитие (если ребенку не интересно чем-либо заниматься, или он не понимает, почему и для чего нужно учиться, он не станет сосредотачивать внимание на предмете, скучном задании);
  • выполнять игровой комплекс на формирование всех свойств внимания;
  • поощрять даже за самые незначительные результаты и успехи;
  • не ругать за неудачи;
  • помогать при необходимости;
  • не превышать время занятий: для дошкольников оно составляет 10 — 15 минут, для школьников 20 – 25 минут;
  • обеспечить систематичность занятий.

Соблюдайте эти простые способы, и вопрос как развить внимание у ребенка отпадет сам собой.

1. Концентрация внимания

«Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их.

Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.

2. Распределение внимания

Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку.

Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.

3. Переключение внимания

Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть!

Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку — прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию.

В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку. Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы.

4. Устойчивость внимания

Пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности помогают удерживать внимание длительное время.

Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.

5 Объем внимания

Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы.

Играйте, придумывайте вместе с детьми свои упражнений, устанавливайте к ним правила постепенно задача, как развить внимание у ребенка будет полностью решена.

Источник: https://psiin.ru/obshhaya/kak-razvivat-vnimatelnost-i-usidchivost-u-vashego-rebenka

5 способов повысить усидчивость ребенка

Как развивать усидчивость и внимание

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие.

Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы.

В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности.

Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств.

Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет.

Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе.

Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным.

Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования.

Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст.

У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес.

Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания.

Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению.

Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр.

В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор.

Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты.

Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

РостВысота стула
85 – 100 см.22 см.
100 – 115 см.28 см.
115 -129 см.32 см.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа.

В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом.

Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка.

Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту.

Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста.

Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь.

Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку.

Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

Источник: http://nii-evrika.ru/5-sposobov-povysheniya-usidchivosti-u-detej/

Как развить усидчивость и концентрацию у ребенка

Как развивать усидчивость и внимание

 Отсутствие концентрации внимания может стать проблемой человека в любом возрасте.

 Чтобы этого не произошло, развивать полезные качества нужно с самого раннего возраста.

 Любая мама вспомнит, что в три – четыре месяца малыш может задержать свое внимание на яркой игрушке и, не отрываясь, смотреть на нее несколько минут. Эту особенность младенца нужно использовать и повесить над кроваткой яркую погремушку.

 Полезно включать для прослушивания малышу приятную музыку. Лучше, если это будут отрывки из произведений Моцарта.

 К одному году ребенок начинает познавать мир еще более активно.

 Действия с каждой приглянувшейся ребенку игрушкой, нужно комментировать: машина едет, кукла кушает, мячик скачет и т.д.

 Нельзя забывать, что малышу для игры не нужно давать больше трех игрушек одновременно. Иначе его внимание станет рассеянным, и ни одна из игрушек не зафиксируется в его памяти.

 Очень помогают воспитывать усидчивость и развивать концентрацию внимания пальчиковые игры:

  • Развивается слуховое восприятие.
  • Формируется способность соотносить действия со звуковым сопровождением.
  • Тренируется моторика. Все это способствует улучшению работы мозга и, как следствие, концентрации внимания.

 К двум годам с ребенком нужно как можно больше читать. Тексты должны захватывать малыша. Игры теперь нужно предлагать такие, где малышу придется классифицировать предметы, сопровождая это действием.

 Например, разложить в разные емкости кубики и шарики, или красные и синие игрушки и т.д. Тренировать внимание лучше в активном режиме.

 Как только ребенок уверенно возьмет в руки карандаш, можно приступать к раскрашиванию. Пусть это будут любимые персонажи. Пазлы, лепка, аппликация тоже способствуют воспитанию усидчивости и концентрации внимания.

 Весь процесс воспитания в период дошкольного детства построен на взаимодействии ребенка со взрослыми. С малышом нужно постоянно разговаривать, читать сказки и стихи, петь песни, руководить его игрой. Очень важно приучать ребенка к труду.

 Соблюдение режима дня, уборка игрушек, вещей приводят к осознанию “правильности” своего поведения.

 Осталось лишь перечислить правила, соблюдение которых поможет добиться лучших результатов:

  1. Родители должны соблюдать последовательность во всем, вместе с ребенком добиваться поставленной цели.

  2. Задания для детей должны строго соответствовать их возрасту и способностям, вызывать живой интерес; стимулировать ребенка добиваться лучших результатов, а не обрекать его на неудачу. Для этого сложные задания можно разделить на несколько простых.

  3. Как можно больше времени дети должны проводить в активных играх на улице. Это поможет сбросить излишек энергии и сосредоточиться позже на развивающей игре.

  4. Время, проведенное у телевизора, для ребенка до шести лет не должно превышать 25 минут в сутки! Не более 5 – 7 минут в один прием.

  5. Если ребенок устал, можно использовать релаксирующие упражнения.

  6. Для каждого малыша очень важен личный пример родителей их активное присутствие рядом на протяжении всего процесса игры, просмотра мультфильмов, детских развивающих программ или выполнения упражнений.

 Все привыкли воспринимать вышеперечисленное как само собой разумеющееся, но от этого не снижается актуальность данных действий для воспитания усидчивости и концентрации внимания у ребенка.

Ещё познавательные статьи о беременности:

  • Что происходит с женским телом во время беременности  За весь период вынашивания крохи, женский организм испытывает массу различных… Подробнее
  • Как определить пол будущего ребёнка  Многие родители безумно хотят поскорее узнать пол будущего малыша. Подробнее
  •  Вредно ли УЗИ при беременности  Для женщин беременность – прекрасный период ожидания рождения крохи. Подробнее
  • Модная и удобная одежда для беременных  Во время беременности женский организм меняется не только изнутри. Подробнее
  • Поздняя, первая беременность  Беременность – несомненно, лучший период в жизни каждой женщины. Подробнее
  • Послеродовая депрессия – причины возникновения  После родов, организм матери сильно ослаблен, истощен. Подробнее
  • Послеродовая депрессия – симптомы  Роды прошли успешно. Мама и малыш находятся дома. Кроха здоров и активен. Всё казалось бы… Подробнее
  •  Эффективные способы борьбы с токсикозом  Беременность – прекрасный период ожидания появления на свет малыша. Счастье вынашивания могут подпортить некоторые… Подробнее
  • Витамины при планированнии беременности  Витамины организму нужны всегда. Без них не будет правильного развития, здоровье начнет шалить”. Подробнее
  • 7 советов при планировании беременности  Планирование беременности – ответственный шаг для семейной пары. Естественно все хотят выносить и родить… Подробнее
  • Лечение послеродовой депрессии  Ухудшение самочувствия, подавленность, страх перед будущим, перепады настроения – одни из симптомов послеродовой депрессии. Подробнее
  • Первые признаки наступления беременности  Задержка, отсутствие месячных у женщины – одни из первых симптомов наступления беременности. Подробнее

Источник: http://www.yutNatali.ru/deti-do-3-let/279-razvitie-usidchivosti-u-rebjonka

Как развить в ребенке внимательность и усидчивость | Социум | Наша Психология

Как развивать усидчивость и внимание

«Ваш ребенок крутится, вертится, всем мешает! Да сделайте уже что-нибудь!»

Такая фраза может звучать как от воспитателя детского сада, так и от учителя любого класса (чаще, конечно, начальной школы).

Что вызывает эта фраза у родителей?

  • Панику,
  • страх,
  • ужас,
  • стыд за ребенка.

Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?

Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.

Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.

Условия развития мозга

  • 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
  • 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
  • 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
  • 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Думающая шляпа»

Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Источник: https://www.psyh.ru/kak-razvit-v-rebenke-vnimatelnost-i-usidchivost/

Как развить усидчивость ребенка

Как развивать усидчивость и внимание

Владимир Мананников

Многим дошколятам и младшим школьникам трудно отыскать в себе силы для скучной деятельности.

Монотонные задания вызывают в них скуку, сопровождающуюся, в лучшем случае, ерзанием на стуле.

В худшем карапуз и вовсе отказывается выполнять домашнее задание, меняя активность на более веселую и интересную. Как развить усидчивость ребенка и помочь ему сконцентрироваться на важном?

Ребенок неусидчивый – что делать?

Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители первоклассников. Привыкшие к детсадовским развлечениям, крохи совершенно невнимательны на учебе и с трудом высиживают в школе положенные часы.

Терпение, внимательность, концентрация, усидчивость – это все «одного поля ягоды». Следует развивать в ребенке все эти качества.

Усидчивость как черта характера начинает формироваться в дошкольниках с 5-6 лет. Но и в эти годы внимание чада остается непроизвольным и может резко переключаться между объектами.

Зато на первый план выходит любознательность – именно она помогает крохам без особых усилий и концентрации осваивать глобальные материалы и получать множество знаний.

Внимание и усидчивость по-разному развиваются у девочек и мальчиков, у детей с разным складом характера.

Впечатлительный, тревожный, мечтательный парнишка будет отвлекаться больше, чем серьезная девочка. Есть и индивидуальные особенности, и их тоже стоит брать в расчет.

Возможно, сейчас ваш сынишка сможет концентрироваться на заданиях только 5 минут. С уважением отнеситесь к его характеру, проводите короткие занятия, и малыш вас удивит!

Развиваем усидчивость и внимание

Если внимание – это длительная концентрация на каком-то деле или объекте, то усидчивость – его ближайшая родственница.

Именно она позволяет доводить начатое до конца, не прерываться, если стало скучно и неинтересно. Обе эти черты можно развивать и воспитывать в домашних условиях.

1. Прививайте крохе привычку доводить дело до конца.

Взялся за уборку? Не бросай веник на полпути. Собрался мыть посуду? Будь добр, помой все, а не одну чашку. Рисуешь для бабушки открытку? Не заставляй папу за тебя раскрашивать оставшиеся тюльпаны.

Нередко родители сами попустительствуют: он же еще маленький, устал, пускай отдохнет! И от обожаемой мамы карапуз узнает, что завершать начатое необязательно, если вдруг расхотелось.

2. Не кричите на ребенка, если он вертится, невнимателен и рассеян.

Он сполна получит нареканий в школе от авторитарной учительницы, но мама обязана быть ласковой. Психологи полагают, что ребенок не виноват в свой неспособности сконцентрироваться.

Особенно, если речь идет о неинтересном задании. Именно поэтому в первые годы жизни малышам предлагают только занимательную деятельность.

Но и в старшие годы детворе сложно усидеть на месте – вспомните себя в юном возрасте: за окном солнце, а надо зубрить учебник. Фразы «Сиди смирно, хватит вертеться!» и подобные им имеют мало педагогического воздействия.

Гораздо результативнее действуют добрые намеки: «Смотри, если ты еще чуть-чуть постараешься, то закончишь эту страничку». Предложите ребенку самому выбрать задание: «Чем бы ты сегодня хотел позаниматься?».

3. Начинайте с малого.

Трезво оцените возможности чада, не взваливайте на него сразу непосильный объем материала.

Разбивайте задания на части так, чтобы их выполнение занимало 5-10 минут. Постепенно увеличивайте время до 15-20 минут. Чередуйте разные виды деятельности, так ребенку будет интереснее.

Стремитесь, чтобы каждый мини-урок (будь то рисование, прописи, чтение «Букваря», артикуляционная гимнастика) имел логичное завершение. Пускай у ребенка складывается ощущение, что он закончил свою работу.

Отчаянно хвалите карапуза за каждое доведенное до конца дело.

4. Задание должно быть увлекательным.

Любой урок можно преподнести как приключение, сказочную историю, волшебство возможностей.

Перед тем как заняться освоением «Букваря» покажите малышу новую книгу, которую он вскоре сможет прочитать сам – это же настоящая магия! Не забывайте о диалоге и эмоциональной родительской поддержке в период всего занятия.

5. Хвалите грамотно и обильно.

Пусть ваш ребенок точно знает, что достиг успеха благодаря своей усидчивости. «Смотри, у тебя все получилось! Я тобой горжусь. Ты постарался, проявил терпение (совсем как взрослый!) и все сделал правильно, молодчина».

6. Не настаивайте, если ребенок приболел или слишком устал.

Развивать усидчивость у детей стоит лишь тогда, когда они пребывают в хорошем настроении, здоровы, активны, добры и веселы. Иначе вы отобьете все желание стараться и учиться.

7. Не переусердствуйте с заданиями.

Многие сердобольные бабушки, забирая кроху из подготовительной группы садика, по вечерам устраивают ребенку тесты, повторение пройденного, дополнительные занятия.

У старшего поколения складывается впечатление, что детьми мало занимаются, и подготовка к школе ложится на их опытные и выносливые плечи.

На самом деле, объем материала в старших группах очень велик, и дети приходят домой измотанными. Это их законное время отдыха – не настаивайте!

Источник: https://dobro.pw/kak-razvit-usidchivost-rebenka/

Развиваем внимание и усидчивость!

Как развивать усидчивость и внимание

Тот, кто не способен сосредоточиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и сил. Но все поправимо!

Любому родителю хочется, чтобы его чадо росло усидчивым и упорным. Когда родители вправе ждать от своих детей появления этих полезных качеств и как помочь им развиться?

Внимание — прежде всего!

„Твой малыш может заниматься сам? А наш посидит немного со мной за книжкой и убегает. Все время отвлекается, такой невнимательный, неусидчивый!” — жалуется мама Вани. Думаю, многие мамочки не раз слышали подобные разговоры или были их участниками.

Усидчивость — это способность концентрировать свое внимание на каком-либо объекте (даже непривлекательном!) в течение довольно длительного времени и терпеливо доводить работу до конца. Воспитание усидчивости невозможно без развития внимания.

Часто родители ждут проявлений внимания у детей уже с 2–3 лет, в то время как даже у 5–6-летних оно носит еще непроизвольный характер.

Непроизвольный — это значит „не управляемый волей”, то есть ребенку трудно сосредоточить внимание по требованию. В старшем дошкольном возрасте внимание еще неустойчивое.

Ребенка можно легко чем-то отвлечь, он не хочет заниматься тем, что для него непривлекательно, неинтересно, он часто меняет свои занятия, хватается то за одно, то за другое.

„А как же, — скажете вы, — когда ребенок часами занимается конструктором или рассматривает книгу, он ведь концентрирует внимание, да еще как! Обедать не дозовешься”. Совершенно верно! Особенность внимания дошкольника как раз в том, что он способен долго заниматься тем, что для него интересно.

Если вдруг рядом возникнет что-то еще более привлекательное (ребенок смотрел книгу, и тут по телевизору стали показывать его любимые мультфильмы), то он может резко переключиться на новое занятие.

А когда добавится еще что-то (мама пришла из магазина и принесла новые карандаши), — малыш бросит все прежнее и схватится за то, что стало для него более интересным на данный момент.

И это вовсе не так уж плохо. Как раз эта непроизвольность внимания и позволяет малышу еще за 3–4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и многое перепробовать.

„Хорошо, — скажет кто-то, — если кроха хоть конструктор собирает. Мой-то вообще слоняется из угла в угол: то за одно возьмется, то за другое, ничем толком увлечься не может!”

Нам почему-то кажется, что ребенок должен тихо заниматься в своем уголке, не мешая родителям отдыхать или делать домашние дела. В то же время нам хочется, чтобы он потом успешно учился в школе (опять-таки лучше самостоятельно), был усидчивым и аккуратным.

Тут важно понять: над развитием детского внимания следует потрудиться вместе. Не всем детям удается увлечь себя самим, и здесь им на помощь должны прийти мамы и папы, воспитатели.

Если вы хотите привлечь ребенка к какой-либо работе или занятию, опишите привлекательные стороны этой деятельности.

Дети любят все яркое, неожиданное, эмоциональное. Можно придумать небольшую сказочную историю о задании, которое надо сделать, или придать занятию элемент соревнования.

Занимаясь с ребенком, выражайте свои эмоции: хвалите его за успех, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним.

Одно из главных средств организации внимания — речь. Пусть ребенок проговаривает задание вслух, комментирует свои мысли, как он будет выполнять его. Это поможет крохе спланировать свои действия.

Взрослый должен помочь ребенку выстроить план: „Что ты будешь делать сначала? Что потом? Посмотри туда-то…” Инструкции должны быть понятны и доброжелательны.

Постарайтесь создать для занятий спокойную, тихую атмосферу. Сведите к минимуму отвлекающие факторы — выключите телевизор, музыку, отложите подальше игрушки.

И все же малыша может многое отвлекать. В этих случаях взрослому лучше направлять внимание ребенка не приказами: „Не вертись!”, „Куда ты смотришь!”, а предложением закончить то дело, которым вы вместе занимались: „Давай поставим еще два кубика”, „Посмотри, тебе осталось немного — только цветок раскрасить”.

Помните, что болезненные, ослабленные, впечатлительные дети чаще отвлекаются, уровень концентрации внимания у них ниже. Учитывайте это, занимаясь с детьми.

Не забывайте, что 5-летний малыш может удерживать внимание на одном занятии около 15 минут. Потом ему необходимо переключиться на что-то другое. Поэтому не усердствуйте и не требуйте от ребенка заниматься больше, чем он способен это делать в своем возрасте.

Развивая внимание малыша, мы одновременно учим его и доводить до конца начатое дело, достигать определенной цели. Это умение необычайно важно для последующего обучения в школе.

Учимся терпению

Достигнув определенных успехов в развитии внимания, ребенок уже может довести до конца начатое занятие. Но ему потребуется и определенное терпение. В силах родителей и воспитателей научить детей трудиться и добиваться результатов!

Терпеливость и усидчивость развиваются у ребенка прежде всего в игре. Игра способствует становлению произвольности поведения, то есть способности ребенка контролировать собственное поведение, а значит, выполнять необходимые правила и доводить до конца начатое дело. Умение и способность соблюдать правила игры требуют от ребенка проявления терпения, ведь иначе его не примут в игру.

Труд, как ничто другое, способствует выработке терпения и желанию добиваться результатов. Трудиться можно везде. Пусть ребенок помогает вам выполнять дела по хозяйству.

Летом работайте вместе на дачном участке, делайте дома поделки, аппликации, лепите из пластилина.

Всегда обращайте внимание малыша на результаты его труда: „Посмотри, как стало чисто!”, „Теперь морковка вырастет сочной — ни одного сорняка ты не оставил!”, „Бабушка очень обрадуется твоей поделке!”. Не забывайте хвалить малыша за хорошо выполненное дело.

Только вот детское желание трудиться не всегда одобряется родителями: полы могут быть вымыты банным полотенцем, а в процессе мытья посуды вполне реально не досчитаться пары чашек. И здесь главное — не дать волю гневу, чтобы начисто не отбить детское желание помогать вам. Малыш-то от души хотел помочь!

Необходимо поддерживать детскую инициативу. Искренне похвалите ребенка за помощь и укажите, как нужно действовать в следующий раз (“для пола есть специальная тряпка”, „чашечку надо держать за ручку покрепче”).

Терпение малыша можно развить практически в любой деятельности. Важно помнить несколько моментов.

Не стоит ждать, что ребенок (особенно впечатлительный и непоседливый) начнет сам проявлять терпение. Как всегда, ответственность за это — на взрослом.

Взрослые должны организовать деятельность ребенка. Пусть сначала ответит на вопросы: „Что ты хочешь получить в результате? Что для этого нужно? Что делать сначала, а что — потом?”

Необходимо эмоционально поддерживать малыша — подбадривать, направлять, поощрять. Не забывайте о похвале! Но это не должны быть просто слова „хорошо”, „молодец”. Покажите крохе, с чем он справился особенно хорошо, что сегодня что-то ему удалось лучше, чем в прошлый раз. Обязательно скажите, почему он достиг успеха: „Ты старался и был терпелив!”.

Наблюдая за любым занятием малыша, следите, доводит ли он его до конца — не бросает ли кормить куклу на полпути, довозит ли машину до пункта назначения. Если нет, включитесь в игру, мягко направьте его к завершению сюжета: „Давай накормим куклу и уложим спать”, „Как же мы построим дом, если не выгрузим кирпичи?”

Если у ребенка что-то не получается, успокойте его. Напомните, что иногда нужно попробовать много раз, чтобы получилось. Предложите отдохнуть, а потом начать снова. Ободряйте ребенка, говорите, что он обязательно справится, надо лишь еще немного постараться.

Помните: лучший пример для детей — его родители. Будьте сами терпеливы, доводите дела до конца, выполняйте обещанное, поддерживайте детские начинания и хвалите за достижения — и вы непременно увидите положительные результаты.

Ольга Базанова, психолог

 

Помочь ребенку тренировать внимание могут разнообразные игры и упражнения. Вот некоторые из них.

Что изменилось?

Положите перед детьми 3–7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, кто спрятался.

Три пункта

Cтимулирует развитие внимания у малыша. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите крохе: „Раз, два, три — беги!” — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные.

Например, самое простое:

1. Хлопни в ладоши 3 раза.

2. Назови какой-нибудь предмет мебели.

3. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Можно усложнять и менять задания, играть в компании из нескольких человек.

Повторяй за мной

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения. Например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Пусть дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Съедобное — несъедобное

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если названо что-то съедобное, а если нет — опускать руки.

Выполни по образцу

Включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый узор требует повышенного внимания ребенка, выполнения нескольких последовательных действий:

а) проанализировать каждый элемент узора;

б) правильно воспроизвести все элементы;

в) удерживать последовательность в течение продолжительного времени.

Корректурная проба

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, „видеть” буквы в них, а в результате сформировать внимательность.

Возьмите старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут предлагают вычеркнуть все встретившиеся буквы „а”. При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, четыре и меньше пропусков — выиграл.

Найди отличия

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один отличается от другого.

Источник: Журнал “Мой ребенок”

Источник: http://karapuz.kz/pages_out.php?cid=294

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.