+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как развить чувство ответственности?

Содержание

Проблема ответственности

Как развить чувство ответственности?

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности.

Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом.

Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения.

Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна.

Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка.

Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача.

Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации.

Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества.

Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях.

Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек.

Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль.

Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема  ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену.

Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства.

Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными.

Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий.

В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают  слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе.

Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми.  Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям.

Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия.

Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению.

Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче.

Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными.

Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время.

  Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях.  Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий.

Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов  идти до конца к победным свершениям.

 На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности.

Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком.

Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше.

Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете.

А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете.

Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения.

Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно.

Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай.  Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход.

Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку.

Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность.

Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/otvetstvennost.html

Чувство ответственности

Как развить чувство ответственности?

Каждый из нас обязан быть ответственным, то есть отвечать, как за высказанные слова, так и поступки или действия.

Ведь всегда на нас лежит определенная ответственность, мы отвечаем, например, за работу или семью, общественную деятельность или еще что-то другое.

Если человек берет ответственность, тогда за все свои действия он отвечает перед другими. В сущности, ответственность делиться на два типа:

  • добровольная ответственность, которую вы самостоятельно и добровольно принимаете на себя, к примеру, вы сами подбираете себе, какая профессия вам интересна или куда пойти работать, в какую политическую партию вам записываться или какое общественное движение возглавить;
  • принудительная ответственность, которую вам навязывают законами и нормами морали, установленными в обществе, где вы находитесь.

Ответственность или как люди ее на себя примеряют?

Когда человек решает принять ответственность на себя, в этот момент на него могут влиять различные факторы. Если задача поставлена так, что нужно тратить слишком много усилий, тогда большая вероятность того, что взять на себя ответственность очень сложно.

Психологи вам будут говорить об одном эффекте, а именно «диффузия ответственности», то есть распределение. К примеру, многие люди видят преступление, и получается так, что никто не осмеливается выручить жертву. Необходимо еще в раннем детстве заняться воспитанием чувства ответственности.

Некоторые небольшие бытовые дела по хозяйству уже можно доверять малышам с четырех лет – это полив цветов либо кормление попугая, либо помощь по уборке немытой посуды со стола.

Осознание ответственности – шаг к взрослению!

Так как все люди различаются между собой, то и способность чувствовать и осознавать, понимать и принимать ответственность они могут по-разному. Некоторые принимают ответственность, желая этого, другие – избегают ее.

Эта разница бросается в глаза тогда, когда вы анализируете, как человек воспринимает личные промахи и ошибки.

Человек, который не боится ответственности, признает ошибки, избегающий ее – старается переложить свои промахи на других людей.

Ответственность детей подросткового возраста

Важным моментом становиться процесс воспитания ответственности у вашего подростка именно во время полового созревания. Ведь, зачастую, именно в этом возрасте они попадают в различные ситуации, когда огромные проблемы преследуют их.

Именно сейчас ребенок будет стараться разобраться в себе, найти жизненный путь, вот поэтому они конфликтуют с окружающими.

Так что постарайтесь научить своего ребенка-подростка не только отвечать за содеянные поступки, а также осознано и правильно принимать решения.

Поручая ребенку задание нужно следить, чтобы он его сделал

Родителям необходимо следить, как их детки относятся к порученным обязанностям и если это необходимо, то напоминать им об ответственности. Настоящую тяжесть ответственности детки впервые ощущают в школьном заведении. Учеба, уроки, домашние задания – они все должны правильно выполнять, слушать учителя и приходить на занятия вовремя.

Что должен уметь делать ребенок, исходя из своего возраста?

И все же мамы-папы должны приучать ребенка к некоторым заданиям. Учитывая их возраст малышу можно доверить:

  • c 4-5 лет – собирать и складывать по местам свои игрушки, а также поливать растения и помогать родителям, накрывать стол, помогать выносить мусор и вытирать пыль, а также чистить обувь;
  • в 8-9 лет – заниматься уборкой своей комнаты и мыть посуду, помогать родителям, смотреть за младшими ребятами, но недолго;
  • в 10-12 лет – покупать продукты в магазине, убирать дом, стирать.

У каждого ребенка должны быть определенные обязанности в кругу своей семьи

Хорошо, если у родителей хорошие отношения с детьми-подростками, и они могут доверить им такие задания, выполняя которые приносят чувство значимости в кругу семьи ребенку. К примеру, это может быть уборка своей комнаты или покупка продуктов в магазине, а если старший брать хорошо разбирается в технике, то поручайте ему ремонт велосипеда младшего ребенка.

Когда родители просят о чем-то своих детей, они должны понимать его и учитывать его склонности. Если ваш малыш имеет творческий потенциал, то ему будет неприятно и скучно заниматься монотонной работой.

Развивать чувство ответственности у ребенка можно очень простым способом, а именно позволить ему наравне с родителями решать, куда же будет потрачена определенная сумма денег – вы покупаете автомобиль или, может быть, отправляетесь в увлекательное путешествие? В какую школу пойдет ребенок или как семья проведет ближайшие праздники?

Не нужно поручать детям много обязанностей

Не нужно слишком уж оберегать детей от повседневности и переделывать все за него.

В этом случае потом не удивляйтесь, как вы могли воспитать такого эгоистичного и избалованного человека, который не может определиться в жизни и сделать определенный выбор.

У каждого члена вашей семьи должны быть какие-то обязанности, за которые он и будет отвечать. Но также не следует впадать в другую крайность – перегружать ребенка множеством обязанностей, не оставляя ему свободного времени.

Есть некоторые обязательства, отвечать за которые могут лишь взрослые. К примеру, если у вас есть старшие дети, помните, вы рожали их не для того, чтобы сделать из старших бесплатных нянек, они не обязаны отвечать и смотреть за младшими.

тэги: детская психология, развитие личности

Источник: http://anima-vita.ru/2015/04/chuvstvo-otvetstvennosti/

Что такое ответственность. Как стать ответственным. Цитаты и афоризмы об ответственности – Саморазвитие, успех – Жизнь на все 100%

Как развить чувство ответственности?

Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.

), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).
Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека.

Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого. Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.

Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.

Что нам даёт ответственность

Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах. Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих. Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.

Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что, на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.

Как проявляется ответственность в повседневной жизни

Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.
Трудовая деятельность.

Руководитель компании всегда возлагает на себя ответственность за деятельность подчинённых; чем более ответственным человеком он является, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.
Конфликтные ситуации.

Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.
Военная служба.

Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.
Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.

Афоризмы об ответственности

“Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее”. Бернард Шоу

Что бы в мире не произошло, никто не может быть уверен, что он за это не будет однажды привлечен к ответственности.(В. Швебель)

Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и начинайте решать стоящие перед вами проблемы. Они существуют для того, чтобы помочь вам вырасти, а не для того, чтобы вас сокрушить. Стив Павлина

Жизнь снявшего с себя ответственность упрощается, ум притупляется, чувства раскрепощаются. А результат – новые отношения с новой ответственностью.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. Федор Мuхайлович Достоевский

Дрожит и листок. А за что он может быть привлечён к ответственности?(С. Лец)

Если не можете исполнить свое обещание, то не надо давать его. Пьер Буаст

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнять. Наполеон Бонапарт

Вернейший способ сдержать слово – не давать его. Наполеон Бонапарт

За всё сразу отвечает обычно тот, кто не отвечает даже за самого себя.(Леонид С. Сухоруков)

Призови дурака к ответу, и отвечать будешь потом за всё сам.(Леонид С. Сухоруков)

На каждом поколении лежит ответственность, каждому поколению брошен вызов – наделить силой то поколение, которое придет следом. Алан Хазей

Безответственность убивает любовь

Бог, в отличии от любого человека, умеет решать Свои и чужие проблемы сам… Поэтому, может быть, люди и выдумали для себя такое множество богов, чтобы они за них все решали.. Владимир Борисов

В делах мизинца ответчик – голова. Равиль Алеев

Величие требует большой ответственности. Силован Рамишвили

Выше безответственного отвечающий за себя, ещё выше – отвечающий за других. Вот и мнят себя отвечающими за других неумные безответственные. Елена Ермолова

Несложно быть веселым , находясь на службе у порока. Джозеф Аддисон

Комплекс Экзюпери: мы в ответе за тех, кого вовремя не послали.

Легко не бояться ответственности тогда, когда ее не чувствуешь.

Личность создается ответственностью. Евгений Багашов

Люди умеют перекладывать свою ответственность (когда это не нужно) на кого угодно, даже на Бога. Дескать: Бог виноват! Владимир Борисов

Местоимение “мы” – обычно произносят, когда хотят избавиться от личной ответственности.

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание – нередко освобождает. С. Лец:

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. Фазиль Искандер

Не важно “кто несет ответственность”, важно “как несет”. Борис Шапиро

Ответственность как одежда – снять ее с себя полностью можно, но как-то перед людьми не удобно.

Читать старые письма приятно уже потому, что на них не нужно отвечать. Джордж Гордон Байрон

Ответственность любит удобства, она охотно почиет на плечах неприкасаемых.(С. Лец)

Сброшенный груз ответственности никогда не падает на землю, он мягко ложится на чужие плечи.

Сильный берёт ответственность на себя, слабый сваливает на другого. Так власть естественным образом достаётся достойным. Елена Ермолова

Слишком мало людей владеют чересчур многим, и слишком много людей владеют чересчур малым. Мы живем в больном мире. Мы должны научиться ответственности. Мэри Джо Коуплэнд

Стрелка испорченного компаса не дрожит. Она свободна от ответственности. Станислав Ежи Лец

Человек должен заново открыть в своей душе глубочайший смысл ответственности перед миром, что означает ответственность перед чем-то высшим, чем сам человек. Вацлав Гавел

Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.

В. Г. Белинский


Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить. (Т. Карлейль)

При написании статьи использовались материалы с сайта: Характер.net

Источник: http://www.centr-crm.ru/tsitati/chto-takoe-otvetstvennost-kak-stat-otvetstvennim-tsitati-i-aforizmi-ob-otvetstvennosti.html

Как научиться брать ответственность?

Как развить чувство ответственности?

Ответственность формируется, воспитывается и прививается ребенку как необходимый социальный навык. Малыша учат понимать и принимать на себя обязательства отвечать за поступки, действия, их последствия.

Брать за себя ответственность приходится учиться и в детстве, и самостоятельно во взрослом возрасте, так как количество обязанностей в процессе жизнедеятельности увеличивается.

Ответственность как социально обусловленный навык встраивается в структуру личности человека и становится волевым качеством.

Ответственный человек – личность, которая осуществляет внешний и внутренний контроль усилием воли, с чувством долга и ответственности.

Человек, научившийся брать ответственность:

осознает, что жизнь, успех, самореализация, счастье зависят от него;готов выполнять данные себе и другим людям обещания, делает это старательно;умеет принимать решения в кризисных ситуациях;умеет заботиться о тех, кто нуждается в помощи и поддержке, или недостаточно самостоятелен;

ясно осознает последствия, к которым приводят решения.Когда Вы берете на себя ответственность, зарождаются межличностные отношения, предполагающие права и обязанности, чувство долга и чести.

Супружество, родительство, опека, работа, другие сферы жизнедеятельности предполагают взятие на себя тех или иных обязательств.

Границы личной ответственности

Когда человек учится брать обязательства, он должен четко осознавать границы и нормы допустимого.

Недостаток ответственности, неумение и нежелание брать и исполнять обязательства – безответственность. Избыток ответственности – гиперопека.

Безответственные люди не берут на себя обязательства, желая упростить жизнь, но страдают от своей беспомощности, инфантильности, несерьезности, легкомысленности, малодушия.

Гиперответственные люди страдают от тревожности, страхов, раздражительности, мнительности, чрезмерного контроля.

Гиперопека не менее опасна, чем безответственность. И недостаток, и переизбыток ответственности негативно влияют на личную жизнь, из-за них возникают межличностные и внутриличностные конфликты.

Ответственность в своем нормальном проявлении:

регулирует, организовывает жизнь,
повышает самооценку, дает уверенность в себе,вызывает уважение и самоуважение,осуществляет внутренний и внешний контроль,наполняет жизнь смыслом,

дает ощущение свободы и независимости.

Способы принятия ответственности

Желающим научиться ответственность брать на себя рекомендуется действовать в двух направлениях:

Принимать предоставляемую ответственность.
Проявлять инициативу и самостоятельно находить обязательства.

Первый путь пассивный, второй – предполагает активность, но они оба вырабатывают навык и способность.

В случае принятия предоставляемой ответственности, человеку нужно усилием воли заставить себя выполнить задание, преодолеть нежелание, лень, робость и страхи. Не думать об этом как о безвыходном положении.
Ответственная ситуация, затрагивающая личность, возникает сама по себе либо по инициативе другого человека и должна быть воспринята как необходимость.

К примеру, систематически выполняя обязанности по дому в срок и в нужной форме, человек научится нести ответственность за предпринимаемые действия. Как родители учат маленьких детей складывать разбросанные игрушки, так и взрослый человек самостоятельно учится выполнять домашнюю работу, мотивируя себя необходимостью соблюдать чистоту и порядок.

Самостоятельно создавая условия, в которых человек берет ответственность, он ускоряет развитие своей личности. В таком случае, он сам дает себе задание, выполняет и несет ответственность за результат. Он искусственно создает, моделирует  ситуацию ответственности и учится действовать в ней, контролирует свои эмоции и желания, мотивирует себя.

Ситуации, развивающие чувство ответственности

Экстремальные ситуации. Это ситуации, когда от способности принять на себя ответственность зависит жизнь человека и других людей. Это сложные, опасные ситуации, требующие силы воли и выносливости. Если человек испытывает себя в подобном положении, нужно действовать осторожно и разумно.

Пример. Относительно безопасным способом развить ответственность в экстремальной ситуации выступает спорт.

Ситуации, когда невозможно не взять ответственность. У человека нет выбора, он не может отказаться из соображений морали и нравственности, чувства долга, имея желание помочь.

Пример. Человеку доверяют последить за чужим ребенком на время, пока родители заняты неотложными делами, а ребенка оставить не на кого.

Ситуации, предоставляющие новые права. Так как нет прав без обязанностей, их приобретение повлечет за собой ответственность.

Пример. Приобретая домашнее животное и наслаждаясь правом играть с ним и получать радость, человек берет на себя ответственность за его благополучие. Детям дарят животных в надежде обучить брать ответственность за другое живое создание.

Положительные ситуации. Человек легко берет и несет ответственность за то, что любит, что приносит радость, что ему дорого и важно.

Пример. Когда человек любит другого, он испытывает желание ему помочь, позаботится, поддержать – это проявления чувства ответственности.

Обязательный человек любит жизнь, поэтому несет ответственность самостоятельно, управляет собой, свободен быть тем и жить так, как хочет.

Источник: https://sunmag.me/sovety/01-03-2014-kak-nauchitsya-brat-otvetstvennost.html

Свобода от ответственности или моя жизнь мне не принадлежит!

Как развить чувство ответственности?

Ко мне в терапию не раз попадали клиенты, после разговора с которыми становилось понятно, что они совершенно не умеют или не хотят брать на себя ответственность за свою жизнь, свои поступки и решения.

Они постоянно ждут, что все разрешится само собой, или окружающие люди сделают за них выбор. У таких клиентов, как правило, мало ресурсов, чтобы управлять своей жизнью.

Зато много страха и тревоги по поводу событий, происходящих в ней и много неудовлетворенности тем, как их жизнь складывается.

Начнем с эксперимента

Предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Подумайте, как чаще всего вы говорите:

— Стакан выскользнул из рук и разбился;

— Туфли испачкались;

— Джинсы порвались;

— Меня не понимают.

Если вы формулируете фразы именно так, то, скорее всего, вы перекладываете ответственность за свою жизнь и события в ней на окружающих.

— Я разбил/а стакан;

— Я испачкал/а туфли;

— Я порвал/а джинсы;

— Я говорю так, что меня не понимают.

Данные фразы указывают на то, что вы принимаете на себя ответственность за свою жизнь, и готовы встретиться с последствиями принятых вами решений или сделанных выборов.

Преимущества ответственного человека

Наличие ответственности дает человеку ряд преимуществ, например:

— уверенность в себе и своих силах;

— наличие самоуважения и уважения других людей;

— возможность управлять своей жизнью и во многом контролировать ситуации, происходящие в ней;

— способность самостоятельно справляться с проблемами;

— отсутствие зависимости от окружающих людей.

Каково это, быть ответственным?

Повторюсь, что быть ответственным значит осознавать, что именно вы принимаете решения за свои поступки и отвечаете за их последствия.

Только вы сами, опираясь на свой жизненный опыт или знания, делаете выбор и потом принимаете получившийся результат.

В тот момент, когда у человека возникает какая-либо потребность или желание, он сталкивается с выбором: пойти ли по пути осуществления желания, приложить ли усилия для его осуществления или сказать «нет».

Быть ответственным за свои потребности означает, что вы можете удовлетворить свои потребности самостоятельно, либо обратиться за помощью к окружающим людям.

Но если по какой-то причине у вас не достаточно ресурсов и вам страшно сделать выбор, то вы можете придумывать разные способы уклонения от ответственности.

Например, перекладывание принятие решений на других людей.

И тогда уже другой человек поступит так, как посчитает нужным, а вам остается только смириться с его решением, даже если оно кажется вам не очень подходящим. Такова цена безответственности!

Детская позиция

Быть ответственным взрослому человеку мешает «застревание» в детском возрасте. Жалуясь родителям, ребенок говорит: «Тот мальчик обидел меня, он плохой, накажи его».

Маленькие дети не умеют брать на себя ответственность за свои взаимоотношения с окружающим миром, потому что у них нет такого опыта. К сожалению, подобные явления встречаются и среди взрослых людей.

За то, что в их жизни много разочарования, они склонны винить своих родителей, потому что те не любили или наказывали их. В том, что не складывается их карьера, виноват строгий или глупый начальник.

Неудачи в личной жизни также часто являются последствиями отказа от ответственности. Если я не умею или не хочу брать на себя ответственность за свою жизнь, то как я могу заботиться о тех, с кем собираюсь строить семью? И тогда становится понятно, почему «мне не везет в любви», или почему «я никак не могу встретить достойного партнера», или «судьба у меня быть несчастным/ой».

Зависимость от других

Многие люди, к сожалению, привыкли жить в зависимости от других. Им гораздо проще получать советы и рекомендации от окружающих, они ждут, что кто-то скажет им, как нужно поступить в той или иной ситуации и что делать.

Такой способ существования помогает снизить тревожность, избежать пугающих вопросов и принятия сложных решений. Может показаться, что такая жизнь практически лишена риска и возможных неудач.

Однако данный путь зачастую приводит к депрессии и разочарованию, когда человек, не привыкший брать на себя ответственность, задается вопросом: «Почему моя жизнь складывается не так, как мне хочется?»

Что делать?

Для того, чтобы понять, что в вашей жизни не так, постарайтесь посмотреть на себя и свою жизнь со стороны.

Позвольте себе стать взрослым, разберитесь в причинах неудач и постарайтесь осознать последствия отказа от ответственности за свою жизнь. Если в одиночку вам справиться с такой задачей не под силу, обратитесь за помощью к психологу.

Пусть этот шаг станет для вас первым, осознанным выбором. Опираясь на поддержку специалиста, вы сможете вернуть себе ответственность за свою жизнь!

С заботой о Вас, Мещерякова Ирина.

Источник: http://careofsoul.ru/svoboda-ot-otvetstvennosti/

5 способов как развить ответственность в себе — Блог Personalitica

Как развить чувство ответственности?

  • Как часто мы виним в своих неудачах стечение обстоятельств?
  • Мы сами управляем своей жизнью или она управляет нами?

Локус контроля – свойство личности приписывать причины неудач внутренним или внешним факторам. Это степень, в которой мы полагаем себя способными контролировать события и влиять на них.

Термин ввел социальный психолог Джулиан Роттер в 1954 году с целью различия локализации контроля над значимыми событиями.

Локус контроля бывает двух типов: интернальный и экстернальный (внутренний и внешний).

Интернальный локус контроля – склонность личности приписывать результаты деятельности внутренним факторам.

Люди с таким локусом понимают и учитывают закон причины и следствия, способны добиваться большего успеха. Интерналы ищут причины ошибок в своих действиях и несут за них ответственность.

Такими внутренними факторами для интерналов бывают: свои положительные или отрицательные качества, усилия, необходимые знания, умения и навыки

Экстернальный локус – склонность приписывать свои успехи и неудачи внешним факторам.

Внешними причинами экстерналов выступают: качества других людей, обстоятельства, везение, случайность, давление окружения.

Например, студенты готовятся к экзамену. Один студент хорошо подготовился и сдал на отлично. Он сделал все, что зависело от него, и доволен результатами. Второй студент подготовился слабо, с трудом сдал экзамен. При этом он считает, что ему попался плохой билет или экзаменатор к нему был очень придирчив.

Влияние локуса контроля

Люди, обладающие внутренним локусом контроля, уверены в себе, настойчивы в достижении целей. В отношениях они уравновешены, доброжелательны и независимы.

Склонность к внешнему локусу контроля выражается в неуверенности, неуравновешенности, тревожности. Таки люди могут вести себя подозрительно, конформно и агрессивно.

Экспериментами и психологическими наблюдениями подтверждено, что интерналы более сбалансированные личности в жизни.

Они чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, редко проявляют агрессию, менее тревожны, способны отстаивать свое мнение и принципы. Люди, ориентированные на внутренний локус контроля, менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей.

Экстерналам, напротив, сложнее достигнуть успеха и построить доверительные отношения. Они склонны к повышенной тревожности и проявлениям агрессии.

Чистых форм интерналов или экстерналов практически не бывает.

Каждый человек имеет в большей или меньшей степени уверенность в своих силах и способностях, но также и понимание психологической зависимости от обстоятельств. Даже если в большинстве случаев мы видим причину неудачи в себе, иногда обстоятельства сводят все наши усилия на нет.

Очень часто наше поведение сводится к промежуточному варианту. Когда мы достигаем успеха, то считаем, что это полностью наша заслуга, в случае же провала – сетуем на неудачу и обстоятельства.

Как перевести локус из внешнего во внутренний?

Работайте над собой в нескольких направлениях. В этой задаче больше всего поможет разработанная психологом индивидуальная программа.

Желательные направления для развития локуса контроля:

  • Повышение ответственности;
  • Укрепление личностных ресурсов;
  • Развитие саморегуляции и  самоконтроля.

Чтобы выработать внутренний локус-контроль, прислушайтесь к таким рекомендациям:

1. Развивайте ответственность

  • Вы сами отвечаете за свою жизнь, свои провалы и достижения. Вы участник происходящего «здесь  и  сейчас», значит, несете на себе часть ответственности.
  • Стройте реальные планы. Планируя что-то, подумайте, насколько достижима ваша цель.
  • Составление списков. Написав что-то, вы уже дали своеобразное обещание себе. Списки повышают ответственность.

2. Эффективно подходите к решению проблем

  • Важно не избегать проблем, а пытаться их решить. Осуществите «мозговой штурм» и запишите возможное решение проблем на бумаге. Пишите, что придет в голову, даже если это звучит бредово. Вы увидите, что у вашей проблемы есть несколько возможных решений. Выберите оптимальный для вас вариант.

  • Посмотреть на проблему со стороны. Собеседник может иначе взглянуть на нее и указать на факторы, которым вы сначала не придали значения.
  • Наблюдайте за поведением. Выделите стратегии, которые у вас или других людей эффективно работают в разрешении неурядиц. Запомните и возьмите в свой арсенал.

3. Не полагайтесь на внешние оценки

  • Нас с детства учили полагаться на внешние оценки. Не сводите результаты своей деятельности только к мнениям других людей. Оценивайте себя по собственным критериям.

  • Наращивайте внутренние ресурсы. Лучше развивать себя и быть уверенным в своих силах, чем полагаться на удачные обстоятельства.

    Обращайте внимание на успешные результаты, они подзаряжают энергией для дальнейшего движения.

4. Будьте последовательны

  • Сосредоточьтесь на текущей задаче. Когда вы разработали план действий и выбрали направление, старайтесь придерживаться его. Если у вас сегодня одна цель, а завтра другая – вы только рассеиваете свою энергию.
  • Многое зависит от силы воли и умения себя контролировать. Помните, что вы способны влиять на события, и ключи от желанных дверей в ваших руках.

5. Дайте себе отчет в своих навыках и возможностях

  • Проведите ревизию своих умений. Что вы хорошо делаете? Чему готовы обучаться? Почти всему можно научиться или развить нужные способности.

    Но многое зависит от предмета стремлений, иногда соответствующий талант или навыки необходимы.

  • Можно потратить годы, чтобы развить навыки, которых вам не хватает. Лучше обратите внимание на ваши сильные стороны.

  • Анализируйте прошлые неудачи, поймите, что нужно исправить и над чем поработать.

Рычаги управления жизнью в ваших руках

Вы способны влиять на свою жизнь.

Важно, чтобы чувство внутреннего локуса контроля не заводило вас в постоянное самообвинение. Используйте освободившуюся энергию для развития своих качеств и приобретения полезных умений.

Локус контроля отображает веру человека в собственные достижения. Он также объясняет причины наших провалов и помогает их принять, смириться. Используйте эффективные стратегии решения проблем, развивайте ответственность и силу воли.

Чем больше вы верите, что все в жизни зависит от ваших собственных усилий и способностей, тем вероятнее найдете свой смысл жизни и будете ставить достижимые цели.

Источник: http://galipot.ru/self-development/prinyatie-otvetstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.