+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как избавиться от стереотипов

Содержание

Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов

Как избавиться от стереотипов

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности).

Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы).

Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься.

Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики.

Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность.

Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их.

Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Примите себя. Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом.

Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей.

Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Источник: https://psychologist.tips/1941-stereotipy-chto-eto-v-psihologii-rol-i-vidy-kak-izbavitsya-ot-stereotipov.html

Как избавиться от стереотипов по отношению к инвалидам

Как избавиться от стереотипов

“Слушай, а ты тоже будешь писать в духе, мол, какой он герой, сам себе рубашку застегивает, мимо петелек не промахивается. И даже когда чай наливает, прямо в кружку попадает?”

Елена и Евгений – незрячие с рождения. Но это им не мешает путешествовать по миру. архив семьи Ведерниковых

Как признается Евгений Ведерников, когда так журналисты пишут, это поначалу вызывает улыбку, а потом начинает и немного напрягать. “Мы же не беспомощные, не надо нас жалеть”.

И в самом деле, Евгений в свои 33 года неплохо зарабатывает, купил квартиру в ипотеку, вместе с женой они постоянно совершают какие-то путешествия, – ходят в горы, плавают в кратере вулкана, ныряют в прорубь…Сейчас вот собираются поехать на Байкал.

И жена Елена у него, к слову, умница и красавица, недавно получила приз в одной из номинаций конкурса красоты “Уральская невеста”. У нее два высших образования. И все это при том, что и Евгений, и Елена – оба незрячие. Абсолютно, с рождения…

Елена Ведерникова (справа) получила приз в конкурсе “Уральская невеста”. архив семьи Ведерниковых

Что такое экстрабилити

Как признается Евгений, отношение общества к инвалидам за последние пять-десять лет изменилось кардинально, все меньше деления на “мы” и “они”, но местами все еще полно стереотипов.

– Мне, например, в свое время надоело, что родители меня все время жалели и опекали. “Вот тебя собьет трамвай, вот ты порежешь себе руку…” В итоге я уехал и стал жить самостоятельно. Но кто-то этими настроениями заражается и постоянно рыдает над собой: пенсия маленькая, кому мы, инвалиды, нужны? В итоге небритый-нечесаный сидит дома, и родители кормят его чуть ли не с ложки”.

Все, по словам Евгения, идет изнутри человека. “Ну что ты ноешь, руки-ноги целы – значит, можешь работать”.

Сам он работает массажистом в детской поликлинике, жена – психологом, коучером. Много занимаются общественной жизнью. И личным примером продвигают жизнеутверждающую философию “экстрабилити” (от англ. – сверхспособности), набирающую популярность сегодня в стране и мире.

Ее смысл в том, что человек с инвалидностью не только может вернуться к жизни в обществе, но и активизировать особые внутренние возможности, скрытые в каждом человеке. У незрячих, например, очень развито воображение, образное мышление. У глухих – особая способность фокусироваться и т.д.

И это можно активно использовать как преимущество. Звучит на первый взгляд нереально, почти как в кино. Сейчас, к слову, как раз по ТВ идет сериал про следователя, который стал слепым, но, благодаря открывшимся новым способностям, продолжает раскрывать самые сложные преступления.

Но Евгений и Елена доказывают, что вести совершенно нормальный образ жизни, будучи незрячим, – это норма, а не кино. Что инвалидность это не недостаток, а ресурс.

Евгений Ведерников не понимает словосочетания “ограниченные возможности”. архив семьи Ведерниковых

Роман с продолжением

Евгений человек с отличным чувством юмора, на порядок позитивнее и энергичнее многих здоровых людей. Ему не стесняешься задавать и совершенно “некорректные” вопросы: “Скажи, зачем тебе ехать на Байкал, если ты его все равно не увидишь?”

Как зачем, удивляется он, главное ведь эмоции, ощущения, которые ты испытываешь, а они передаются от окружающих, от общей атмосферы вокруг, от того, что ты слышишь и чувствуешь.

– Конечно, я никогда не видел Кавказ, например, но я все отлично чувствовал, когда мы туда приехали, какой там воздух, как держишься за уступы, стираешь обувь в горах, как, затаив дыхание, прыгаешь в кабинку на канатной дороге. Это же все равно, что зрячему читать захватывающий роман, – тоже не видишь, но выстраиваешь картину мира в своем воображении.

Ников Вуйчичей много!

Евгений говорит, что сегодня все больше людей с инвалидностью живут не просто полноценной жизнью, но и куда более насыщенной, чем иные здоровые. “Все знают Ника Вуйчича, но Ников сегодня уже много”. И они заставляют перестать ныть и выйти из дома. Ломают и стереотипы у окружающих здоровых людей.

– Сегодня активно продвигается инклюзивное образование, и для многих учителей шок, ну как в классе будет учиться ребенок-инвалид, что я с ним буду делать, вдруг его еще больше покалечат на перемене и т.д.

Но мы ездим в школы, в лагеря, занимаемся с детьми, например, проводим для них квесты с закрытыми глазами и понимаем, что у детей-то как раз меньше стереотипов, они готовы на равных общаться, и с удовольствием воспринимают все новое.

А вот взрослым как раз сложно вырваться из привычных рамок восприятия, – говорит Евгений.

Интересно, что…

Разные типы инвалидности стимулируют развитие разных компенсаторных способностей.

У незрячих:

способность действовать в ограниченном количестве информации,

воображение,

коммуникабельность и навыки самопрезентации,

мобильность и стремление к движению,

обостренные обоняние, осязание, внимание к звуковой информации,

доверие к миру.

У глухих:

Инвалид отправился в путешествие по заполярному бездорожью

развитые визуальные навыки,

высокая способность фокусироваться.

У людей на инвалидном кресле:

усидчивость,

способность планировать и тщательно организовывать логистику,

коммуникабельность.

У людей с ментальными отклонениями:

искренность,

способность стимулировать собеседника четко выражать свои мысли,

высокая трудоспособность,

любовь к труду.

Прямая речь

Елена Леонтьева, председатель общества инвалидов на коляске Екатеринбурга:

– Думаю, и инвалидам нужно иногда задуматься, а правильно ли они себя ведут, если уж мы говорим об обществе равных возможностей и отношений. Недавно в ресторан Екатеринбурга не пустили парня на коляске, сославшись на дресс-код, прошла волна возмущения.

Но когда я разобралась, встала на сторону заведения. Он приехал в кафе в спортивных штанах, вел себя так, будто ему все должны.

Говорю ему, ну что, ты брюки не мог надеть, почему для тебя должно быть исключение? Поняли друг друга, недавно увидела его на одном из мероприятий, улыбается, посмотрите, говорит, я новые джинсы купил.

На самом деле, отношение к инвалидам стало принципиально иным, пусть и не везде еще создана доступная среда, пандусы, поручни и т.д. Отношение людей другое.

Мне, например, постоянно предлагают помочь – в магазине достать товар с верхней полки, поднять коляску возле дома. Причем часто предлагают дети, что особенно приятно.

Признаюсь, иногда помощь и не особо нужна, но я не отказываюсь, – ну как откажешь людям в их добрых побуждениях.

Источник: https://rg.ru/2018/02/14/reg-urfo/kak-izbavitsia-ot-stereotipov-po-otnosheniiu-k-invalidam.html

Стереотипы. Как их разрушить?

Как избавиться от стереотипов

Тема стереотипов (шаблонов, паттернов) восприятия, мышления и поведения настолько обширна, что ее можно изучать всю жизнь.

Но что делать, если стереотипы мешают вам жить той жизнью, которой вы хотите, уже сейчас? Изучив немало материалов, я пришла к выводу, что наибольшей сдерживающей и вредоносной силой обладают стереотипы мышления, так как восприятие и поведение вытекают из мыслительных процессов.

Что представляет собой стереотип? Это привычная, устоявшаяся модель поведения или мышления в какой-либо ситуации. Эту модель человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций и применяет неосознанно, механически.

Из данного определения невооруженным взглядом видно, что стереотипное мышление лишает человека не только новых ощущений и возможностей, но и перспектив развития. Кому хочется застрять в повторяющемся круге реакций и мыслительных маршрутов? Думаю, не тому, кто стремится к саморазвитию! А потому давайте разберемся, как разрушить стереотипы мышления.

Классификация стереотипов мышления

Для того чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Разрушить стереотип можно тогда, когда вы его точно определили. Предлагаю краткое описание пяти наиболее распространенных стереотипов мышления.

Полярное мышление заставляет человека видеть жизнь в черно-белых тонах, каждому происшествию приклеивая либо ярлык «хорошо», либо «плохо».

В то время, как мы живем в мире, где сотни тысяч событий-полутонов, люди с полярным мышлением вынуждены выбирать из крайне ограниченного набора оценок.

Как известно, в мире вообще не происходит ничего ни плохого, ни хорошего, все становится таковым только из-за наших оценок.

Пессимизм и максимализм проистекают из полярного мышления. Этот стереотип крайне вреден, так как ведет к необъективному восприятию, неадекватным реакциям на происходящее, ошибочным решениям и заниженной самооценке.

Чрезмерное обобщение губительно для человека. Этот стереотип мышления проявляется в навешивании ярлыков себе, окружающим и ситуациям, причем ярлыки выбираются исходя из единичной ситуации (например, неудачное знакомство с девушкой) и становятся частью мировоззрения человека («я не умею знакомиться с девушками»).

При таком мышлении человек сам закрывает для себя большинство дверей, т.е. возможностей, теряет самоуважение, впадает в депрессию. Страдающий этим стереотипом человек создает неизменяемое представление о себе и может прожить с ним всю жизнь – это называется негибким мышлением.

В то время, как в здоровой ситуации человек является процессом, постоянно изменяющимся и обновляющимся.

При избирательном восприятии человек концентрируется только на определенных аспектах какой-либо ситуации, считая их существенными, а все прочие отбрасывает за неважностью. Такое однобокое восприятие приводит к формированию жестких стереотипов, неспособности воспринимать любые мнения, отличные от собственного.

Как результат у человека формируется догматическое мышление, когда собственные взгляды и убеждения возводятся в абсолют и не подлежат критике и трансформации.

Крайняя степень догматизма – фанатизм, который представляет собой непоколебимую преданность идее или деятельности, полная концентрация на ней и отсутствие каких-либо других целей.

Признаками избирательного мышления являются: граничащее с фанатизмом убеждение в правильности только своих взглядов, неспособность к их критическому анализу, неизменность этих взглядов, отсутствие интереса ко всему, что им не соответствует, оценка информации исходя только из авторитета источника, упрямство и твердолобость в отстаивании своих убеждений.

Категоризация – бич очень многих людей, стереотип, который необходимо разрушить любыми средствами. Привычка относить всех людей, события и явления к категориям, порождает обобщение и игнорирование индивидуальных качеств объекта.

При этом каждая категория наделяется определенной неизменяемой оценкой («все работяги – честные люди», «все богачи – воры и обманщики»).

Основываясь на категориях, человек теряет объективность, а вместе с ней, и возможности для общения с интересными людьми, незаслуженно отнесенными к категории нечестных или обделенных умом (ведь все блондинки – «глупые»).

Еще один губительный стереотип мышления – необоснованные ожидания. От любого события, человека, от будущего в целом человек с этим стереотипом всегда чего-либо ждет: либо плохого, либо хорошего.

Теряя объективность, такой человек любому событию придает излишнее значение (а точнее, результату этого события), что ведет к появлению надежды и чаще всего – разочарования, фрустрации, обиды. Особенно мешают ожидания в отношениях с любимыми людьми: человек заранее выстраивает систему ожиданий от партнера, и если тот их не выполняет (а обычно они невыполнимы, т.к.

основаны не на реальных возможностях партнера, а на его идеализированном образе), испытывает негативные эмоции. Это приводит к ссорам, непониманию, попыткам переделать партнера и часто к разрыву отношений.

Ожидания могут быть двух видов – первые основаны на каком-либо знании (опыте), например, «30-летние мужчины готовы к созданию семьи», а вторые – беспочвенны, основаны на фантазиях и вере в эфемерную удачу.

Как разрушить стереотипы мышления

Универсальным средством для борьбы со стереотипами является техника разрыва шаблона, о которой я рассказывала раньше. Что касается частных случаев, вот несколько советов, как избавиться от описанных выше стереотипов:

  1. Если полярное мышление и пессимизм – это ваша проблема, уменьшить или свести на нет вредное влияние этого стереотипа поможет метод сравнения. Не удивляйтесь тому, насколько он прост, ведь, по сути, и само стереотипное мышление – примитивно. Метод заключается в сравнении существующей неблагоприятной ситуации с другой, более негативной, которая могла бы с вами произойти. Это не снимает проблему полностью, но сильно снижает негативный эффект полярного мышления.
  2. Иногда полярное мышление приводит завышению требований к самому себе, максимализму. Тогда человек ставит перед собой слишком масштабные, трудновыполнимые цели и жестко критикует себя же в случае неудачи. Или не приступает к их достижению из страха, превращаясь в мечтателя. В таком случае совет – ставить более реальные цели, работать над самооценкой и начать действовать – выполнив поставленные задачи, вы сможете сломать стереотип.
  3. Для борьбы со стереотипами необоснованных ожиданий и категоризации поможет детское восприятие. Дети настолько открыты, что воспринимают все таким, как оно есть, принимают людей независимо от их материального положения, профессии и опыта удач и неудач. Примерьте на себя модель детского мышления – будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих представлениях о том, каким он является.
  4. Если вы постоянно обманываетесь в своих ожиданиях, потребуется постепенная работа по разрушению этого стереотипа. Всякий раз, когда вы ловите себя на ожиданиях, задавайтесь вопросами: «на чем основываются мои ожидания в этой ситуации – на реальных предпосылках или на моем желании получить что-либо?», «не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие выполнение моих ожиданий?», «понимают ли люди, чего я от них жду и почему испытываю раздражение, если ожидания не оправдываются?».

Успех — это выбор. Вы должны решить, чего хотите, почему вы этого хотите, и как вы планируете этого достичь. Никто другой не сможет, не будет, и не должен делать этого, кроме вас.

2. Будьте сконцентрированы на вашем деле

Этот пункт непосредственно связан с предыдущим. Способность придерживаться своих ориентиров от начала до конца определяет скорость и объем достижения результата.

3. Готовьтесь терпеть неудачи

Главный вопрос состоит не в том, будете вы терпеть неудачи или нет. У вас нет иного выбора, как принять их, скажем, как временное условие достижения вашей цели. Вопрос в том, как к ним относиться и как извлечь из них ценный опыт.

4. Запишите ваши цели

К счастью, наша память — постоянна. Но припомнить все бывает практически не возможно. Да, людям свойственно забывать некоторые вещи. Не думайте, что вы — исключение. Запишите ваши цели.

5. Используйте планирование

Правильно запланированное время — продуктивное время. Четкий план сделает вашу работу максимально эффективной.

6. Подключайте окружающих

По жизни мы идем не одни. Составьте список людей, чьи мудрость, знания и характер вы уважаете. Обращайтесь к ним за помощью в процессе достижения цели.

7. Принимайте действия для достижения цели

Успех — это не зрелищный спорт, достижения требуют действий. Вы не сможете «прийти» к успеху, не пойдя всю дорогу.

8. Вознаграждайте себя

Вознаграждайте себя за проделанную работу. Продумайте, что станет хорошим вознаграждением за вашу настойчивость и стремление к результату. Это может быть поездка, вещь, или просто ленивый выходной — и позвольте себе это!

9. Пересматривайте планы

Ни один план не устоит напора, если ситуация изменилась. Поэтому просматривайте свои цели и походу вносите в них изменения.

10. Сохраняйте верность себе

Посвятите себя своему делу. Поставьте цели, пообещайте себе, что непременно достигнете их. Не позволяйте себе лениться, увиливать и не спускайте себе ни малейшего промаха.

Источник: christine-livepassionately.blogspot.com

Источник: http://improve-me.ru/3739

Стереотип: что это такое, как формируется и проявляется, функции в психологии

Как избавиться от стереотипов

Стереотип, шаблон мысли или клише – часто негативно окрашенный феномен, характеризующийся устойчивыми, упрощенными и нередко схематическими знаниями о явлении или объекте. Стереотип как феномен формируется на предыдущем социальном опыте.

Стереотипное мышление основывается на предрассудке – знание, опыт или мнение, что было усвоено индивидом без критического отношения к новой информации.

Предрассудок и клише – фундамент, на котором выстраиваются культурные, гендерные, этнические и социальные шаблоны.

Стереотип и его функции

В психологии выделяют такие функции стереотипов:

  1. Экономия времени и усилий. Нет необходимости изучать процесс вращения Земли вокруг Солнца – для этого достаточно изучить это явление в учебнике по физике. Больше не нужно уходить в многолетнее мореплавание – достаточного открыть географическую карту мира. Стереотип, как социальная и психологическая функция, экономит время его носителю. В плане экономии времени устойчивые клише способствуют технологическому развитию человека. Новые знания накапливаются все быстрее, и нет нужды заново изучать уже изученное.
  2. Функция ориентирования. Кроме упомянутой экономии, ориентирование позволяет быстро различать людей по их групповой принадлежности и ожидать от них определенное поведение на основании наиболее выдающихся признаков: цвет кожи, возраст, сфера деятельности, принадлежность к этнической общине.
  3. Социальная категоризация. Эта функция позволяет идентифицировать «своих» от «чужих». Такого рода функция создает оценочное суждение, что позволяет сохранять этнические, культурные и интеллектуальные ценности собственной общины.

С биологической и эволюционной точки зрения стереотипы играют одну из ключевых ролей в выживании вида. Однако в культурном обществе шаблонность часто рассматривается в плохом свете:

  1. Нередко устойчивый предрассудок оказывается ложным. Он формирует негативное отношение к социальной группе или просто явлению. Из этого вытекают последствия: деформация восприятия, нарушение межличностных контактов, конформизм и коммуникативный дискомфорт.
  2. Мыслительный шаблон не есть универсальное средство решения проблемы. Для разных ситуаций существуют свои варианты решения задачи. Как следствие: стереотип убивает креативность.

Виды стереотипов

Существует такие основополагающие стереотипы:

  1. Индивидуальные автостереотипы – устойчивые мысли, оценки и суждения, что относятся непосредственно к самому индивиду. Из этих образов человек «видит» себя с другой стороны.
  2. Этнические автостереотипы – то же самое, но касается уже своего общества. Так целый этнос формирует о себе психологическую картину.
  3. Индивидуальные гетеростереотипы – устойчивые схематические и упрощенные мнения о другом человеке.
  4. Этнические гетеростереотипы – то же, но касается другой общины, другого народа и нации. Эти клише передаются из поколения в поколение.

С помощью этих видов формируется образ самосознания личности. Благодаря гетеростереотипам складываются отношения между целыми нациями или даже этносами, которые проживают на территории одной страны.

Часто наблюдается разрозненность в эмоциональной окраске: автостереотипы нередко являются более позитивными, нежели гетеростереотипы.

Гендерные стереотипы

Гендерные мыслительные шаблоны формируются в обществе под воздействием воспитания и влияния внешнего окружения. Суть гендерных клише состоит в обобщенном и категорическом представлении о мужчинах и женщинах как о гендерных единицах. Стереотипизация женщин и мужчин сформировалась исторически как следствие эволюционного развития человека и его роли в социальной жизни группы.

В основе гендерной стереотипизации положены бинарные оппозиции, которые предписываются мужчинам и женщинам: конкретика и абстрактность, интуиция и логика. Яркие примеры таких предрассудков:

  • мужчины – логики, женщины же руководствуются интуицией;
  • мужчины рациональны и последовательны, эмоции им чужды, во всем руководствуются абстрактностью, женщины же не имеют логики и руководствуются лишь эмоциями.

На тему того, что женщины более эмоциональны, проводились исследования по работе некоторых участков мозга. Выяснилось, что хоть женщина и обладает большей по размеру лимбической системой (структура, отвечающая за эмоции), ее чувства никак не влияют на степень рассудительности. В итоге: мужчины и женщины равны как по своей логике, так и по своим эмоциям.

Половые стереотипы окружены множеством проблем, одна из которой занимает главенствующее звено – гендерное неравенство. Такая дискриминация скорее базируется на недостаточности женщин как социального звена.

Слабому полу приписывают такие качества, как слабость, робость, неспособность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Отсюда берутся типовые стереотипы: женщина должна быть дома, растить детей и заниматься домашним хозяйством.

Так, речь о серьезной карьере и бизнесе для стереотипного мышления не идет и вовсе.

Стандартные примеры гендерных стереотипов:

  • мужчина доминирует и властвует, женщина подчиняется;
  • женщины эмпатичны и чувствительны, мужчины черствы и бесчувственны;
  • мужчины независимы и индивидуальны, женщины зависимы.

Этнические стереотипы

Другими словами – этностереотип или национальный стереотип – исторически сложившееся понятие о стандартизированной модели поведения определенного этноса, нации. Этнические стереотипы часто характеризуются простотой и односторонностью, часто искаженным представлением о народе. Основной функцией является дифференциация «чужих» и «своих».

На основании этнического шаблона формируется национальный образ. Это – одна из форм описания народа, при которой обобщаются наиболее выразительные элементы поведения и культуры жизни, типовые особенности страны.

Так, когда говорят о немцах, многие люди представляют их народ, который постоянно пьет пиво и поедает баварские сосиски. При упоминании украинца жители стран бывшего СССР скорее всего вообразят сало и чуб.

Социальные стереотипы

Социальные шаблоны выстраиваются внутри сложившейся группы. Говоря об этом виде предрассудков, как правило имеют в виду стереотипное отношение к этническим, возрастным или гендерным членам общины внутри большой группы.

Только когда клише разделяется бόльшей частью членов общества, стереотип приобретает статус социального. Эффект стереотипизации чаще всего формируется при появлении непохожего на других участников общества индивида.

Например, ребенок с необычным именем, фамилией или чертами лица скорее всего поддастся насмешкам со стороны сверстников.

Социальные шаблоны почти всегда имеют негативный оттенок. Так, почти в каждой группе имеется отрицательное отношение к людям, чья половая ориентация атипична и отличается от ориентации большинства представителей общества.

Гомосексуализм неформально преследуется во многих этнических группах.

Однако в последний десяток лет этот этнокультурный феномен приобретает нейтральных характер, что говорит о созревании и окультуривании людей в психологическом аспекте.

К общественным стереотипам относится догматизм. Это – совокупность учений, что не требуют критического суждения. Они принимаются людьми без рационального подхода.

Стереотип и культура

Культурные стереотипы частично схожи с этническими. Однако последние формируют скорее внешний собирательный образ этноса, когда именно культурные говорят о внутренних чертах народа.

Нередко можно встретить такую характеристику американцев: агрессивные, трудолюбивые и простодушные. Или, к примеру, немцы: педантичные, усердные и бескомпромиссные, точные. Все это – культурные стереотипы.

Менталитет – простой пример такого клише.

Популярные стереотипы

К массовым стереотипам можно отнести такие клише:

  • блондинки всегда глупые;
  • отличники нудные и неинтересные люди;
  • все качки обделены умом;
  • ухаживающие за собой мужчины – гомосексуалисты;
  • весь цыганский народ – мошенники и разгильдяи.

Профессиональные стереотипы: полицейские всегда отважные и сильные люди, студенты ленивые и не стремятся к знаниям, рабочий класс – почти все пьют, адвокат всегда хороший оратор и произносит красивую речь перед судом.

Как формируются стереотипы и как они проявляются

Создание мыслительного клише не является одномоментным актом. Прежде чем закрепится определенный шаблон, то есть стереотип, в психике должна сформироваться цепочка, где первое звено занимает внешнее нейтральное событие.

Последнее вызывает определенные чувство злости или радости – неважно. В дальнейшем при происшествии такого же события у человека актуализируются те же эмоции, которые и связываются с этим событием.

В последующем формируется стойкое убеждение к явлению или объекту без полноты всей картины.

Различают следующие свойства стереотипов:

  • отсутствие мыслительного элемента;
  • категоричность оценки;
  • консервативность знания – оно трудно поддается изменению;
  • яркие эмоциональные проявления;
  • легкость следования индивида за стереотипом.

Самые распространенные стереотипы современного общества

В современном обществе чаще всего встречаются такие стереотипы:

  • этнические: отношение к странам и их культуре на основании кинофильмов и художественной литературы;
  • стереотипы, касающиеся сексуальных меньшинств;
  • гендерные шаблоны.

Как избавиться от влияния стереотипов

Нестереотипность всегда считалась примером ясного мышления и трезвых рассуждений.

Для того чтобы частично или полностью избавиться от оков стандартизированного мышления, необходимо следовать таким пунктам:

  • всегда проверять новую информацию, обдумывать ее и ставить под разным углом, полученные сведения поддавать жесткой критике;
  • читать как можно больше научной или научно-популярной литературы;
  • смотреть документальные фильмы и различные научно-развлекательные передачи, где ведущие разрушают мифы и стереотипы.

Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/632-stereotip.html

Как разрушить стереотипы мышления?

Как избавиться от стереотипов

Слово «стереотип» было придумано для обозначения печатной формы, клише для печатных машин работниками типографского производства.

Дословно с древнегреческого языка «стереотип» переводится как «твердый объемный отпечаток». Позже это слово стало использоваться как метафора о привычном, шаблонном мышлении. Стереотипы людей стали обозначать устойчивое мнение о чем-либо или ком-либо, сложившееся в обществе.

Как появляются стереотипы

Сложившиеся стереотипы представляют собой устойчивые, привычные, сформированные под влиянием социума и личного опыта взгляды человека на жизнь.

Социальных стереотипов очень много, во всех сферах жизнедеятельности есть такие устоявшиеся клише мышления. Например: деньги портят человека, женщина не может быть и красивой и умной одновременно, настоящие мужчины не плачут.

Стереотипы – шаблоны, образцы, модели и паттерны поведения, обусловленные упрощенными мыслительными процессами. Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем.

Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к саморазвитию и совершенствованию.

Стереотипы наших далеких предков пришли к нам в виде лаконичных пословиц и поговорок, в которых заключается житейская мудрость.

Такая мудрость в форме емких образных изречений на протяжении веков помогает человеку разобраться в жизни.

Стереотипы людей появляются и закрепляются и в современном обществе, чтобы облегчить жизнь, помочь сориентироваться в ней, найти верный путь, не допустить ошибок.

Без стереотипов мышления познание мира личностью было бы затруднено. Человеку каждый раз приходилось бы своим умом доходить до понимания природы явлений, вся жизнь состояла бы из одного только познания.

В то же время стереотипы помогают разобраться в многообразии жизненных проявлений, способствуют успешной адаптации человека в обществе.

Позитивная роль стереотипа как адаптивного явления, может смещаться в сторону негативного или ограничивающего восприятие жизни.

Где же грань между шаблоном восприятия помогающим жить и ущемляющим мышление стереотипом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии стереотипов общества.

Способы разрушить стереотипы мышления

Роль стереотипа может быть негативной по своему воздействию, ограничивая мышление настолько, что это препятствует нормальной жизнедеятельности личности. В таком случае возникает желание избавиться от стереотипов жизни, мешающих самой жизни.

Необходимо отслеживать возникающие здесь и сейчас мысли и эмоции, фокусироваться на личном опыте переживания происходящего.

Способы избавиться от негативного влияния стереотипов мышления:

Сравнение. Сравнение предполагает анализ ситуации, сопоставление ее с другими, нахождение различий и противоречий. Не нужно спешить мыслить привычными категориями, когда можно подумать, поразмышлять над тем, что воспринимается в данный момент и сравнить его с тем, что уже известно.Постановка реальных целей.

Чтобы меньше подвергаться влиянию извне, нужно формировать личные позитивные стереотипы жизни. Они могут быть в форме реальных, достижимых жизненных целей и ценностей.

Открытость восприятия.

Уметь воспринимать явление целиком, смотреть на него как будто впервые, заново открывать новые грани известного и внимательно изучать все то новое, что предоставляет окружающий мир.

Критическое мышление. Нужно уметь задаваться вопросами: «Действительно ли это правда?», «Не противоречит ли мысль здравому смыслу?», «Согласен ли я с тем, что привык думать, слышать, воспринимать как истину?» и другими подобными вопросами, вызывающими сомнения.

Расширение кругозора. Избавиться от стереотипов можно развиваясь, обучаясь новому, расширяя кругозор, выходя за привычные рамки зоны комфорта.

Интерес к учебе и приобретению нового опыта способствует формированию собственных взглядов и мнений, отличных от общепринятых.

Эти приемы помогут избавиться от конкретного, мешающего жить стереотипа, так и от привычки мыслить шаблонно, предвзято и узко.

Источник: https://sunmag.me/sovety/22-03-2014-kak-razrushit-stereotipy-myshleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.