+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Зачем человеку эмоции и какова их роль

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

На протяжении всей своей истории человечество воспевало и культивировало самые разные качества – ум, физическую силу, красоту и смелость.

А вот с эмоциональностью, наоборот, постоянно боролись и «вырабатывали» всё новые и новые способы сдерживания и подавления своих чувств. Но это «сражение» было заведомо проиграно: эмоции были, есть и останутся с нами навсегда.

Потому что они имеют огромное биологическое значения для организма человека. Чувствовать и переживать несмотря ни на что – вот девиз homo sapiens.

 

Фото © RAWinterest

Как же работают эмоции?

Эмоции – очень специфический и вместе с тем универсальный для всех млекопитающих механизм, с помощью которого мы можем понять ценность того или иного объекта, явления или события.

Не испытывай мы удовольствия, давно бы вымерли с голоду и не стали бы продолжать свой род.

Эмоции и только эмоции помогают нам понимать друг друга (а вовсе не слова, как может показаться на первый взгляд), сочувствовать близким, поддерживать друзей.

Тем не менее иногда мы встречаем людей, которые нас категорически не воспринимают и отказывают в сочувствии и поддержке. Конечно, может быть и так, что мы просто их чем-то не устраиваем. Но есть люди, которым вообще очень тяжело быть рядом с другими, выдерживать чьё-то присутствие. Они предпочитают одиночество любой, самой тёплой компании.

 

Нет ничего приятнее для ребёнка, чем слышать родительскую похвалу. Однако поощрять детей надо правильно. Многие родители хвалят малыша за каждую мелочь. Итог – беспомощность, зачастую пренебрежительное отношение к родителям. Похвала – дело серьёзное, утверждают учёные.

• Поощряйте ребёнка за действительно значимые успехи, а не пустяки.• Не переусердствуйте в выражении восторга – это отнимет у малыша стимул добиваться дальнейших успехов.

• Не стоит чрезмерно хвалить ребёнка в присутствии братьев и сестёр, надеясь, что те будут брать с него пример.

В действительности это может привести к конкуренции и соперничеству.

Значит ли это, что им не нужны эмоции? Ни в коем случае! Просто такие личности черпают свои радости и печали из совершенно других источников. Это могут быть книги, музыка, коллекция значков или машинок, гербарий, компьютерные игры. Многие из них осознают, что общение с окружающими необходимо, пытаются вступать в какие-то взаимодействия, но испытывают при этом большой дискомфорт.

Да и вы наверняка сталкивались с такими персонажами: они, как правило, выглядят эгоистичными, не спешат откликнуться на чужую беду и могут устроить скандал из-за пустяка.

Что и говорить, этим людям очень сложно жить в обществе, потому что с ними практически невозможно наладить полноценные человеческие отношения. А ведь взаимное непонимание – это не только социальные трудности, но и потенциальная опасность.

Если ты неправильно распознал намерения другого, то начинаешь защищаться там, где это вовсе не нужно. А если тебя неправильно поняли, можно столкнуться с немотивированной с твоей точки зрения агрессией.

Один, совсем один…

У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры, часть из которых объединена в так называемую лимбическую систему, нужно своевременно запустить.

Такой запуск происходит в первые два месяца жизни ребёнка – прежде всего, благодаря эмоциональной активности близких. Родители должны брать малыша на руки не только для того, чтобы накормить или переодеть, но чтобы обнять и приласкать.

Разговаривайте со своим грудничком, улыбайтесь ему и смотрите в его глазки, и через какое-то время он начинает сам проявлять активность при появлении членов семьи – будет дрыгать ножками и ручками, издавать призывные звуки, радоваться встрече. Так возникает «комплекс оживления».

В течение первых месяцев жизни ребёнок учится отличать своих от чужих, женщин от мужчин и распознавать разные эмоциональные проявления. Это необходимо для того, чтобы в будущем он мог «чувствовать» других людей.

Если систему не запустить, глубокие эмоциональные нарушения останутся на всю жизнь, и интуитивное понимание другого человека уже никогда не сформируется.

Яркий пример подобного рода нарушений получил название «госпитализм». Это патология развития, которая возникает из-за ограничения или полного отсутствия эмоциональных контактов (типичный случай – длительное пребывание ребёнка в больнице без родителей, в приюте, в яслях на пятидневке).

Госпитализм характеризуется задержкой физического и умственного развития, а после возвращения в социум – трудностями адаптации к социальному окружению и нарушениями эмоциональной сферы.

Детёныши обезьян, которых отлучали от матерей и пересаживали на искусственную «маму», во взрослом возрасте демонстрировали черты аутичного поведения, оказывались внизу социальной лестницы и были не способны установить партнёрские отношения для продолжения рода.

Конечно, социальный фактор в возникновении эмоциональных нарушений не является единственным. Специалисты говорят о влиянии наследственности, а также травм и заболеваний головного мозга, приводящих к повреждению лимбической системы.

За гранью чувств

Дети и взрослые, страдающие от этих нарушений, могут испытывать существенные трудности распознавания социальных знаков – эмоциональных выражений лица, поз, жестов, интонаций.

Для них очень характерны проблемы идентификации негативных эмоций. Если такому взрослому или ребёнку показать злое лицо и спросить, какое настроение у этого персонажа, они могут ответить, что человек, например, просто задумался. В обычной жизни эти люди не чувствуют той границы, за которую нельзя переступать, и доводят ситуацию до конфликта.

 

Прививать детям хорошие привычки и приучать к дисциплине – необходимость для родителей. Но контролировать современных детей становится все труднее. Родителям помогут рекомендации специалистов в области детской психологии.• Вознаграждение.

Поощрения за успехи в дисциплине (например, месяц без замечаний в школе) – мощный стимул для ребёнка.• Базовые правила. Составьте чёткий список правил, а также объясните, что невыполнение этих правил ведёт к наказанию.

• Чёткий распорядок дня приучает ребёнка к ответственности, не оставляет времени для лени и шалостей.

По ходу жизни они, как правило, находят некоторое взаимопонимание с кем-то из близких, но этого всё равно недостаточно для полноценного общения.

Взрослые и дети с нарушениями работы лимбической системы не могут соотнести свою реакцию на то или иное событие с тем впечатлением, которое она произведёт на остальных. Поведение окружающих им не ясно, они не могут оценить ситуацию с позиций другого человека.

В результате постоянной негативной обратной связи, которую дают таким людям окружающие, формируются различные защитные формы поведения, одной из которых является уход от социальных взаимодействий.

Дополнительную лепту в выбор одиночества вносит повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, отмечающаяся у некоторых представителей этой социальной группы, плохая переносимость шума и прямого телесного контакта.

Лучшее «лекарство»

Можно ли развить эмоциональную сферу человека, сделать её более чувствительной к оттенкам переживаний других людей и устойчивой к внешним интенсивным воздействиям? Можно, но, в зависимости от возраста, способы будут разные.

Если речь идёт о младенце, то, как мы уже говорили, здесь главное – положительное внимание в период активного развития «эмоциональных» структур мозга, то есть в течение первого года жизни.

Это – отличная профилактика расстройств эмоционального развития. Чтобы не нарушить возникшую привязанность и не подорвать у ребёнка доверие к миру, важно не оставлять его без родительского тепла хотя бы до двух лет.

В этот период пребывание в яслях или в детском саду скорее навредит, чем принесёт пользу.

Если мы говорим о малыше дошкольного и младшего школьного возраста, у которого возникли очевидные трудности в контактах с другими взрослыми и детьми, то важно постараться понять, что мешает развитию.

Для этого советуем пройти медицинское обследование, проверить работу мозга с помощью электроэнцефалографии, выяснить, нет ли проблем с кровообращением и не повышено ли у ребёнка внутричерепное давление.

Если проблемы есть, нужно своевременно получить помощь врача-невролога.

Помимо этого необходимо вплотную заняться развитием эмоциональности, и тут может помочь профессиональный психолог. Прежде всего, важно научить ребёнка различать видимые эмоции. Попробуйте разобрать с ним фотографии разных людей, попытайтесь найти и описать черты, общие для каждой из эмоций. Можно изображать переживания на своём лице и просить малыша угадать, что вы хотите сообщить.

Затем помогите ребёнку разобраться в себе. Дайте ему адекватную обратную связь, сообщайте, как вы поняли то, что с ним происходит, будьте его «зеркалом». Если он злится, скажите: «Ты, я вижу, злишься», если радуется, поддержите его: «Хорошо, что тебе весело». Не менее важно «сообщать» малышу о том, что испытываете вы, когда он ведёт себя тем или иным образом.

Кроме того, обязательно научите маленького человека социально приемлемым способам выражения своих отрицательных эмоций. Наконец, таким детям часто помогает чёткая система правил, опираясь на которую, они могут взаимодействовать с другими людьми.

Если малыш научится при встрече здороваться, задавать стандартные вопросы («Как тебя зовут?»), то это облегчит его контакт с окружающими.

А вот подростки и взрослые, у которых уже накопилась длинная история социальных проблем, – самый сложный вариант. В первую очередь, из-за сопротивления. Здесь может помочь психотерапия.

Благодаря работе с психологом они становятся более чувствительными к своему состоянию, лучше осознают происходящее и берут под контроль свои эмоциональные реакции.

Автор Ольга Семёнова, нейропсихолог

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/zachem-cheloveku-emotsii

Читать книгу «Зачем нужны эмоции и что с ними делать? Как сделать эмоции и чувства своими друзьями» онлайн— Александр Мусихин — Страница 1 — MyBook

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Редактор Светлана Субботина

Дизайнер обложки Александра Токарева

© Александр Мусихин, 2018

© Александра Токарева, дизайн обложки, 2018

ISBN 978-5-4490-5755-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Бесконечно приятно писать предисловие к законченной книге, над которой работал три года. Я свечусь от восторга, набирая эти строки и предвкушая, как читатель пройдёт по лабиринтам своих эмоций, разбираясь вместе со мной в своём внутреннем мире.

Эта книга о душевной жизни человека. Об эмоциях и чувствах. О том, зачем они нужны и как с ними обращаться. Её замысел возник на берегу Байкала на выездном тренинге Риммы Ефимкиной «Путь героя».

Я помню, как она спрашивала меня «Что ты чувствуешь?», я что-то отвечал, но мои ответы её не устраивали, а я долго не мог понять, чего от меня хотят.

В итоге Римма предложила мне принести несколько плоских камней и написать на них краской названия эмоций, сколько вспомню. Так в моей жизни появился список чувств.

Подобный список и сейчас лежит у меня в кабинете. Это лист бумаги, на котором написано несколько десятков слов, которыми в русском языке обозначают эмоции. Когда кто-то из моих клиентов не может понять, какую эмоцию он испытывает, я предлагаю выбрать её из перечня, и за редким исключением это помогает.

Этот список, как и любой другой, конечно же, не истина в последней инстанции. Невозможно составить раз и навсегда утверждённый «правильный» список чувств.

Его задача – сориентировать нас в нашей психической жизни, предоставив нам наглядный словарик для описания того, что происходит в душе.

Взрослому человеку все эти слова знакомы, но как правило, они находятся в пассивном словарном запасе: мы их знаем, но не употребляем.

Раньше я относился к эмоциям как к чему-то мешающему. Знаете, как говорят: «Давай без эмоций. Подумай головой!» Но сколько бы я ни тренировал голову и ни старался быть эмоционально устойчивым, жизнь не улучшалась, а эмоции всё равно возникали, порой с неприятными последствиями. Нередко я понимал, что со мной происходит, только задним числом.

Постепенно я стал замечать, что чувств в моей жизни много, намного больше, чем мне казалось, но почти все они покрыты толстым слоем запретов, поэтому их непросто заметить. Следом за этим пришло понимание, что именно непроявленные чувства управляют поведением людей и моим в том числе.

А самое неприятное, что делают они это, совершенно нас не спрашивая. Как правило, мы даже не замечаем, что потеряли контроль. Хотя большинство людей думает, что умеет управлять своими эмоциями, в реальности на это способны лишь единицы.

Для остальных собственные чувства как будто не существуют. Но ведь невозможно управлять тем, чего не видишь! Однако если обучиться сначала хотя бы замечать свои эмоции, постепенно можно научиться и обращаться с ними.

От этого они никуда не денутся, даже наоборот, покажется, что их стало больше. Но это не так: просто вы станете их осознавать.

Я надеюсь, что эта книга поможет вдумчивому и чувствующему читателю заметить в себе то, что было скрыто от восприятия, и укажет направление, куда двигаться после этого. Я не тешу себя иллюзией, что книга может помочь решить все психологические проблемы, такое вряд ли возможно.

Для этого есть консультации психолога, тренинги и психотерапевтические группы. Задача книги скромнее. Скорее, она поможет получить представление о том, как устроена психика. Это сэкономит время на популярных, но абсолютно бесплодных попытках «избавиться от эмоций» или «контролировать эмоции».

Вместо этого я предлагаю научиться пользоваться своими эмоциями по назначению, сделать их своими друзьями, а не врагами.

Спасибо

Хочу с благодарностью перечислить здесь тех, чьё участие в моей жизни сделало эту книгу такой, какая она получилась.

Спасибо Юлии Зотовой, моему учителю, выдающемуся психологу и гениальному педагогу, поддержка, тренинги и обучающие программы которой оставили неизгладимый след в моей душе и профессиональной деятельности.

Спасибо Римме Ефимкиной, моему учителю, за тренинг, с посещения которого, собственно, началась эта книга и новая глава моей жизни, а также за три года обучения психодраме – моему основному методу работы в настоящее время.

Спасибо Наталье Трускаловой, прекрасному психологу и гениальному менеджеру, за организацию обучающих программ в Иркутске, благодаря которым мы вышли на совершенно новый уровень, а также за поддержку, которую Наталья оказывала мне в течение многих лет, за дружбу, разговоры и тёплые чувства.

Спасибо Ивану Семернину – психологу, который настолько хорошо умеет поддерживать и принимать, что в работе с ним и я смог полюбить и принять себя. Это дорогого стоит.

Спасибо Наталье Чуриловой, моей коллеге, за работой которой так приятно наблюдать.

Спасибо Анне Рудневской за то, что помогала мне жить, пока я писал эту книгу.

Спасибо Наталии Стецко, за то, что освободила для меня драгоценные часы, которые я смог посвятить работе с книгой, и за взгляд со стороны.

Спасибо всем участникам психодраматической группы, в которую я ходил три года. Ваша поддержка была очень важна для меня, работать и учиться с вами – неоценимый опыт.

Спасибо слушателям моих лекций и участникам тренингов на тему эмоций. Благодаря общению с вами эта книга постепенно приобретала стройность изложения и структуру.

Спасибо моим клиентам, работать с вами было интересно и полезно, ваша изобретательность неистощима, а ваши результаты также ценны для меня, как и для вас.

Источник: https://MyBook.ru/author/aleksandr-musihin/zachem-nuzhny-emocii-ichtosnimi-delat-kak-sdelat-e/read/

Чувства и эмоции

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Воронежский Государственный торгово-экономический университет

Факультет “Финансы и кредит”

Реферат по Психологии

на тему

Чувства и эмоции

Воронеж 2006

Введение. 3

1 Понятие об эмоциях и чувствах. 4

2 Физиологические механизмы эмоций и чувств. 7

3 Выражение эмоций и чувств. 8

4 Функции чувств и эмоций. 10

5 Формы переживания эмоций и чувств. 14

6 Основные классификации эмоций. 17

Выводы.. 20

Литература. 22

Введение

Задумываясь об эмоциях и чувствах, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности.

При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д.

Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.

Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в ладу» и т.д.

При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы.

И одним из главных вопросов остается — зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

1 Понятие об эмоциях и чувствах

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни,–

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

И. А. Аксаков

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.

Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.

Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции.

Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства.

Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность.

Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они захватывают человека целиком. Осуществляя мгновенную интеграцию, объединяя в целое все функции организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм. Благодаря этому эмоции имеют универсальное значение для жизни организма.

Охватывая все разновидности переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий к высоким формам радости и ощущения жизни, — эмоции могут стать положительным фактором жизнедеятельности — повышать активность организма, и негативным — угнетать все его функции.

Известным физиологом П.К. Анохиным, установлено, в частное то, что эмоции, а именно продолжительные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.п.), играют решающую роль в развитии так называемых нейрогенных заболеваний[1].

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивности и способам удовлетворения. Это обусловливает отличие эмоций у людей и животных, даже таких, которые свойственны как людям, так и животным — гнев, страх, радость, грусть и т.п. Человеческие эмоции коренным образом изменились в процессе исторического развития, они очеловечились, приобрели своеобразные особенности.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.

Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

Чувства обогащают жизнь человека. Идеи без чувств — холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.

2 Физиологические механизмы эмоций и чувств

«…Проверил я алгеброй гармонию»

А.С. Пушкин

Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой участвуют почти все отделы нервной системы. Природа эмоций и чувств, как и всех других психических процессов, является рефлекторной.

Физиологическим механизмом эмоций как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации.

Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоции и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения.

Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека.

Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.

Одним из физиологических механизмов чувств является динамические стереотипы, системы временных нервных связей. Здесь возникают чувство тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовлетворения и обиды, радости, торжества и отчаяния и т.п.

В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания.

Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями.

Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.

3 Выражение эмоций и чувств

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею рекой…

М.Ю. Лермонтов

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм.

Внешние выражения эмоций и чувств проявляются в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п.

Внутренняя или висцеральная выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении, изменениях в эндокринных железах, органах пищеварения и выделения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/200134/chuvstva-i-emotsii

Чувства и эмоции. Зачем они нужны. Как быть открытым и быть в безопасности

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Чувства и эмоции — весьма близкие понятия. И я частенько сталкиваюсь с тем, что для многих людей это слова-синонимы. Действительно, можно сказать: я чувствую радость или я радуюсь.

И в одном случае это вроде бы про чувства, а в другом — про эмоции. При этом, и то и другое может быть и про чувства, и про эмоции. Или скажем чувство раздражения или эмоция раздражения. Можно сказать и так, и так.

В любом случае — скорее всего вас поймут.

Однако для решения некоторых задач, эти понятия полезно развести.

Разница между чувствами и эмоциями

«Обожаю этот фильм!» — всем понятно, что это скорее всего про эмоции.

А вот «Я его так люблю, что без него жить не могу» — на самом деле — если строго разделять — тоже скорее эмоция, чем чувство.

«Я злюсь на тебя» — тоже эмоция.

Итак, определимся. Эмоции — ситуативны. То есть — зависят от ситуации. Чувства — это поток.

Эмоции кратковременны. «Я злюсь на тебя», » Я в удивлении», «Я восхищаюсь», «Я обожаю тебя». Обычно это эмоциональная реакция на какую-то конкретную ситуацию. И отражает особенности конкретной ситуации.

Чувства — нечто более сокровенное, глубинное. Чувства живут потоком, под волнениями проявляющихся эмоций. Чувства более говорят о самом человеке, чем о какой-то конкретной ситуации.

Мы порой путаем эмоции и чувства. К примеру, мама волнуется за сына. Чувство — любовь, а локально проявленная эмоция — тревога, волнение.

Или, скажем, молодой человек злится, что девушка не ответила на его письмо. Злость — это эмоции. А чувство — это то, что она ему нравится. И скорее всего, девушка не перепутает!

То есть разница — в сути, протекании, скорости и длительности процессов.

Разницу, например, можно определить по выражению лица человека.

Если лицо быстро сменило выражение и быстро вернулось в исходную (спокойную) позицию — это эмоция. Если лицо изменилось и медленно возвращается в исходную позицию (или не возвращается вообще) — чувство. Разумеется, что между этими «медленно» и «быстро» нет четкой границы. Как нет четкой границы и между самими понятиями.

По сути — эмоции — это маленькие частички чувств. А чувства — основа вспыхивающих эмоций.

Зачем эмоции?

Об эмоциях говорить легче. Ведь это поверхностный пласт. Эмоции — на поверхности, чувства — в глубине. Если человек специально не прячет эмоции — то они очевидны.

Впрочем, значение конкретной эмоции тоже можно понять только в контексте чувства, которое под эмоцией. В контексте того чувства, которое выражает данная эмоция.

Можно сказать, что эмоции существуют для того, чтобы проявлять во внешний мир чувства.

Но как часто, вырванные из контекста чувств эмоции нас подводят! И возникает: «Ну я же совсем не это хотел сказать!».

Также и с интерпретацией эмоций и чувств другого человека. Вырванные из контекста, они могут очень сильно исказить восприятие человека, с которым вы общаетесь.

Как пример. Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Но в общем и целом, можно сказать, что от природы эмоции служат нам передатчиком информации о чувствах. И если связь между чувствами и эмоциями не нарушена, а сами чувства человеком осознаются, то и понимают человека хорошо, и отношения с людьми у него складываются так, как ему хочется.

Зачем чувства?

Чувства считаются более интимными, они более глубинны. О них труднее говорить. И порой сам человек не может осознавать чувства, которые им движут.

Чувства можно передать на языке эмоций. Но очень часто получается, что именно этот язык подводит.

Получается, в тоне голоса звучит одно, а тело, лицо говорит другое, а слова — третьи. В итоге — непонимание, размолвка.

О том, зачем нам чувства, можно говорить много и долго. О чувствах в контексте волшебства и сотворения гармоничного мира вокруг себя я еще напишу. А вот самый простой, «человеческий» вариант определения:

Мы воспринимаем окружающий мир чувствами, а реагируем на него — эмоциями. 

Маски

Застарелые и, как правило, неосознаваемые чувства (возникшие когда-то просто как эмоция, но подавленные, забытые, ушедшие в глубину) становятся масками на лице. Особенно это становится заметным с возрастом.

Исходное выражение лица человека (в спокойном состоянии) отражает его глубинные чувства в отношении всего мира. Поэтому у одних людей — мимические морщинки скорее напоминают улыбку, у других — боль, страх, гнев, обиду.

Чувствовать или эмоционировать?

Эмоции и чувства хоть и разные вещи, но во многом схожие.
А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Чем больше человек в эмоциях, тем меньше он чувствует. Вспомним! Эмоционировать — это проявлять. А чувствовать — это воспринимать.

Разучившись чувствовать, мы теряем те самые нюансы жизни и отношений с людьми, которые и составляют саму жизнь. Человек переключается на рациональное мышление — от головы, от ментала. И не видит текущего развития событий.

В отношениях мужчины и женщины, к примеру, женщина перестает чувствовать мужчину. А в результате ему кажется, что она не заботится о нем, а грубо влезает в его жизнь.

В отношениях между родителями и детьми на месте помощи и поддержки оказывается жесткий прессинг и подавление.

В отношениях человека и мироздания теряются нюансы и мир оказывается должен…

Быть открытым и быть в безопасности

Быть открытым. Для большинства людей это тема проявления чувств. Не локальных эмоций, а тех самых — сокровенных и глубинных чувств. Как часто я слышу: «я открыт миру, но… почему-то реакция людей, мира — очень отличается от ожидаемой.»

Вот тут мы приходим к самой острой теме — неосознаваемые чувства.

Если неосознаваемых чувств нет, то наш посыл в мир всегда будет услышан. Услышан именно так, как мы реально хотим. А это волшебство и исполнение желаний (если рассматривать в контексте Мироздания), это гармония в отношениях с людьми (и близкими, и друзьями, и коллегами, и даже просто встречными).

Когда чувства осознаваемы, они находятся в гармонии с рациональным, с менталом. О теле, здоровье и энергетике я даже говорить не буду — очевидно.

Поэтому быть открытым зачастую такая сложная и почти нереальная задачка для многих.

И поэтому в череде занятий о волшебстве, способностях и ресурсах, которые я предлагаю на занятиях «затесалась» именно эта тема — «чувства и эмоции».

Работаем с чувствами!

По вторникам приглашаю всех на занятие. Тема занятия «Чувства и эмоции. Зачем они нужны? Почему мы закрываем чувства или отказываемся чувствовать? Как быть открытым и быть в безопасности? Хочу или должен?»

Занятия проводятся, как обычно, с 19.00 до 22.00 (возможно — до 22.30). Стоимость участия — 1000 руб.

На занятиях я предлагаю очень интересное диагностическое упражнение. С помощью него вы сможете осознать, какие чувства привлекают именно вас. Вы почувствуете это телом, не головой. И — как следствие — поймете, что можно изменить в жизни, чтобы стать счастливее. После этой диагностики, мы сможем поработать с теми чувствами, которые вы хотели бы принять, на волне которых хотите жить.

Вторая половина занятия — как обычно — работа с вашими личными запросами через мини-ресурсные-театры. И в контексте чувств.

Чтобы записаться на занятие, пройдите по ссылке — Регулярные занятия по Ресурсной логике. Либо звоните мне по телефону +7-906-264-64-52 Юния.

С уважением к вашим чувствам,

Юния

Источник: https://resursmira.ru/chuvstva-i-emocii-zachem-oni-nuzhny-kak-byt-otkrytym-i-byt-v-bezopasnosti/

Зачем человеку эмоции?

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Что такое эмоция? В чем их отличие от чувств и настроений? По определению психологов, эмоция – это реакция человека на внешний раздражитель, проявляющаяся в виде страданий, радости, грусти и т.д., отражающая мировосприятие личности.

Можно сказать проще: эмоции – это моментальный анализ ситуации человеком, который выражается в словах, действиях, жестах и мимике. Эмоция – сугубо субъективный ответ человека на любое воздействие. Каждый человек может по-разному расценивать ситуацию и реагировать на нее.

Один человек при виде мышки падает в обморок, а другому нравится этот маленький грызун. При виде первого снега у некоторых людей на глазах выступают слезы, а другие приходят в восторг. Эмоции носят разный характер.

Бывают положительные эмоции, вызванные приятными событиями, и отрицательные – результат негативных воздействий извне или других раздражителей. Эмоции бывают следующие:

Радость;Гнев;Удивление;Интерес;Печаль;Умиление;

Восторг и т.д.

Они возникают даже тогда, когда нет внешнего воздействия. Как часто мы ловим себя на том, что улыбаемся приятным воспоминаниям. Или плачем, вспоминая большое горе, постигшее вас в прошлом. При этом, никакие внешние силы в этот момент на нас не воздействуют.

Кому и зачем нужны эмоции?

Эмоции нужны человеку с целью:

Защиты;Мотивации;Коммуникативности;Мотивации;

Оценки.

В момент эмоционального всплеска человек оценивает, насколько он вышел из зоны комфорта. Ему необходима данная информация для того, чтобы сохранять душевное равновесие. Все складывается хорошо до тех пор, пока человек находится в зоне комфорта, испытывая положительные эмоции.

Как только появляются отрицательные эмоции, тут же теряется душевное равновесие. Если мы научимся доверять собственным эмоциям, мы сможем быстро реагировать на самые неуловимые нюансы ситуации.

Зачем это нужно? Часто выпада из зоны комфорта, человек подвергает себя постоянным стрессам, тем самым, истощая энергетику. Это приводит к расстройствам психики и депрессивным состояниям. При этом, одних положительных эмоций для формирования полноценной личности не достаточно.

Человеку нужны отрицательные эмоции хотя бы для того, чтобы правильно оценивать ситуацию, и понимать, куда она может его привести.

Защитная эмоция потому так называется, что задействует физиологические процессы для реакции на раздражитель. Состояние шока, страха или паники активизирует работу желез, выбрасывающих в кровь большое количество адреналина.

Под действием этого «катализатора» люди, порой, совершают необъяснимые поступки – скорость их бега превышает все разумные пределы, появляется недюжинная сила, которая помогает поднять автомобиль и т.д. Состояние тревоги говорит человеку о том, что нужно быть крайне осторожным и предусмотрительным.

В эти минуты активизируются его рецепторы и органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух и даже вкусовые рецепторы. При этом, в свои права вступают даже интуиция, возможности видеть невидимое и слышать неслышимое — экстрасенсорные способности.

Мотивация помогает нам решиться на те поступки, которые мы очень хотели сделать, но по разным причинам откладывали на потом.

Например, раздражение от того, что человека все считаю пустышкой, может заставить пойти его учиться и достичь определенных высот в обществе.

Или же, посмотрев познавательный фильм с вдохновляющим содержанием, человек становится волонтером или кем-то, кто помогает людям.

Коммуникативность позволяет человеку понимать людей вокруг, и стараться быть понятым в обществе. Нам сложно самостоятельно оценить собственные поступки, слова и действия.

Глядя на реакцию окружающих, мы можем понять, насколько правильно поступаем, и как можно было бы сделать в противном случае. Даже если перед вами человек, который привык скрывать свои чувства, по выражению его лица, мимике и жестам вы понимаете, что происходит в его душе.

Особенно эта функция эмоций важна для налаживания взаимоотношений с близкими людьми, друзьями и окружением. Для человека важно подмечать выражение эмоций других людей, чтобы понимать их интересы, предпочтения, желания и отношение к тому или иному предмету или явлению.

Это поможет избежать ненужных ссор и конфликтов, мотивировать окружающих на достижение желаемых результатов.

Эмоции – как они работают?

Основное призвание эмоций – формировать ценность свершившегося, настоящего или будущего события. Если бы мы не умели испытывать удовольствие от пищи или секса, человечество бы вымерло давным давно. Эмоции помогают людям находить общий язык, сострадать, помогать и любить.

Однако есть и те, кто не любит выражать эмоций, но и не желает общаться с окружающими. Эти одиночки не выносят чужого присутствия в их жизни, и не желают стеснять кого-то собственным появлением.

Может быть, они не испытывают эмоций? Ни в коем случае! Эмоции у этих людей вызывают другие источники. Как правило, это увлеченные филателисты, коллекционеры или игроки. Каждый из этих людей, сознавая необходимость общения с окружающим миром, налаживал связи с людьми.

Но, испытывая дискомфорт, уходил в тот момент, когда понимал, что не может пересилить себя.

Этих людей легко вычислить. Они замкнуты, угрюмы и неотзывчивы к просьбам окружающих. Их сложно вызвать на общение, при этом, они отличаются скандальным характером и нетерпимостью к чужим недостаткам.

Что и говорить, с подобными индивидуумами сложно наладить контакт. Однако опасность от подобного поведения таится не только для общества, но и для самого человека.

Если оппонент вас не понимает, он обороняется и защищается, как может.

Как и зачем вывести человека на эмоции?

Можно рассмотреть на простом примере, как и зачем выводят человека на эмоции. У любой девушки есть мечта – встретить принца и обязательно выйти за него замуж. В результате, она влюбляется в того, кто более или менее соответствует ее представлениям, но влюбленная девочка уже этого не замечает.

Она считает этого человека верхом совершенства, и влюблена без памяти. Однако молодой человек выдерживает паузу. Сложно сказать почему. Может быть, девушка не его мечты, или сам парень не готов к серьезным отношениям, но у дамы зарождается желание обратить на себя внимание понравившегося молодого человека.

Так как же заставить мужчину проявить истинные эмоции?

Четких рекомендаций и правил для достижения этой цели нет. Все сводится к тому, что лучше исключить слезы, страдальческое выражение лица и разбирательства. А еще лучше, проявлять крайнюю степень холодности, и игнорировать молодого человека. Но ровно настолько, насколько позволяют правила этики и такта. Молодой человек будет обескуражен вашим поведением с вероятностью 99,9%.

Ревность.

Ревность, по сути, разрушительное качество человека, которое способно лишить рассудка даже самых хладнокровных из нас. Однако в малых дозах, подобно яду, она очень даже полезна для привлечения внимания противоположного пола.

Для того, чтобы вызвать ревность у молодого человека, есть множество способов. Лучшие из них – заняться собой (сменить имидж, прическу и т.д.). Пофлиртуйте с кем-то из ближайшего окружения.

Только делайте это без фанатизма, иначе рискуете вызвать у молодого человека обратную реакцию.

Обида.

Если даже и не на что обижаться, сделайте вид, что обижены. Не отвечайте на телефонные звонки, смс-сообщения, не звоните сами и отказывайтесь от встреч.

Через некоторое время вы поймете, серьезны ли его намерения по отношению к вам, или нет. Любящий человек обязательно найдет способ узнать причину столь странного поведения девушки.

В противном случае, не зацикливайтесь на том, кому безразличны ваши обиды.

Слабое место.

Понятно, что вы влюблены, и совершенно лишились возможности мыслить логически. Однако каждая уважающая себя женщина на интуитивном уровне знает слабые места своего парня. Используйте эти знания в своих целях.

Замкнутость.

Подумайте, по какой причине молодой человек отказывается проявлять свои эмоции? Может быть, он замкнут и необщителен по природе?

Казалось бы, простой пример, но он показывает, что эмоции помогают людям понять друг друга. Они показывают отношение человека к партнерам, его мировоззрение и взгляды на жизнь.

Зачем человеку нужны эмоции и чувства

Очень часто можно услышать от людей, что эмоции и чувства – это для разбалованных дамочек, а серьезный человек не должен проявлять никаких эмоций.

Как правило, подобные высказывания характерны для мужчин, старающихся казаться холодными и независимыми личностями.

При этом, многие мужчины активно занимаются самосовершенствованием и саморазвитием, и борьбой с разрушительными отрицательными эмоциями.

Человек не существует без эмоций, каким бы холодным и неприступным он не казался. Эмоции – это древнейшие реакции человеческого организма, работающие намного быстрее, чем мысль. Поэтому вы вряд ли успеете подумать о том, что «недостойно» проявлять эмоции, прежде чем отреагируете на негативное воздействие.

Эмоции являются субъективными и объективными реакциями организма. Если взять за пример страх, то человек может его испытывать в двух случаях:

По объективной причине. В том случае, когда человек переживает эмоцию, связанную с конкретной угрозой его жизни и благополучия;
По субъективной причине. Это состояние характерно для тех случаев, когда эмоция не имеет под собой серьезного основания. Слова «подо мной уплывает от необъяснимого ужаса земля», как нельзя лучше характеризует это состояние.

Эмоции не возникают из ниоткуда. Каждая эмоция – результат реакции человека на явление, событие или другие раздражители. Человек оценивает, обороняется или мотивирует себя на какие-то действия.

Он не может оставаться безучастным к тому, что происходит вокруг, сострадая, и протягивая руку помощи людям.

Поэтому, если вы чувствуете, что испытываете страх, чувство вины, необъяснимый ужас или что-то подобное без видимой причины, это может служить «первым звоночком» для обращения к психиатру.

Источник: https://sunmag.me/sovety/29-03-2014-zachem-cheloveku-emotsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.