+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое МООС (МООК). Плюсы и минусы МООС (МООК)

Недостатки онлайн-курсов МООС, Дистанционное образование

Что такое МООС (МООК). Плюсы и минусы МООС (МООК)

Для человека, который не может проходить обучение в традиционной форме, онлайн-курсы дают возможность освоить новую профессию или повысить квалификацию.

Но, несмотря на свою популярность, онлайн-курсы не всегда столь эффективны, как хотелось бы.

А все потому, что обучение в онлайн режиме обладает не только преимуществами, но и недостатками, о которых мы сегодня и поговорим.

Уровень развития интернет-технологий позволяет нам получить новые навыки и знания, не выходя из дому посредством прохождения онлайн-курсов МООС.

При этом люди, популяризирующие подобные курсы говорят о неоспоримых преимуществах такой формы обучения, например: отсутствие необходимости посещать университет, экономия времени, широкие возможности общения с людьми из разных стран, возможность получить новую специальность, без прекращения своей профессиональной деятельности.

И они не обманывают, поскольку для человека, который по объективным причинам не может проходить обучение в традиционной форме, эти особенности дистанционного обучения, без всякого сомнения являются, неоспоримым преимуществом.

Но все же онлайн-курсы, несмотря на свою популярность, не всегда столь эффективны, как хотелось бы. А все потому, что обучение в онлайн режиме обладает не только преимуществами, но и недостатками, о которых мы сегодня и поговорим.

Как происходит онлайн-обучение?

Современные онлайн-курсы – это одна из форм дистанционного обучения, с помощью которой можно освоить новую профессию не выходя из дома.

Ярким примером эффективных онлайн-курсов, позволяющих получить не общие представления о профессии, а реальные знания и навыки, являются массовые открытые онлайн-курсы – МООК (больше известна английская аббревиатура MOOC).

Отличаются они тем, что студент не только регулярно получает учебные материалы и выполняет домашние задания, но и может пользоваться интерактивными форумами, где происходит общение студентов и преподавателей.

Некоторые университеты, в том числе и российские, давно практиковали распространение видеозаписей лекций, но только MOOC предусматривают хоть какое-то взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Крупнейшими MOOC-платформами являются Coursera, EdX, NovoEd. С ними сотрудничают такие учебные заведения, как Гарвардский, Стэндфордский, Принстонский университеты, Массачусетский технологический институт и еще многие всемирно известные ВУЗы.

Для прохождения онлайн-курсов необходимо зарегистрироваться на одной из площадок, выбрать нужный курс или специализацию (предполагает несколько курсов) и получать материалы согласно установленным срокам. В рамках темы каждого курса студент выполняет задания и получает оценки. В конце обучения, после сдачи экзамена, студент получает сертификат о пройденном курсе.

Традиционные формы обучения предполагают не только получение новых знаний и умений, но и позитивный эффект социализации студентов. Под этим понимается развитие таких социальных навыков, как искусство общения и работа в коллективе. Все это возможно только при непосредственном контакте студентов и преподавателей.

А вот онлайн-обучение, где общение происходит в текстовой форме или через видеосвязь, не позволяет в полной мере подготовиться к применению полученных знаний в реальной жизни.

Студенты лишены возможности поработать в группе, выступить перед аудиторией, да и полноценные дискуссии не всегда удобно проводить в режиме онлайн.

В итоге обучающийся не может оценить то, каким специалистом он окажется на практике и сможет ли он эффективно взаимодействовать с коллегами.

Ограниченность

Программы онлайн-курсов ориентированы преимущественно на ускоренное получение знаний. Студентам просто некогда, да и не нужно задумываться о разносторонних подходах к решению той или иной проблемы. То есть, можно говорить о том, что онлайн-курсы формируют у студентов шаблонное мышление, которое ограничивает появление новых мыслей при возникновении нестандартных ситуаций.

Кстати, около 60% опрошенных преподавателей США встревожены растущей популярностью MOOC. Многие считают, что таким образом высшее образование постепенно обесценивается.

Сложности самоорганизации

Каждый курс предполагает определенную учебную нагрузку, которая может варьироваться от 2 до 20 часов в неделю (кстати, в некоторых случаях эти цифры могут увеличиваться в несколько раз).

неприятность в том, что не всегда легко себя заставить сесть за учебу, особенно после тяжелого рабочего дня.

К тому же, в домашней обстановке бывает проблематично настроиться на продуктивное обучение с учетом того, что постоянно приходиться на что-то отвлекаться и уделять внимание другим делам.

Именно поэтому вопрос самоорганизации в ходе онлайн-обучения стоит особенно остро.

При выборе дистанционной формы обучения вы должны быть уверены, что сможете не только выделить достаточное количество времени на ознакомление с учебными материалами, на выполнение заданий, на общение с другими участниками курса, но и грамотно организовать образовательный процесс, чтобы вам ничего не мешало получать новые знания.

Помните, что никто не будет вас заставлять и уговаривать выучить материал, сделать домашнее задание или найти дополнительную информацию по теме. При желании, вы можете схитрить и попросить более опытного друга или знакомого выполнять задания за вас.

Но ведь работать по новой специальности придется именно вам, и увольнять с работы за отсутствие профессиональных знаний будут тоже вас.

Другими словами, любые попытки обмануть преподавателей или минимизировать свои учебные нагрузки приведут к тому, что вы только зря потратите время и деньги.

Большая часть MOOC сегодня представлена на английском языке, хотя некоторые курсы уже можно найти и на русском.

Но в любом случае, для российских студентов, которые очень часто не владеют иностранным языком на достаточном уровне, англоязычность онлайн-курсов доставляет определенные неудобства (например, когда нужно успевать читать субтитры и следить за происходящим на видео).

Общение на форумах также происходит преимущественно на английском, и вполне вероятно, что вы можете пропустить какое-либо важное обсуждение по причине незнания языка.

Технические трудности

Чтобы обучение на онлайн-курсах было качественным и эффективным, у вас, как минимум, должен быть хороший высокоскоростной доступ к Интернету. К сожалению, несмотря на технический прогресс, в некоторых отдаленных регионах и населенных пунктах нашей страны получение дистанционного образования до сих пор является проблематичным именно из-за отсутствия свободного доступа к Интернету.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что онлайн-курсы пока нельзя считать полноценной альтернативой очному обучению, и они скорее подходят тем людям, которые хотят повысить свою квалификацию и почерпнуть что-то новое.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1206_nedostatki-onlayn-kursov-moos.html

14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог – Образование сегодня

Что такое МООС (МООК). Плюсы и минусы МООС (МООК)

Итак, вы встречаете так много технических терминов, что вам становится сложно провести точные границы между ними? Мы разделяем ваше замешательство и считаем необходимым предложить перечень основных и наиболее популярных образовательных концепций, связанных с информационными технологиями. Приведенный ниже список – это простая попытка помочь вам составить более полную картину того, что представляют собой эти понятия, проводя между ними достаточно четкую границу.

1. Адаптивное обучение

Это образовательный метод, при котором используется в качестве интерактивного обучающего устройства компьютер. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под нужды студента, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания.

Смысл такого обучения состоит в том, чтобы при помощи компьютера объединить интерактивные возможности студента и наставничество преподавателя, с которым может общаться студент.

Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию.

Смотрите все публикации об адаптивном обучении

2. Виртуальный класс

Виртуальный класс – это онлайн обучающая среда.

Среда может базироваться в Интернете с доступом к ней через портал или создаваться программным обеспечением, для чего потребуется загрузить установочные файлы.

Подобно тому, как в настоящей классной комнате, студент в виртуальном классе участвует в синхронном обсуждении, что означает, что преподаватель и студенты заходят в виртуальную учебную среду одновременно.

3. МООС

МООС – это аббревиатура, означающая «массовые открытые онлайн курсы». Она отсылает нас к интернет-классам, созданным для большого числа участников.

Обычно слушатели МООС просматривают видео-лекции – как правило, нарезанные на 10-15-минутные ролики – и участвуют в онлайн обсуждении на форуме вместе с преподавателями и другими слушателями.

Некоторые МООС требуют от студентов прохождения проверочных заданий и тестов, предполагающих выбор ответа из предложенных, а некоторые – выполнения заданий, оцениваемых несколькими людьми, в которую входят и сами слушатели. Некоторые МООС используют оба варианта проверки знаний.

Смотрите все публикации о MOOC'ах

4. Синхронное и асинхронное обучение

Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них студентов и преподавателей. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все студенты, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу.

Преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время.

Студентам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но студенты свободны в выборе этого времени.

5. Смешанное обучение

Смешанное обучение означает совмещение реального обучения «лицом к лицу» с преподавателем в классе и интерактивных возможностей. В прошлом цифровые материалы играли дополнительную роль и помогали реальному преподавателю.

Например, смешанное с традиционным образование означает, что класс собирается «лицом к лицу» в один раз в неделю вместо трех.

Вся деятельность по изучения материала, которая раньше происходила в классе, может быть перенесена в Интернет.

Смотрите все публикации о смешанном обучении

6. «Перевернутый» класс (перевёрнутое обучение)

«Перевернутый» класс – это обратный метод обучения, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе.

Смотрите все публикации о перевёрнутом обучении

7. Самостоятельно направляемое обучение

Самостоятельно направляемое обучение – это процесс получения знаний, при котором студент сам принимает решение, без посторонней помощи или с таковой, о своих образовательных потребностях, формулирует цели, которых хочет достичь, определяет человеческие и материальные источники знаний, выбирает и осуществляет образовательную стратегию и оценивает полученные знания.

8. Система управления учебным процессом

Система управления учебным процессом (LMS) – это программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса.

Обычно система управления учебным процессом дает преподавателю возможность создавать и представлять студентам учебные материалы, следить за участием студентов в учебном процессе и оценивать это участие.

Система управления учебным процессом также дает возможность студентам участвовать в интерактивных процессах, например, в обсуждении в тредах, в видео-конференциях и в дискуссионных форумах.

9. «Облачное» обучение

В сущности, облако – это оригинальная придумка, позволяющая группе компьютеров, объединенных в сеть – обычно через интернет, работать как один. Затем, облако – это модель, позволяющая масштабировать источники согласно потребностям. Чем больше пользователей используют систему, тем большее количество источников будет привлечено.

Облачное образование использует изобретение бессрочной, универсально доступной, расширяемой компьютерной сети и применяет его для электронного образования – от онлайн классов аккредитованных университетов до маленьких обучающих модулей, используемых в частных компаниях.

10. Мобильное обучение

Мобильное обучение – это возможность получать обучающие материалы на персональные устройства – КПК, смартфоны и мобильные телефоны. Специальные программы для мобильных устройств со ссылками на образовательные сайты делают доступным любой образовательный материал.

Смотрите все публикации о мобильном обучени

11. Система управления курсом (CMS)

Система управления курсом – это набор инструментов, позволяющий преподавателю создавать обучающие материалы и выкладывать их в Интернет без использования HTML или другого языка программирования.

12. eLearning

Е-обучение, или цифровое обучение означает широкий спектр приложений и процессов, призванных доставить учебный материал студентам. Обычно это обозначает Интернет, но может использоваться и CD-ROM или видео-конференции через спутник. Определение электронного обучения шире, чем онлайн обучение, обучение через Интернет или компьютерное обучение.

Смотрите все публикации о eLearning

13. Технология 1:1

Обеспечение каждого студента ноутбуком или планшетом, чтобы сделать обучение индивидуальным, повысить независимость и увеличить количество академических часов за стенами класса.

14. Игрофикация (геймификация)

Игрофикация использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий. Игрофикация может применяться в любой отрасли и в любом месте для того, чтобы вовлечь людей и развлечь их, превращая пользователей в игроков.

Смотрите все публикации о геймификации образования

Источник: http://www.educatorstechnology.com/2013/03/14-technology-concepts-every-teacher.html

А вы с чем сталкивались в своей практике или в обучении? Как вы относитесь к такого рода новшествам?

Источник: http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/182-14-

Преимущества и недостатки онлайн-образования в кратком обзоре МООС-платформ

Что такое МООС (МООК). Плюсы и минусы МООС (МООК)

Еще с начала 90-х годов многие, преимущественно американские, университеты начали выкладывать электронные базы данных своих курсов в сеть, делая их доступными для широкой аудитории.

Сегодня онлайн-образование строится на концепции MOOC (Massive Open Online Courses), что означает массовые открытые онлайн-курсы. Такое образование включает в себя видео-лекции, разнообразные тесты и эссе.

В конце вы будете вознаграждены соответствующим сертификатом, подтверждающим полученные знания.

Основным преимуществом данного формата обучения является то, что вы можете получать необходимые знания дистанционно и при этом быть уверенным в их качестве, ведь программы разрабатываются преподавателями лучших университетов мира. Единственно, что вам необходимо — желание учиться.

Международные “МУКи” или MOOC-платформы

Рассмотрим основные преимущества и недостатки MOOC обучения на примере трех крупнейших международных e-learning платформ.

Coursera

Платформа была основана профессорами информатики Стэндфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер в 2012 году. Сегодня партнерами Coursera являются более 108 университетов и организаций в 24 странах мира, включая Канаду, Японию, Китай, Францию, Великобританию, Данию и другие. Платформа предлагает 815 курсов в 25 категориях знаний на 22 языках, в том числе на украинском.

По завершении курсов студенты Coursera получают сертификаты, которые делятся на 2 типа: неподтвержденные (бесплатные) и подтвержденные (платные).

Владельцы Signature Profile могут получить сертфика, подтвержденный как самой платформой, так и университетом, который создал курс. Signature Profile также дает ряд других преимуществ.

Иногда студентам в качестве дополнительной литературы рекомендуют купить книги от авторов курса.

Отличительной чертой Coursera является возможность оценивать работы других студентов, так что с объективностью оценок успеваемости проблем не возникает. Коммуникация студентов и преподавателей налажена через онлайн-форумы, и в рамках рабочих групп. По состоянию на октябрь 2014 года количество пользователей Coursera составило более 9,9 млн. человек.

Udacity

Udacity — отличный пример специализированной платформы, предлагающей курсы из смежных сфер знаний, объединенных общей тематикой “computer science”.

Платформа основана в 2012 году Себастьяном Труном, Майклом Сокольски и Дэвидом Ставенсом при поддержке Стэндфордского университета.

Сегодня Udacity предлагает пользователям более 40 курсов, посвященных различным аспектам разработки программного обеспечения, создания сайтов, развития технологических стартапов и т.д.

Особенностью Udacity является то, что курсы разделены на 4 уровня сложности: “Новичок” (New To Tech), “Начальный” (Beginner), “Средний” (Intermediate) и “Продвинутый” (Advanced).

Программы обучения для платформы разрабатывались в сотрудничестве с более чем 13 компаниями, среди которых такие гиганты как Google, , Nvidia, Salesforce и др.

Курс состоит из нескольких видео лекций, в каждой из которых содержится практическое задание для закрепления полученных навыков.

По окончанию курсов студенты получают бесплатные сертификаты, подписанные преподавателями. На сайте платформы утверждается, что уровень и качество курсов достаточны для освоения новой профессии и получения работы. Единственным серьезным недостатком курсов Udacity является то, что они доступны исключительно на английском языке.

edX

Платформа была основана в 2012 году по инициативе Массачусетского Технологического Института и Гарвардского Университета.

В отличие от Udacity, edX является бесплатной платформой, на которой можно найти курсы по абсолютно разным предметам: от компьютерных технологий до музыки.

Партнерами edX являются более 60 университетов и организаций по всему миру, преимущественно в США и странах Азии. На сегодняшний день платформа предлагает более 320 курсов в 28 категориях знаний.

Система контроля над выполнением заданий зависит от курса. Как правило, каждый курс имеет дату начала и завершения регистрации. За несоблюдение дэдлайнов по домашним заданиям и тестам студенты теряют баллы.

Курсы edX обычно отличаются сбалансированной компоновкой теоретических (лекций) и практических (эссе, лабораторных работ и т.д.) заданий. Студент, успешно завершивший программу обучения, получает сертификат, подтверждающий полученные знания.

По состоянию на июль 2014 года количество пользователей платформы приблизилось к отметке 2,5 млн. человек.

Украинский MOOC-продукт

Хотя тренд MOOC-образования возник недавно, он уже добрался и до Украины. Похвастаться объемами Coursera национальные проекты пока что не могут, однако растущий спрос на подобные услуги, а также инновационные подходы к реализации образовательных проектов, ведут к тому, что в скором времени онлайн-курсы смогут составить серьезную конкуренцию классическому образованию.

MOOCology

MOOCology — первая в Украине образовательная платформа, основанная на концепции “blended learning” (“смешанное образование”), ключевой особенностью которой является интеграция онлайн и офлайн форм обучения, которые вместе образуют хаб.

Онлайн курсы от лучших университетов мира адаптируются командой MOOCology для украинской аудитории.

Для каждого хаба выбираются менторы — специалисты в определенных сферах, которые помогают студентам освоить и закрепить теоретические навыки, что значительно повышает эффективность усвоения теоретического материала.

Хотя платформа была запущена только в апреле 2014 года, MOOCology уже успешно провели 5 хабов, среди которых “Введение в интерактивное программирование на языке Python”, “Лидерство и эмоциональный интеллект”, “Новые модели бизнеса в обществе” и др.

Хабы, которые проводились в Киеве и Днепропетровске, посетили более 100 студентов. В среднем стоимость курса из 10 занятий в MOOCology составляет около 2000 тыс. гривен, при этом существует гибкая система скидок и поэтапной оплаты для студентов и компаний.

Тем не менее, MOOCology не собираются останавливаться на достигнутом.

Уже 28 октября планируется запуск нового хаба “Программирование на Android”, а 8 ноября в Центре современного искусства M17 организация проведет первую в Киеве масштабную конференцию посвященную вопросам будущего онлайн образования в Украине.

Среди спикеров конференции будут представители бизнеса (компании Microsoft, Intel Ukraine, и др.), а также общественного и государственного секторов. Узнать больше о конференции, а также зарегистрироваться для участия вы можете на официальной странице мероприятия.

Дополнительная информация доступна на странице конференции в .

Prometheus

Это совершенно новая украинская образовательная платформа, появившаяся в октябре 2014 года. Созданная как общественный проект массовых открытых онлайн курсов, платформа предлагает образовательные программы от ведущих украинских ВУЗов — КПИ, Киевского национального университета Шевченко, и Киево-Могилянской академии.

Prometheus не только самостоятельно создает и размещает курсы, но также дает возможность преподавателям, университетам и даже частным компаниям бесплатно размещать и продвигать свои обучающие программы.

Структура курсов является классической для MOOC платформы — видео-лекции, интерактивные тестовые задания, обсуждение вопросов на онлайн форумах.

На сегодняшний день Prometheus предлагает 4 курса: “История Украины: от Второй мировой войны до современности”, “Финансовый менеджмент”, “Основы программирования на языке Python”, “Разработка и анализ алгоритмов”. Узнать больше о проекте, а также зарегистрироваться на курсы, вы можете на официальном сайте организации. Следить за новостями проекта можно на его странице в .

Сегодня сфера онлайн-образования в Украине представляет собой “голубой океан”, где даже самые дерзкие идеи могут превратиться в долгосрочные бизнес-проекты, приносящие пользу десяткам тысяч людей, которые стремятся получить новые знания.

Заменит ли в будущем онлайн-образование традиционное? Окончательный ответ еще предстоит узнать. Однако то, что образование онлайн способно трансформировать и улучшить традиционное, сомнений не вызывает.

Решили попробовать на себе преимущества украинских МУКов? Рекомендуем начать с этого мероприятия.

Источник: https://businessviews.com.ua/ru/personal-life/id/preimuschestva-i-nedostatki-onlajn-obrazovanija-v-kratkom-obzore-moos-platform-230/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.