+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Чак Фини – биография великого человека

Миллиардер без миллиарда: как основатель Duty Free избавляется от своих денег

Чак Фини – биография великого человека

Мало кто обратил внимание на 81‑летнего уроженца Нью‑Джерси Чака Фини, который, пожалуй, сделал для Ирландии больше, чем кто‑либо другой со времен святого Патрика. Впрочем, Фини вполне устраивает, когда на него не обращают внимания.

Чак Фини • Nytimes.com

Он основатель Duty Free. Ему 85 лет, он нажил состояние более 7,5 миллиардов долларов. При этом не имеет машины, летает эконом-классом, живет в съемной квартире.

Чак Фини носит электронные часы за 15 баксов и мятую рубашку. На исторической родине, в Ирландии, его запросто примут за американского туриста.

Ресторанам он предпочитает закусочные, портным — магазины ширпотреба, он пользуется метро или такси.

Можно было бы назвать его скупердяем, трясущимся над каждой копейкой, если бы не тот факт, что за последние 30 лет он отдал на благотворительность более 6 миллиардов долларов. Эти деньги были потрачены на образование, здравоохранение, науку, содержание домов престарелых в США, Вьетнаме, Австралии, Южной Африке, в Ирландии, на Бермудских островах.

Фактрум рассказывает историю богача, который отказывается от своих денег и славы.

Начало истории Duty Free

Dutyfreerussia.ru

Фини родился в разгар Великой депрессии в семье с ирландскими корнями. Во время войны в Корее служил в военно‑воздушных силах. После армии получил пособие для демобилизованных и поступил в бизнес‑школу Корнелльского университета на специальность «гостиничный менеджмент».

Окончив ее в 1956 году, отправился продолжать обучение во Францию. Затем наладил бизнес по продаже беспошлинного алкоголя морякам, служившим в Атлантическом флоте ВМС США.

Конкуренция была серьезной, но Фини сумел выбиться в лидеры: благодаря военному прошлому ему было легче находить общий язык с экипажами, а от местных проституток он получал информацию о следующем пункте назначения кораблей.

В компаньоны Фини взял Боба Миллера, который, как и он, окончил Корнелл.

Ассортимент товаров расширился за счет автомобилей, духов и ювелирных украшений, которые пользовались спросом у военнослужащих и туристов.

Чтобы поставить управление совместным бизнесом на профессиональную основу, Фини и Миллер взяли в долю Тони Пиларо — юриста, специализирующегося на налоговом праве, и бухгалтера Алана Паркера.

К 1964 году сеть Duty Free Shoppers охватывала уже 27 стран, в ней работало 200 человек.

Превратить этот выгодный, но небольшой бизнес в одну из самых прибыльных розничных сетей в мире помог экономический бум в Японии.

В 1964‑м году, когда в Токио проходила летняя Олимпиада, японское правительство сняло ограничения на поездки за границу, которые были введены после Второй мировой войны ради экономии валюты.

И японцы, накопившие немало денег за эти годы, бросились путешествовать по свету.

Ветеран ВВС, Фини немного понимал японский и разбирался в нравах и привычках жителей Страны восходящего солнца. Вскоре среди продавщиц Duty Free Shoppers появились сообразительные симпатичные японки. А прилавки были забиты коньяком, сигаретами и кожаными сумками: трепетно относящиеся к подаркам японцы охотно раскупали их на сувениры.

Это была настоящая золотая жила, и Фини даже нанял аналитиков, чтобы они прогнозировали маршруты следования туристов. Так магазины DFS появились в Анкоридже, Сан‑Франциско и на Гуаме.

Еще одним любимым местом посещения японцев был Сайпан — крошечный тропический остров в нескольких часах лету от Японии. Интуиция подсказывала Фини, что остров может стать популярным пляжным курортом для токийцев.

Если бы не одна проблема: на нем не было аэропорта. В 1976 году DFS выделила $5 млн на его строительство.

Столь агрессивная стратегия позволила компании вкусить плоды японского экономического чуда. В 1967 году Фини получил $12 000 дивидендов, в 1977‑м — $12 млн, рассказывает О’Клэри.

Еще через 10 лет на счетах предпринимателя уже было почти $334 млн. За эти деньги впоследствии были приобретены гостиницы, магазины, швейные фабрики, а затем и технологические стартапы.

Фини, как и раньше, желал оставаться в тени, вел себя скромно, но спрятать столь внушительный капитал было уже очень сложно.

В 1988 году в номере Forbes с рейтингом 400 богатейших американцев вышел четырехполосный материал, посвященный DFS. Журналисты Эндрю Танзер и Марк Бошамп раскрыли секрет успеха сети и познакомили читателей с четырьмя ее владельцами — обладателями внушительного состояния. Статья и последовавший за ней резонанс повергли Фини в шок. О’Клэри в своей книге посвятит этому эпизоду целую главу.

Авторы статьи пролили свет на бизнес DFS: рассказали об ее «японской» стратегии, 200%‑й наценке, 20%‑й рентабельности, огромной годовой выручке — около $1,6 млрд. Forbes подсчитал, что 1 кв. м в магазине сети на Гавайях приносит свыше $200 000 в год. Это эквивалентно более чем $400 000 сегодня, что в семь с лишним раз превышает средний доход Apple с 1 кв. м торговой площади.

Журналисты Forbes допустили две ошибки: во‑первых, состояние Фини на самом деле было гораздо больше. Во‑вторых, это уже не было состояние Фини.

Только ближайшее окружение предпринимателя знало, что лично ему принадлежит от силы несколько миллионов долларов. У Фини не было даже собственной машины. Его люди поначалу подумывали над тем, чтобы негласно встретиться с Малкольмом Форбсом и объяснить что к чему, но потом махнули рукой. Forbes включал Фини в рейтинг богатейших американцев вплоть до 1996 года.

Фини перевел все свои активы на Atlantic Philanthropies (через Багамские острова — для минимизации налогообложения). Он продолжал активно развивать DFS, разъезжая по миру, завоевывая новые рынки и отыскивая новые способы повысить рентабельность и утереть нос конкурентам.

Фини всегда нравилось делать деньги, хотя средств ему было достаточно с того самого времени, как они у него появились. Пожилой бизнесмен умеет радоваться простым вещам. Он вырос в скромной трудолюбивой семье, его родители постоянно помогали другим людям.

Его мать Мэдлин, работавшая сиделкой, каждое утро подвозила до автобусной остановки соседа‑инвалида.

Staticflickr.com

Филантроп с большой буквы

На счету Чака Фини множество достижений в области благотворительности. Он построил аэропорт на острове Сейпан, отдав 5 миллионов долларов. Одним из самых лучших его достижений является постройка Университета Лимерика, являющегося лучшим в Ирландии.

«Не стоит ждать старости, чтобы начинать жертвовать свои деньги. Лучше начинать делать это как можно раньше, пока есть силы и энергия, чтобы изменить мир к лучшему», — говорит Фини.

Билл Гейтс назвал Чака идеальным образцом для подражания, отметив, что он является лучшим примером того, как следует творить добро при жизни.

К 2020 году филантроп и предприниматель собирается полностью потратить нажитое им состояние. Треть акций компании Duty Free Shoppers (весь его пакет) он передал во владение своему благотворительному фонду The Atlantic Philanthropies.

Оставшиеся у фонда $1,3 млрд должны быть истрачены к 2016 году. В 2020‑м фонд прекратит свою деятельность. Пока акулы бизнеса всеми возможными способами пытаются увеличить свое состояние, Фини с утроенной энергией стремится к тому, чтобы умереть без гроша за душой.

Селена Парфёнова12.10.2016

Источник: https://www.factroom.ru/persony/billionaire-without-a-billion

Чак Фини – разумнее деньги тратить на добрые дела, чем складывать в банку

Чак Фини – биография великого человека

Идея благотворительности всегда была близка великим людям, и наши современники не стали исключением. Биография одного из достойнейших представителей человечества уже в Bright.

Досье

Чак (полное имя – Чарльз) Фини
День рождения: 23.04.1931г, место: Элизабет, Нью-Джерси, США

Кто

Филантроп и миллиардер. Основатель благотворительного фонда «The Atlantic Philanthropies».

Чем прославился

Создал всемирную сеть магазинов беспошлинной торговли Duty Free Shoppers Group, а также стал единственным миллиардером, который потратил на благотворительность все свои миллиарды (и тратит до сих пор).

Биографию этого человека язык не поворачивается назвать историей успеха.  Всю свою жизнь Чак Фини положил на то, чтобы заработать столько денег, сколько это вообще возможно, с одной единственной целью…

Корни

Чарльз Фини родился в годы Великой депрессии в семье ирландского происхождения. Для его родителей: страхового агента и сиделки Депрессия оказалась тяжелым временем, как и для многих простых американцев. Семья еле сводила концы с концами.

Однако это не мешало им помогать тем, кому было хуже. Мать Фини была волонтером Красного Креста, а отец принимал участие в благотворительной деятельности католической организации Knights of Columbus.

 Тем не менее, Чарльзу с малых лет приходилось работать, чтобы помогать семье.

Чем он только не занимался: и продавал рождественские открытки, в чем, кстати сказать, преуспел, и собирал мячи на поле для гольфа, а также убирал снег и стриг газоны.

Чарльз Фини оказался смышленым малым, интеллектуальные способности привели его в Regis High School – школу для незаурядных детей. Но доучиться в этой «элитной» школе Чарльзу так и не пришлось. Почему? Поговаривают, что отчислили юного интеллектуала за банальное списывание.

Но как бы там ни было,  в возрасте 17 лет Фини поступил в распоряжение ВМС США, в чьих рядах и принимал участие в Корейской войне. Служба принесла Фини нужные знакомства с моряками, что в будущем ему очень пригодится.

А до тех пор Чарльз Фини остро ощущал необходимость получения образования, как ключика в успешный мир бизнеса.

Благодаря военной стипендии Фини поступил в Корнельский институт (входит в знаменитую Лигу Плюща), там готовили персонал для отелей, сейчас это называется «гостиничное дело».

Там Чарльз столкнулся с проблемой, оказалось, что на военную стипендию совершенно невозможно прожить, но, как и положено будущему миллиардеру, он не растерялся, а стал продавать «сандвичи» братствам, за что, кстати, добрые одногруппники  прозвали его «человек-бутерброд».

После Корнелла последовало обучение в Европе, после этого работа в детском лагере для детей военнослужащих, а затем первые попытки продавать спиртные напитки морякам. Однако особых плодов эти попытки не принесли. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь.

Duty Free

Встреча со старым знакомым Робертом Миллером решила судьбу Фини. Вместе они сделали важное открытие, что как только моряк покидает судно и сходит на сушу, ни копейки из него уже не выбьешь.

Слишком большую конкуренцию составляли им в порту проститутки, на них моряки тратились куда охотней. Беспошлинная торговля прямо на борту судна была единственным возможным вариантом заработать.

Хотя и здесь ниша тоже не пустовала, так что преимуществами первопроходцев они не обладали.

Однако молодость, неумная энергия и смекалка, как известно, способны свернуть горы.

1958 год – Фини и Миллер вступили в гонку за торговые обороты и прибыль, организовав совместный бизнес. Партнеры мотались по всей Европе вдоль побережья Средиземного моря, сами ездили к поставщикам и доставляли товар, что удешевляло стоимость продукции по сравнению с конкурентами.

  А также Фини и Миллеру удавалось любыми правдами-неправдами добывать информацию о перемещениях Шестого американского флота (пригодились знакомства Фини со времен службы в ВМС). Полученные сведения помогали партнерам оказываться в нужном месте раньше конкурентов.

Вскоре клиентами их были уже не только моряки, но и туристы.

Бизнес ширился. В продажу шло все: спиртные напитки, духи, радиоприемники, ювелирные украшения и даже автомобили.

Компания развивалась очень успешно и вскоре вышла на перспективный азиатский рынок. Так, в 1962-64 году появились магазины беспошлинной торговли в аэропортах Гонконга и Гонолулу. Магазин в Гонолулу, кстати, стал самым первым Duty Free в Америке.

Падения и взлеты

Несмотря на заметные успехи, к середине 1960-х компания чуть не оказалась банкротом.

Всему виной опасения правительства США относительно сверхбыстрого роста Duty Free Shoppers, работающей уже в 27 странах, и ее практически монопольной торговли на военных базах.

В связи с чем, было изменено законодательство в области беспошлинной торговли спиртными напитками, а так же на военных базах стали торговать сами производители автомобилей.

Это подорвало финансовое положение компании. Алан Паркер и Энтони Пиларо, бухгалтер и юрист, оказались спасительной соломинкой для DFS. Реорганизованная и обновленная компания нашла свое спасение в лице японских туристов.

После Второй мировой войны Япония закрыла свои границы для выезда граждан, это было сделано, с целью восстановить пошатнувшуюся экономику. Олимпиада 1964 года в корне изменила ситуацию. Туристы из Японии с энтузиазмом заполонили Америку и Европу.

DFS  и Фини лично досконально изучили японский рынок, и поняли, что японцы предпочитают путешествовать большими группами, непременно пользуются услугами гидов и готовы тратиться на сувениры и другие «заграничные» штучки.

DFS стала  платить туристическим компаниям и даже лично экскурсоводам и водителям, чтобы те привозили туристов в магазины Duty Free. А там их уже ждали симпатичные продавщицы-японки, разговаривающие на родном японском языке. Как предусмотрительно, не правда ли?

Была разработана целая схема с магазинами в аэропортах и точками «повторного посещения», это были те же самые беспошлинные магазины, только выглядели иначе, чтобы не вызывать подозрений. И надо сказать, что это выстрелило. К середине 70-х акционеры, в том числе и Чарльз Фини, стали получать дивиденды в миллиардных размерах.

Далее история компании разворачивалась вполне успешно, принося владельцам прибыли, исчисляемые в миллиардах, однако четыре акционера, заработав на этом бизнесе баснословные деньги, больше не могли ужиться вместе. В середине 90-х доли акционеров были распроданы, и каждый пошел своим путем, а компания продолжила свое существование с переменным успехом.

Добрые дела

Но судьба DFS – совсем другая история. Фини – вот, кто главный герой нашего рассказа, и он заслуживает внимания. В отличие от партнеров, деньги не отложили на нем особого отпечатка. Отсутствие машины и личного особняка, недорогая одежда, дешевые часы ничуть не смущали миллиардера.

У него была своя вполне конкретная цель: помогать другим. Так, в 1982 году появился благотворительный фонд Atlantic Philanthropies. В 1984 году он передал фонду всю свою долю в DFS — 38,75% акций. Действуя инкогнито, он направлял через него огромные суммы в различные организации.

Только Корнельскому институту он в общей сложности пожертвовал около 1 млрд долларов.

Удивительно, но Фини всегда предпочитал оставаться в тени.

Даже настаивал на этом и запрещал организациям разглашать его имя, однако в 1997 году после окончательной сделки по продаже долей в DFS, мир узнал филантропа в лицо.

После этого, создателю Atlantic Philanthropies ничего не оставалось, как призвать других миллиардеров разделить его философию. Билл Гейтс и Уоррен Баффетт незамедлительно последовали его примеру.

Из 7,5 млрд долларов потенциального состояния Чарльз Фини потратил на благотворительность около 6 млрд: система образования в Ирландии, строительство дорог в США, помощь вьетнамским детям, спонсирование операций для детей с «волчьей пастью» и т.д.

Идея Фини очень проста: надо начать решать проблемы, которые неизбежно станут перед человечеством, уже сегодня, иначе потом это может стать слишком дорого даже для миллиардера. Помогать – это обязанность богатого человека, чтобы уходя на тот свет, не было стыдно перед грядущими поколениями и самим собой.

Сейчас филантропу-миллиардеру, катающемуся на метро, 85 лет, и он продолжает жертвовать на благотворительность, планирую потратить все до цента.

История этого человека, который почти никогда не даёт интервью, удивляет и вдохновляет. Сам Фини не считает себя святым, просто благотворительность по его словам «совсем другое дело».

Зарабатывать, чтобы тратить на благие дела, – воистину благородная цель, не правда ли?

Жмите кнопку ❤ «Нравится», если статья оказалась полезной.

Источник: http://brightmagazine.ru/chak-fini/

Талант быть великим: история создателя Duty Free Чака Фини

Чак Фини – биография великого человека


Фини — идеальный образец для подражания и лучший пример того,
как можно делать добро при жизни

Билл Гейтс

Человека, который основал легендарную компанию «Duty Free Shoppers», Конор О’Клири описал в своей книге под названием «Миллиардер без миллиарда». Это же прозвище застолбил за ним и журнал «Форбс».

Однако не стоит искать в данных словах сарказма: Чак Фини является великим человеком, бизнесменом и меценатом, который прошел Корейскую войну, начал свое дело, добившись с ним запредельных успехов и сделал при этом для родной Ирландии столько, что подобных достижений страна не видывала со времен святого Патрика…

Задача №1: потратить все состояние

За последние три десятилетия Чак Фини побывал в самых разнообразных уголках мира, ускользая от утомляющего его всеобщего внимания и назойливых журналистов.

Задача перед бизнесменом стоит простая и сложная одновременно: потратить 7,5 миллиардов долларов своего состояния. Не вложить в бизнес, не инвестировать в коммерческие успехи своего будущего, а именно потратить.

И не на развлечения, а на развитие этого общества. Всего общества.

6,2 миллиарда долларов уже пущены через благотворительный фонд бизнесмена «The Atlantic Philanthropies» в проекты по образованию, медицине и охране здоровья, защите гражданских прав и т.п. в самых разных странах.

Дома престарелых, университеты, школы, больницы Фини желает каждый раз лично и незаметно для окружающих видеть: он просто хочет знать, куда должны направляются его средства, видеть итог их вложений.

И ему не надо ждать смерти, чтобы поделиться своим богатством.

38,75% акций совершенно успешной «Duty Free Shoppers» были проданы ее создателем еще в 1984 году, чтобы запустить полученные средства в уже указанный выше благотворительный фонд «The Atlantic Philanthropies».

15 лет Чак Фини втайне для всех реализовывал свои планы, спонсировал выбранные проекты, помогал там, где видел в этом необходимость.

И старался не распространяться о том, что делает: зачем кому-то знать лишнее, зачем мешать?

В последующем Фини вспомнит, что самым трудным в начале работы фонда было то, чтобы убедить людей, которым он хотел дать управление, в чистоте пускаемых сюда средств. Мало кто готов поверить в столь искреннюю благотворительность, но разве кого можно упрекнуть за такое недоверие вначале? Чак Фини – слишком большое исключение в мире меценатов-миллиардеров…

Но, как мы помним, задачей фонда было потратить 7,5 миллиардов долларов, в то время как уже потрачено «всего» 6,2 миллиарда. Оставшиеся 1,3 миллиарда израсходуют к 2016 году, а в 2020 году фонд «The Atlantic Philanthropies» прекратит свое существование.

И – маленький пример. Университет Лимерика (Дублин, Ирландия). 12 000 студентов всех форм обучения. Качественный преподавательский состав, выпускники всегда востребованы.

Для возможной работы и вообще существования данного учебного заведения потребовалось 170 миллионов долларов.

Все до копейки средства получены благодаря фонду Чака, который лично изучал вопрос с самого начало во всех мелочах…

От войны до бизнеса

Учеба в Корнелльской школе по подготовке персонала для отелей стала для молодого Чака Фини возможной только потому, что в США существует программа для прошедших воинскую службу G.I.

Bill: она предусматривает выделение финансов на бизнес или обучение. Что касается воинской службы, то проходила она в военно-воздушных войсках, в составе которых будущий миллиардер принимал участие в сражениях Корейской войны.

Так что именно армия (и частично война) стали толчком для дальнейшего похода в бизнес.

1956 год. Окончив школу, Фини уезжает во Францию, где изначально намеревался продолжить свое обучение. Однако жизнь подбрасывает ему как нужду, так и повод задуматься о бизнесе.

В то время множество торговцев пытались продавать без пошлин алкоголь американским военным матросам. Конкуренция здесь была сумасшедшей из-за того, что это были «живые» деньги с легальным и доступным способом их заработать.

И участие в войне вновь помогло Фини: матросы без проблем пускали его на корабли как ветерана боевых действий. И бизнес пошел.

Тогда Чак Фини работал бок о бок с Бобом Миллером, с которым они вместе оканчивали Корнелл.

Помимо торговли алкоголем для военных молодые люди занимались ювелиркой, торговлей автомобилями заезжим туристам, парфюмерией… Их бизнес шел, и вскоре к ним добавился еще один «нужный» партнер: налоговый консультант Тони Пиарро.

Тут же подоспел и Алан Паркер – бухгалтер, который мог навести порядок в разрастающейся структуре компании Duty Free Shoppers. И к 1964 году здесь уже было две сотни сотрудников, разбросанных по офисам в 27 странах мира.

1964 год упомянут здесь совсем не случайно: японские туристы впервые со времен Второй мировой войны получает снятие запрета на посещение других стран – Япония принимала Токийскую олимпиаду. Жители страны, изголодавшиеся по поездкам, ехали с туго набитыми кошельками: в стране как раз был экономический бум. Гавайи, Гонконг – эти места стали любимыми у туристов из Страны Восходящего Солнца.

И Чак Фини сполна проявил свой предпринимательский гений в это время, превратив «Duty Free Shoppers» в самую стремительно развивающуюся компанию планеты.

Он нанял симпатичных японок, которые были расставлены на должности продавщиц в его торговых точках. Он платил таксистам и гидам, чтобы приезжающих из Японии так или иначе водили мимо его точек.

И он забил эти точки кожгалантереей, коньяком, сигаретами. И все это не просто раскупалось – это разметалось в колоссальных масштабах.

Начав с Корейской войны, Фини с головой ударяется в чуть ли не японский (с точки зрения клиентов) бизнес: он заказывает аналитические отчеты, которые должны расписать, какие места планеты станут популярны у туристов из Японии в ближайшем будущем. И там, где ожидался наплыв таких туристов, он строил магазины, открывал офисы, а на острове Сайпан даже построил за 5 миллионов долларов аэропорт – лишь бы туристам была комфортнее добираться в облюбованное место…

Судите сами: дивиденды Чака Фини в 1967 году достигают 12 тысяч долларов, а десятилетием позже он уже зарабатывает на дивидендах в 1000 раз больше. Но и потом рост доходов не особо сокращается, рисуя круто восходящую кривую графика: 334 миллиона было заработано за следующие 10 лет. Фини, мечтавший о незаметности, уже не может оставаться вне поля внимания.

Именно журнал «Forbes» в 1988 году пишет большую статью про человека, помещенного в список 400 богатейших людей планеты. Описывая его хитроумные «японские» решения, наценки в 200% и т.п.

издание еще и не догадывалось, что Фини заработал куда больше, чем «несчастные» 1,3 миллиарда долларов, указанные в статье.

Кроме того, присутствие этого человека аж до 1996 года в списке самых богатых людей планеты было… ошибочным: Фини уже много лет как имел всего пару миллионов долларов личных средств, оставленных себе «на всякие потребности». И основной капитал активно распределялся благотворительным фондом…

Окончательный уход от бизнеса

Война в Персидском заливе подорвала безоговорочный успех «Duty Free Shoppers» и Фини считал, что для компании ее лучшие дни уже в прошлом. Он решает продать свое детище «на пике», потенциальный клиент не заставляет себя ждать: это французский холдинг LVMH, принадлежащий Бернару Арно и занимающийся предметами роскоши.

Но захотеть продать и найти покупателя – это полдела, если у тебя есть партнеры. В то время как Алан Паркер против сделки не возражал, двое других партнеров были абсолютно против.

И они нанимали адвокатов, которые долгих два года вели с Фини переговоры. «Всегда думал, сколько же Пиларо и Миллер выбрасывают денег на своих юристов!», – не без юмора позже будет вспоминать сам Чак Фини.

И вот, после 2 лет споров и торга, компания наконец-то меняет владельцев. Шел 1997 год…

Экс-супруга Фини и пятеро его детей живут в особняках и не бедствуют: им после продажи компании достались на всех 140 миллионов долларов – более чем достаточно для комфортного существования и построения собственного бизнеса.

А вот «миллиардер без миллиарда» ездит на старом «Ягуаре», носит «Casio» на резиновом ремешке («Все равно они идут точно так же, как и Rolex», – шутит Чак), яхты не имеет и живет в квартирах, принадлежащих его фонду.

Пара миллионов долларов обеспечивают этого человека всем необходимым, пока его фонд выделяет деньги на благотворительность.

Говорят, что благотворительный фонд «Giving Pledge», созданный на деньги Уоррена Баффета и Билла Гейтса, был создан под впечатлением от проделанного Чаком Фини.

А еще говорят, что в Голливуде будет поставлен фильм про жизнь этого «миллиардера без миллиарда»: Джордж Клуни всерьез заинтересовался подобным проектом и видит Денни Де Вито в роли главного героя.

Говорят еще много чего, чему стоит верить или не стоит доверять, но главное – Чак Фини своими делами показал куда больше, чем могут вместить в себя все эти разговоры. И, что немаловажно, описание его бизнес-решений тоже может стать прекрасной подсказкой для многих предприимчивых. Бесплатной и полезной.

Андрей Сливка

Источник: http://InfoManagement.ru/statya/istoriya_sozdatelya_chaka_fini

Миллиардер без миллиарда | Судьба и биография

Чак Фини – биография великого человека
Категория: Судьба и биография Ulrich von Beck

Пока большинство людей старается накопить деньги, он их раздаёт. Основатель Duty Free без какого-либо сожаления тратит миллионы и миллиарды на помощь нуждающимся. В этом призвание Чака Фини — самого выдающегося филантропа нашего времени.

Журнал: Дарья Биография №7, 2017 год Рубрика: Сильные мира сего

Лана Абрамова

Его жизнь условно можно разделить на две части. В первой он копил деньги, а во второй тратил. Причём не на себя — на других. Хороший пример добродетели у Чарльза Фини был с самого детства — его собственная мать. Она служила в Красном Кресте и всю себя отдавала людям.

Ставка на Японию

В 17 лет Чак пошёл служить в ВМС США. Участвовал в Корейской войне, что принесло ему неплохие дивиденды — денежную компенсацию, позволившую оплатить обучение в престижном Корнеллском университете. Однако сразу после его окончания Фини занялся совсем другим делом — продажей беспошлинного алкоголя американским морякам.

Позже к бизнесу Чака присоединился его школьный друг Боб Миллер. Вместе они начали продавать не только алкоголь, но и парфюмерию, сумки, украшения и т.д. 7 ноября 1960 года Чак, Боб и ещё несколько партнёров открыли Duty Free Shoppers. Дела пошли в гору, и уже через 4 года компания насчитывала около 200 сотрудников. Ставка была сделана на азиатский рынок, ещё до конца не изученный.

Но Фини повезло. Как раз в 1964 году власти Японии разрешили жителям выезжать за пределы страны. Этого права они были лишены со времён Второй мировой. Что тут началось! Японцы, далеко не бедные люди, почувствовали свободу и ринулись тратить накопленное.

Фини, чтобы не прогореть, досконально изучил этот народ, его обычаи, особенности, культуру.

В частности, узнал, что японцы любят привозить из заграничных поездок сувениры и прочие милые вещички. Именно их Чак и добавил в ассортимент своих магазинов Duty Free. За прилавком туристов встречали девушки азиатской внешности, говорившие по-японски. Туристы чувствовали себя как дома и оставляли в магазинах большие суммы.

Позже Фини придумал взять в оборот гидов и водителей туристических автобусов: он платил им за то, чтобы они везли японцев сначала в Duty Free и только потом в гостиницу.

Шила в мешке не утаишь

Японцы помогли Чаку Фини выйти на совершенно новый уровень. Он даже пригласил аналитиков, чтобы те рассчитали, какие ещё страны в будущем будут привлекательны для туристов из Страны восходящего солнца. Там Чак и планировал открыть новые магазины.

Одно из таких мест оказалось на курортном островке Сейпан в Тихом океане, куда японцы регулярно приезжали отдыхать. Проблема была только в том, что на острове не имелось аэропорта, и это затрудняло доставку грузов. Но могло ли что-то остановить Фини? В 1979 году он построил на Сейпане аэропорт, вложив 5 миллионов долларов.

Деньги окупились довольно быстро. Получаемые дивиденды Фини инвестировал в строительство отелей, магазинов, отдавал на перспективные технологические разработки. Если в 1967 году его доход составил 12 тысяч долларов, то через 10 лет это были уже 12 миллионов.

Чак не признавал публичности, поэтому и о размерах своего состояния предпочитал молчать. Вот только шила в мешке не утаишь. В 1988 году журнал Forbes опубликовал очередной рейтинг самых богатых людей, в котором поместил Фини на 31-е место.

Да ещё и рассказал, как именно бизнесмен заработал капитал! Ошиблись журналисты лишь в двух вещах. Во-первых, значительно уменьшили реальное состояние Фини, а во-вторых, не написали о том, что ему оно давно не принадлежит.

Нет смысла держать деньги в кармане!

Чак не раз признавался: «Я становлюсь счастливым, когда приношу людям пользу, и несчастным, когда не делаю этого». Первое крупное пожертвование он сделал в 1981 году — отдал 700 тысяч долларов родному Корнеллскому университету. Тогда же понял: нет смысла держать деньги в кармане, если кому-то они в данный момент нужнее.

Правда, пришлось столкнуться с неприятной проблемой: многие знакомые, узнав про его доброе сердце, начали наперебой просить финансовую помощь. Чак обсудил это со своим компаньоном Бобом, и тот посоветовал ему открыть официальный благотворительный фонд, что и было сделано в 1982 году.

Фонд получил название The Atlantic Philanthropies. Первые 15 лет Чак делал пожертвования анонимно. Он отдавал деньги на развитие науки, здравоохранения, образования и т.д. Всего его капитал на тот момент составлял около 7,5 миллиарда долларов, и Фини планировал все истратить на благотворительность.

Тем временем в его компании Duty Free Shoppers не всё шло гладко. Чак решил продать свою долю, при этом оставшись членом совета директоров.
Планы Фини, касающиеся анонимных пожертвований, вновь были нарушены журналистами.

23 января 1997 года в газете New York Times вышла статья под громким заголовком «Он пожертвовал 600 миллионов и никому об этом не сказал!». Сенсация была обеспечена, а Чаку пришлось выйти из тени.

Без дома, без машины, без «Ролекса»

В отсутствии анонимности Фини видел только один плюс — теперь он мог более тщательно выбирать учреждения и людей, которым жертвовал деньги. За его гранты стали бороться, предоставляя бизнесмену чёткий план, на что и как будет потрачена сумма. Особое внимание филантроп уделял образовательным учреждениям, видя в студентах будущее.

Его родители были ирландцами, потому Чак с удовольствием отдал грант в 170 миллионов долларов ирландскому университету Лимерика. В Дублине его рады приветствовать в колледже Тринити, спонсором которого он также является. Фини часто приезжает в курируемые им учебные учреждения, и студенты уже знают, что при встрече увидят отнюдь не зазнавшегося богача с перстнями на пальцах.

Сказать, что Чак Фини скромен, — ничего не сказать. На его личном счёту, по слухам, сейчас всего 2 миллиона долларов — небольшая сумма по сравнению с тем, сколько им уже отдано. С виду это обычный человек. Машины у него нет, лишь в молодости одно время он водил старенький «Ягуар». Сейчас же предпочитает перемещаться на метро: это удобно и быстро.

Нет у Чака и яхты — самого популярного вида транспорта среди миллиардеров. «Меня слишком быстро укачивает», — шутит Фини по этому поводу. А на его запястье — простенькие часы на каучуковом ремешке, красная цена которым 10-20 долларов. На этот счёт у Чака тоже есть своё мнение: «Какой смысл переплачивать, если они показывают то же время, что и «Ролекс»?».

В гости к Фини попасть трудно, потому что и дома как такового у него нет. Ему всегда рады в нескольких городах, где располагаются штаб-квартиры благотворительного фонда. Шикарными особняками могут похвастаться лишь бывшая жена и пятеро его детей. Им отошла приличная сумма после продажи акций Duty Free.

Говорят, семья никогда не понимала Чака и считала, что он одержим благотворительностью.

Щедростью, кротостью и чувством юмора филантропа восхищаются многие. В частности, Билл Гейтс и Уоррен Баффетт признались, что именно Фини вдохновил их на то, чтобы всерьёз заняться благотворительностью.

«Какой смысл заниматься ею после смерти? Лучше сделать это при жизни, когда ты ещё можешь что-то изменить», — уверен Чак. Сейчас ему 86 лет — и у него большие планы. Так, до 2020 года он планирует потратить на благотворительность остатки своего состояния. Тогда можно будет и на покой.

  • биография
  • Дарья Биография
  • деньги
  • магазин
  • миллиардер
  • филантропия
  • Фини

Источник: https://www.bagira.guru/biography/milliarder-bez-milliarda.html

История самого бедного миллиардера в мире – Наши в США

Чак Фини – биография великого человека

Наверное, нет в мире человека, который бы не знал, что такое Duty Free. Но далеко не всем известно, что создатель сети магазинов Duty Free Shoppers Чак Фини раздал все свое состояние. Об этом рассказали vc.ru.

Чарльз Фини родился в 1931 году, как раз когда страну охватила Великая депрессия. Выходцы из Ирландии Фини проживали в городе Элизабет, Нью-Джерси. Мать работала медсестрой в красном кресте, отец семейства был страховым агентом, в условиях экономического кризиса Фини едва сводили концы с концами.

Уже в начальной школе Чак начал помогать семье: выполнял соседские поручения, убирал снег, продавал рождественские открытки.

В подростковом возрасте Чак Фини стал военнослужащим – парень вступил в военно-воздушные силы США.

Служба в радиоразведке во времена корейской войны после дала парню шанс получить образование в корнельской школе гостиничного администрирования. Из всех Фини именно Чак стал первым, кто поступил в колледж.

В колледже Фини прозвали «человек-сэндвич» из-за подработки парня – Чак продавал бутерброды всем своим однокурсникам.

После колледжа в 1956 году Чарльз продолжил учебу во Франции и уже тогда начал задумываться о своем собственном бизнесе.

Начало бизнеса

На создание бизнес-плана Фини натолкнули моряки с пятидесяти американских кораблей, стоящих у берегов Средиземного моря. Морякам можно было покупать алкоголь без налогов.

Произведя нехитрые расчеты, Фини выявил, что прибыль составляет более 100%. Так в 1960 году мир увидела компания Duty Free Shoppers Group. Сооснователем стал друг Фини по колледжу Роберт Миллер.

Схема продаж была расширена – покупателями помимо моряков стали туристы, а ассортимент товаров дополнила парфюмерия.

Спрос, как известно, рождает предложение. Морякам необходимы были автомобили, и Фини занялся их продажей. Однако в гонке за прибылью молодые предприниматели совсем забыли о расходах. Когда пришло время платить налоги, выяснилось, что новый бизнес является откровенно убыточным. Чак Фини признал свой провал и закрыл бизнес.

Японские туристы

Деятельный Чарльз Фини недолго был не у дел и уже через некоторое время приобрел место для беспошлинной торговли в аэропорту Гонолулу на Гавайях. Заплатив $125 тысяч, партнеры получили право реализовать свои товары на протяжении пяти лет.

В 1964 году в Японии проходили Олимпийские игры, и ограничения на зарубежные поездки были сняты японским правительством. Излюбленным маршрутом японцев стали Гавайи.

Годы службы во время Корейской войны не прошли для Чака Фини даром – он немного поднаторел в японском языке, а также знал национальные обычаи. В тот период в магазинах Фини начали работать молодые японки.

Алкоголь, сигареты, кожаные сумки и сувениры просто разлетались с полок. В Японии бутылка виски стоила $35, а в магазине Фила $7, сигареты же можно было приобрести в Duty Free Shoppers за 10% от стоимости японской продукции.

Еще Фини предпринял один хитрый ход – подкупил гидов, которые приводили туристов к нему в магазин, не давая возможности посетить другие торговые точки. Бизнес стал стремительно развиваться, и со временем ежегодная прибыль начала составлять около $10 миллионов.

Так как основными покупателями стали японские туристы, то Фини начал прогнозировать их маршруты, продумывая, где бы еще открыть магазины. Следующие точки Duty Free Shoppers появились в аэропортах Гуамы, Анкориджа и Сан-Франциско. Очень выгодным местом был небольшой остров Сайпан, однако там не было аэропорта. Позже Чак Фини выделил $5 миллионов на его строительство.

За десять лет прибыль выросла с $12 тысяч до $12миллионов. А еще через 10 лет доход стал составлять $334 миллиона. Фини много инвестировал: в отели, компании по пошиву одежды, технологические стартапы.

Сеть магазинов Duty Free Shoppers стала самой популярной в мире, около пяти тысяч сотрудников занимались реализацией беспошлинных товаров, а прибыль все продолжала расти и составляла уже $3 миллиарда в год (и никакого налогообложения). Такому скачку развития поспособствовал выпуск самолётов Boeing 747, с помощью которых путешествовать стало еще больше людей.

Расширение сферы деятельности

Со временем Фини стал тяготиться своим статусом миллионера, ведь, оказывается, что когда можешь позволить себе абсолютно все, теряется стимул к развитию, пропадает мотивация. Именно тогда Чаку пришла в голову мысль стать филантропом, и в 1982 году был создан фонд «Атлантические филантропы».

Организация действует в пяти направлениях: помощь пожилым людям, молодежи и детям, сфера здравоохранения, права человека и поддержка других фондов. «Атлантические филантропы» помогают жителям США, Ирландии, Австралии, Африки, Вьетнама и других. Львиная доля поддержки выпадает Ирландии – родине Чака Фини. В Ирландии Фини сравнивают со Святым Патриком.

Здесь Чарльзу выдали первую в истории докторскую степень от всех университетов Ирландии.

https://www.youtube.com/watch?v=USu042HTeCc

Для каждого члена своей семьи Фини отложил некоторую сумму, а все остальные свои финансы направил в фонд. Через два года владелец Duty Free Shoppers отдал организации свою часть – 38,75%.

Что интересно, никто из окружения Фини даже не подозревал об этой его деятельности, так как Чак решил творить добро в условиях полной анонимности. Кому помогать Чак Фини всегда выбирал сам, а после наведывался проверить, дошли ли деньги по назначению.

Также Фини вкладывал в , Legend, Priceline, Alibaba, E-Trade.

В 1990-х годах Чарльз начал уговаривать трех своих партнеров продать сеть. Дискуссии между четырьмя собственниками длились два года, в и тоге трое выступили единой командой, а Миллер, желая сохранить компанию, остался в меньшинстве.

Разоблачение

Распри совладельцев привели к суду. Фини понимал, что теперь не получится скрыть свою благотворительную деятельность, поэтому решил опередить события и поведал свою историю New York Times, которые озаглавили исповедь миллиардера «Он отдал $600 млн, и никто об этом не знал».

Журнал Forbes ежегодно включал Фини в список богатейших людей, однако после признания выяснилось, что место в рейтинге Чак получал незаслуженно.

После обнародования истории Чарльза Билл Гейтс и Уоррен Баффет вдохновились его примером и также стали жертвовать финансы на благотворительность.

Помимо того, что они отдали 50% своего состояния, Баффет и Гейтс запустили программу Giving Pledge, в рамках которой приняли участие около 90 мировых богачей.

Уоррен Баффет стал героем, пожертвовав колоссальную сумму в $37 миллиардов, а Билл и Мелинда Гейтс стали основателями одного из крупнейших благотворительных фондов.

Ирландский бизнесмен не просто раздает свои деньги, а еще продумывает стратегии по привлечению филантропов. Фини много вкладывает в образовательную систему Ирландии, но взамен требует того же от местного правительства. Организация «Атлантические филантропы» планирует закрытие к 2020 году.

Отказавшись от анонимности, Фини начал активно пропагандировать свою философию – отдавать, пока живешь. Чак пытается привлечь как можно больше меценатов, чтобы они «делились» своими деньгами с нуждающимися.

Жизненная философия

Несмотря на свои баснословные доходы, Чак Фини предпочитает жить обычной жизнью: пользоваться товарами для среднего класса, питаться в закусочных, летать эконом-классом, у Чарльза даже нет автомобиля. В возрасте 80 лет бизнесмен оставил себе для жизни $2 миллиона – эта суммы является лишь небольшим процентом от того, сколько Фини пожертвовал на благотворительность.

Фонду принадлежат квартиры в Сан-Франциско, Брисбане и Дублине, именно там проживает Чак. А во время своих поездок в Нью-Йорк предпочитает останавливаться у своей дочери.

Бывшей жене и пятерым детям Фини выделил из фонда DFS $140 миллионов.

Биография Чака Фини достойна быть экранизированной, что, скорее всего, и произойдет в ближайшее время, ведь по слухам Джордж Клуни загорелся идеей снять и филантропе фильм.

Фини с сожалением говорит о том, что, очевидно, не доживет до завершения всех своих проектов. Чак считает, что желание помогать людям ему привила мать, которая работала в Красном кресте и никогда не упускала возможности помочь тем, кто в этом действительно нуждался.

Источник: http://nashiusa.com/interesno/istoriya-samogo-bednogo-milliardera-v-mire/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.