+7(499)495-49-41

7 методов повышения эффективности обучения

Содержание

Способы повышения эффективности обучения лыжным ходам

7 методов повышения эффективности обучения

Эффективность обучения лыжным ходам на уроках зависит от целого ряда факторов. Перечислим важнейшие из них.

  • Во-первых, умелая организация учителем физической культуры процесса обучения.
  • Во-вторых, знание и подбор педагогом оптимальных средств и методов обучения.
  • В-третьих, контроль и анализ выполнения заданий на учебной лыжне.

Не секрет, что успех обучения во многом зависит от того, насколько четко учитель определил задачи и нашел средства и методы для их достижения. Причем это касается каждого конкретного урока.

Критерии эффективности обучения

Критерий эффективности обучения — быстрота достижения его конечного результата: надежного овладения школьниками тем или иным лыжным ходом.

Путь к этому лежит через предупреждение возможных при изучении лыжных ходов типичных ошибок.

Учитель должен знать, какие ошибки чаще всего возникают при обучении тому или другому ходу, а также условия, при которых они появляются, и сделать все, чтобы предотвратить их возникновение. 

Специально-подготовительные упражнения

Вводя в уроки ряд специально-подготовительных упражнений до начала обучения основным лыжным ходам, можно избежать многих ошибок.

Так, при обучении попеременному двухшажному ходу, например, чаще всего появляются такие ошибки: недостаточный или слишком большой наклон туловища; двухопорное положение; передвижение на сильно согнутых ногах; неправильное направление отталкивания; мах вперед согнутой в колене ногой; вынос палок излишне согнутой или прямой рукой.

Зная это, следует заблаговременно подобрать комплексы специальных и подготовительных упражнений, регулярное выполнение которых на уроках исключит в значительной мере появление этих ошибок. С теми же учащимися, у которых данные ошибки все же возникнут, надо проводить индивидуальную работу по их исправлению. Как правило, большинство школьников после подобной работы грубых ошибок не делают.

Обучение двигательным навыкам тогда наиболее эффективно, когда учащиеся сознательно и активно включены в этот процесс, четко представляют конечную цель обучения, понимают и стремятся к ней. Сознательное и активное отношение школьников к процессу обучения воспитывается разными методами, в том числе убеждением и внушением.

Чтобы создать у учеников ясное представление об изучаемом упражнении — лыжном ходе, лучше всего продемонстрировать его точное и легкое выполнение, показать конечную цель обучения.

(Это может сделать сам учитель физической культуры, если он достаточно хорошо владеет техникой лыжных ходов, или кто либо из наиболее подготовленных учащихся, тренирующихся в лыжном отделении районной ДЮСШ.

В крайнем случае эффективное для отработки этого элемента специально-подготовительное упражнение и предлагает его ученикам. Такое упражнение повторяется несколько раз в облегченных для его выполнения условиях.

Исправляем ошибки

Так, например, при ошибках в отталкивании ногой — плохом переносе на толчковую ногу массы тела, при ее неполном разгибании — эффективно выполнение упражнения «самокат» на жесткой лыжне под небольшой уклон.

При неправильной постановке палок предлагается вначале упражнение на месте; вынос и постановка одной палки на снег штырем назад; затем в движении — одной палкой и лишь после правильного выполнения — двумя. Позже разучиваемый элемент хода закрепляют в играх на лыжах «Кто лучше?», на точное выполнение этого элемента с оценкой в баллах.

Соревновательность активизирует обучение школьников любого возраста, придает учебному процессу целенаправленность и тем самым повышает эффективность.
Если у большинства занимающихся грубых ошибок нет, а у двух-трех учеников имеются, то учитель, работая над ошибками, может помочь занимающимся правильно сделать эти движения методом пассивного выполнения.

На месте подсказывает и показывает, как направить ученику руку или ногу по нужному параметру. Помогает, например, больше наклонить туловище используется показ, фотографий или видео лыжников в различных фазах хода или шарнирного макета. Следует предложить ученикам мысленно представить себя выполняющими эти действия, т. е.

попытаться образовать у них правильные идеомоторные связи. В этом случае обучение на лыжне будет значительно эффективнее. Таг же для исправления ошибок необходимо применять многофункциональные силовые тренажеры.

Основы обучение элементов лыжного хода

После того как общее представление о лыжном ходе у учеников будет создано, следует остановить их внимание на основных его элементах.

Так, например, объясняя технику попеременного двухшажного хода, учитель должен подчеркнуть особенности положения лыжника: в фазе окончания отталкивания, свободного скольжения, подседания и начала отталкивания, выпада.Можно сделать это с помощью рисунка на классной доске или на листе бумаги в спортивном зале (рис. 1, 1—4).

Схематично изображается линия скольжения лыжника по лыжне (горизонтальная). Примерно под углом 45 — 50° к ней проводится линия, показывающая положение ноги и туловища лыжника в момент окончания отталкивания ногой

(рис. 1,1). Почти от середины этой линии (чуть выше), под углом немного менее 90°, вниз-вперед от нее проводится другая — показывающая положение бедра лыжника (рис. 1, 2), а от нее перпендикулярно к плоскости скольжения рисуется пиния голени (рис. 1, 3).

Затем обозначается положение рук (рис. 1, 4). Рука, завершающая отталкивание палкой, почти параллельна линии туловища, немного уходит от нее; рука, выносящая палку, поднята до уровня головы лыжника и согнута под углом 100—120°.

Получается схематичное изображение положения лыжника в момент окончания отталкивания ногой, с характерным наклоном туловища, положение ног, рук и палок. Займет объяснение с таким рисунком не более 5 мин.

, но, предваряя им занятия на снегу, учитель добьется значительного эффекта в понимании и последующем выполнении учениками движений хода. Такой схемой можно проиллюстрировать любую фазу хода.

Подкрепить объяснение и рисунок учитель может показом хода на лыжне, полностью и по элементам. Показ по элементам доступен даже тем учителям, которые недостаточно четко владеют лыжной техникой. Так, учитель может последовательно показать:1) посадку лыжника — наклон туловища, слегка согнутые ноги, расслабленно опущенные вниз руки (рис.

2, 1);2) вынос и постановку палки — кисть на уровне глаз лыжника, руки на ширине плеч, палка под углом примерно 70° к лыжне;

3) движение руки при отталкивании палкой — полусогнутая рука с нажимом на палку движется назад без разгибания до момента, когда плечо поравняется с линией туловища, после этого начинается активное разгибание руки в локтевом суставе (рис. 3);

Источник: http://fizkultura-na5.ru/lyzhnyj-sport/sposoby-povysheniya-effektivnosti-obucheniya-lyzhnym-khodam.html

Пути повышения эффективности образования

7 методов повышения эффективности обучения

Пути повышения эффективности образования.

 

            Тема повышения эффективности образования, на наш взгляд, представляет обширное поле для изучения. Данный вопрос всегда будет актуален и интересен. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности.

Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать эффективность образования. Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и дальнейшего обучения.

В высших учебных заведениях закладываются более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают стать человеку специалистом в той или иной области. Дальше, человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания.

И на вех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания. Эффективность образования играет немаловажную роль. Ведь учиться можно по разному.

Например, если взять двух людей и обучать их одному и тому же, но разными способами – первого – по старым методика, а второго с помощью новых способов и средств, то в результате мы получим, что второй научился быстрее и более качественно чем первый. Конечно, достаточно трудно утверждать истинность данного примера, но скорее всего именно так и получиться.

            Безусловно в 90-е годы уровень образования намного шагнул вперед, нежели чем в 80-е. Доказать это можно на элементарном примере. Скажем если взять программу средней школы в 80-м году, и 90-м и сравнить их, то различия будут очень существенны, в пользу последней.

Даже если сравнивать программы по годам, то например в 98 году в школьную программу добавились другие предметы, которых не изучали в 97. Безусловно это должно сопровождаться повышением уровня материальной, методической и технической базы. Но в нашей стране, по сравнению со странами запада, это наблюдается далеко не всегда.

Но тем не менее наша система образования остается одной из самых лучших в мире.

            Исходя из контекста вышеизложенного, хотелось бы определиться с целью данной работы:

  • рассмотреть способы повышения эффективности образования в нашей стране, доступные на период с 1997 по 98 гг.

Частные школы

            Одним из нововведений в последнее время стали частные школы. По сравнению с обычными государственными, они имеют ряд преимуществ и ряд недостатков. Но тем не менее, уровень образования, которое можно получить в частных школах существенно выше чем в государственной.

            «Помните ли вы свою школу ? Постоянно орущую математичку, политинформации про ситуацию в Буркина – Фасо, исписанные разными словами парты ? Если все это вам знакомо, значит вы окончили обычную школу. А теперь ответьте: вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в такой же ? Если да – отдавайте его в ближайшую среднюю. Вы ничем не рискуете. Не считая, конечно, риска оставить ребенка без хорошего образования.

            Спору нет, отправляя ребенка в частную школу, вы рискуете тем же. Плюс – своими деньгами. Однако при удачном выборе ваши инвестиции окупятся сторицей.

            В настоящее время в России их примерно полтысячи. Многие из них называют себя гимназиями, лицеями, колледжами. Пусть это вас не смущает. Поскольку от обычных частных школ они не отличаются. Большинство школ – 256 – работают в Москве. Только около 80 из них – полные (обучение ведется с 1-й по 11-й класс).

            Частная школа должна иметь лицензию. Этот документ подтверждает, что в школе все в порядке с материально-технической базой и санитарно-эпидемиологической ситуацией. Однако лицензия совсем не гарантирует высокий уровень обучения.

            Другое дело, если у школы есть государственная аккредитация. Получить ее школа может только после того, как сделает три выпуска учащихся. И только при условии, что более половины выпускников получат в результате аттестации положительные оценки. Аккредитация означает, что школа ведет преподавание в соответствии  с государственным стандартом.

            С одной стороны, у этого есть свои недостатки. Существует так называемый базисный учебный план, которого должны придерживаться все аккредитованные школы. В этом плане сказано, сколько часов должен заниматься ваш ребенок. Например ученик 11-го класса должен заниматься в школе как минимум 33 часа в неделю.

Прибавьте к этому времени дополнительные занятия, которые есть почти во всех частных школах (например в школе «Премьер» у старшеклассников бывает до 9 занятий в день). А активная подготовка старшеклассников к поступлению в вуз увеличивает количество часов, проведенных в школе, до бесконечности.

Так, в школе «Юность» в дополнение к основным занятиям по 12 часов в неделю преподают профессора из Финансово – экономического института.

            С другой стороны, подобные жертвы не напрасны. О том, что учеба с утра до вечера увеличивает шансы поступить в вуз (если, конечно, до этого момента ребенок не подорвет свое здоровье), и говорить не стоит.

            Частные школы, имеющие аккредитацию, соответствуют минимальным государственным требованиям. Однако даже аккредитованные школы сильно отличаются друг от друга. Поскольку понятие «хорошая частная школа» помимо аккредитации включает в себя массу других параметров. Самый важный, конечно – качество обучения. А оно зависит как минимум от трех составляющих.

            Первое – углубленное изучение определенных предметов. Набор таких предметов в частных школах стандартный. Так, практически во всех преподают как минимум два иностранных языка (по программе специализированной языковой школы).

Если сил хватит, ученик может изучать еще пару языков. Хотя, по словам директора школы «Эрудит», в их школе только четыре ученика изучают сразу три иностранных языка. Возможность попрактиковаться в иностранном языке дают заграничные стажировки, которые организуют некоторые школы.

Правда, за них родителям приходиться платить отдельно.

            Во всех школах к тому же преподают хореографию, музыку, этику и т.д. Кроме того, в любой школе для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный план. Так, в «Премьере» уровень способностей ребенка определяется еще в момент его поступления в школу, и исходя из них формируется индивидуальный план. Однако в большинстве школ такие планы разрабатываются уже в старших классах.

            Вторая составляющая – высокий уровень преподавателей. Чем больше в школе учителей высшего (13 или 14) разряда, тем лучше. В идеале должно быть не менее 80 % общего числа всех учителей. Директор школы «Премьер» не без гордости заявила, что в этой школе преподают 6 заслуженных учителей, 5 лауреатов премии Сороса и 8 учителей – авторов учебников.

            Средняя составляющая качественного образования – число учащихся в одном классе. В хорошей школе классы должны быть маленькими (но, по мнению педагогов, в них должно быть не меньше десяти человек). В этом случае у ребенка нет возможности мирно подремать на последней парте все занятия.

Заглянув в кабинеты таких школ, как «Самсон» и «Интеллект XXI век», мы обнаружили в классах по 2-3 человека. В большинстве же школ в классах по 10-15 учеников. Кстати, в договоре с родителями школы обычно оговаривают число учеников в классе.

Поэтому в приличные школы, соблюдающие эти условия очень трудно попасть: новые классы формируются не так уж часто.

            Все это способствует главной цели – поступлению ребенка в престижный вуз».[1]

Негосударственные вузы

                Наряду с частными школами в последнее время появились негосударственные ВУЗы.

            «Конечно, на образование денег не жалко. Но только в том случае, если за ваши деньги вам гарантируют высокий уровень обучения и беспроблемное трудоустройство. Однако не во всех коммерческих вузах учат качественно. Это касается и тех, что имеют государственную аккредитацию.

И выдают дипломы государственного образца. Вообще-то аккредитацию вузы получают при наличии лицензии и лишь после прохождения процедуры аттестации, подтверждающей, что уровень образования в вузе в целом соответствует государственным стандартам.

Однако известны случаи, когда вузы получали аккредитацию без прохождения необходимой экспертизы.

            То, что негосударственные вузы не всегда дают качественное образование, признаю и в самих учебных заведениях. По словам ректора одного из коммерческих вузов, это происходит потому, что у них недостаточно опыта и, главное, не хватает высококвалифицированных преподавателей.

            В некоторых негосударственных не разработаны собственные методики преподавания, учебные дисциплины зачастую вводятся по принципу «есть преподаватель – есть и дисциплина».

Не спасают положения и приглашенные из государственных вузов профессора – их курсы не всегда соответствуют специфики учебного заведения. «Чужой» профессор может вообще не приехать на занятие.

В идеале соотношение «своих» и «чужих» преподавателей – 80:20, но реальность далеко не такова.

            Зато во многих негосударственных вузах сильные преподаватели иностранного языка.

К примеру, в ИМПЭ (институт международного права и экономики) язык изучают десять часов в неделю, некоторые анятия ведут носители языка из западных стран-партнеров.

По окончании вуза студенты могут получить второй государственный диплом по специальности «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Выпускники международного университета, по словам Геннадя Ягодина, владеют тремя языками.

            О качестве обучения в вузе можно судить и по некоторым другим признакам: стоит задуматься об уровне вуза, если единственным критерием при отборе абитуриентов является их платежеспособность.

Экзаменов почти нигде нет – например, для поступления в МНЭПУ достаточно пройти тест и собеседование; экзамен нужно сдать только при поступлении на юридический факультет.

Да и о тестах в негосударственных вузах иной раз предпочитают не распространяться, чтобы не отпугнуть абитуриентов.

            Правда, при этом в большинстве вузов утверждают, что у них бывает конкурс 2-3 человека на место. Только в Гуманитарном институте нам заявили, что информация о конкурсе – коммерческая тайна.

            Наиболее серьезными нам показались вступительные экзамены в Международном университете: посупающие на юридический факультет сдают TOEFL, русский язык и историю.

            В негосударственные вузы не только легко поступить – учиться в них тоже можно не напрягаясь. В МНЭПУ, например, учаться 24 часа в неделю (как ученики первого класса средней школы).

            Кроме того, можно пропускать хоть половину занятий – скорее всего вас за это не отчислят. Потому что для коммерческого ВУЗа потеря студента означает потерю денег. Правда, в Международном университете нам сказали, что отчисляют за неуспеваемость 20 % студентов.

Добавив при этом, что студент должен доучиться семестр до конца – наверное, для того, чтобы вузу не пришлось возвращать студенту деньги. В МНЭПУ кандидатами на отчисление являются студенты, имеющие пять «хвостов».

Негосударственный вуз отчисляет студента незамедлительно только в том случае – если тот не может заплатить за обучение».[2]

 

[1] Иванющенкова М., Фуколова Ю. Кассовый подход к образованию //Деньги. – 27 мая 1998. – № 19

[2] А. Каледина, Н. Кушельман Высшее учебное заблуждение // Деньги. – 1 июля 1998. – № 24

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/puti-povysheniya-effektivnosti-obrazovaniya/

Как взрослым учиться с удовольствием и повысить эффективность обучения?

7 методов повышения эффективности обучения

Вы наверняка слышали о таком подходе к обучению, как «учение без мучения»? Почему собственно освоение определённой информации и навыков становятся для многих людей мучением? Прошлый школьный опыт классической модели обучения настолько негативен, что и во взрослом возрасте мысль о том, чтобы научиться чему-то новому вызывает у многих состояние сопротивления и откровенный ступор. Огромные пласты выученных в школе формул и определений многими людьми в течении жизни оказываются ни разу не востребованными! Насколько же сильной и окрыляющей должна быть мотивация, чтобы повысить эффективность обучения? Ведь зачастую людям необходимо освоить новые навыки для улучшения своей деятельности.

А дело вовсе и не в мотивации. Взрослые люди не дети, и у них нет времени и возможности учиться впрок, на тот случай, когда знания им может быть понадобятся. Взрослые, чаще всего имеют семейные и социальные обязанности, и учиться им приходится без отрыва от основной профессиональной деятельности.

Но… ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ПЛЮС обучения во взрослом возрасте – это узкая направленность (поскольку сфера деятельности уже в основном определена) и чёткое осознание ЗАЧЕМ осваивать новую информацию и умения. Самой главной мотивацией становится возможности применить результаты своего обучения.

Это позволяет повысить Как взрослым учиться с удовольствием и повысить эффективность обучения, в результате которого можно сделать свою жизнь богаче, интереснее, гармоничнее.

По этим причинам последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги и курсы. Причем, всё больший спектр тем и программ обучения предлагается специалистами для обучения онлайн.

Чем отличается активное обучение от классической модели

я подробно рассказываю в видеоролике ниже.

______________________________________________________________________________________________________

 Традиционное бучениеАктивное (бизнес ) обучение
1. ЦельДать широкие общие знания для отдаленных задач, обучение «впрок»Формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных текущих задач
2. РольСОДЕРЖАНИЕ обучения — «чему учить?»ПРОЦЕСС — «как учить?»
3. ФормаЛекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информациюАктивные методы обучения, когда человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков
4. ЗадачиПоиск правильного ответаПоиск приемлемого результата, позволяющего решить конкретную проблему
5. МетодыОсвоение ранее созданных методов и классических подходовОсвоение новых методов, поиск актуальных подходов и креативных решений
6.  Отношение к обучаемомуПреподаватель, эксперт, воспитательОрганизатор, консультант и коуч
7.  Контроль и ответственностьНа учителеСамоконтроль. Результат зависит от обучающегося

______________________________________________________________________________________________________

Как повысить эффективность своего обучения?

Чтобы не потратить свои время и деньги на не эффективное обучение, полезно знать некоторые факторы обучения взрослых, которые позволяют обучаться быстро, с удовольствием и полученные знания сразу же применять на практике:

    • Явным отличием от обучения детей, является наличие жизненного и профессионального опыта. Поэтому имеет смысл расширять и углублять свой практический опыт, а не ограничивать себя рамками прошлых убеждений (типа: «у меня нет к этому способностей» или «я уже пробовал похожее и у меня не получилось») во время обучения.
    • Несмотря на то, что согласно исследованиям, с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше.
    • Учитывать тот факт, что быстрее всего новая информация усваивается, когда сразу же проверяется на практике с получением обратной связи. По принципу, чтобы научиться плавать – нужно реально войти в воду и плыть прислушиваясь к рекомендациям тренера.
    • Задействовать для обучения правое «творческое» и эмоциональное полушарие мозга, которое согласно современным психологическим исследованиям, дает наилучшие результаты в обучении взрослых. Не ограничиваться логическим «левополушарным» пониманием и запоминанием – это долгая дорога. Хорошие тренеры всегда стараются создавать в сознании участников обучения конкретные образы (истории, сравнения, метафоры), которые воспринимаются легче и запоминаются лучше.
    • Важно, чтобы обучение проходило на позитиве, в окружении одобрения, взаимопомощи, радости и доверия. Такой настрой позволяет организму вырабатывать химические элементы, которые ускоряют формирование новых нейронных связей и укрепляют память.

Кроме этого, начиная обучение, всегда действуйте согласно циклу обучения взрослых, которую вывел Дэвид Колб. На рисунке очень доходчиво изображены все этапы:

1) Некоторый опыт возможно ошибочный или негативный;

2) Анализ, обдумывание и поиск ошибки;

3) Формирование новой модели поведения;

4) Новое действие для проверки созданной модели.

И помните, что при активном обучении вы – босс, то есть ответственность за результат зависит прежде всего от вас. Как заметил профессор И. И. Ильясов: «Глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя».

Источник: http://veter-peremen.org/samorazvitie/effektivnost-obucheniya/

Эффективность обучения: семь основных принципов

7 методов повышения эффективности обучения

Лоуренс Стаут (Lawrence W. Stout), доктор философских наук, профессор Стокгольмской школы экономики в Риге. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Существует семь основных концепций, формирующих основу обучения.

1. Обучение основано на взаимоотношениях

Что делает одного человека учителем, а другого — учеником? Давайте забудем на время о классной комнате и подумаем о повседневной жизни.

Вы приходите в гости к подруге, и она угощает нас восхитительным тортом. Вы спрашиваете ее, как она его приготовила. Что при этом происходит? Вы превращаетесь в ученика, а наша подруга становится учителем.

Как же возникает такая ситуация? При каких обстоятельствах?

Дело не в том, что ваша подруга имеет больше образования или опыта, чем вы, хотя чаще всего мы именно так думаем о квалификации учителя или тренера. Основа ситуации обучения — просто доверие.

Вы уверены, что ваша подруга знает, как приготовить торт, и может дать вам информацию, которая позволит нам приготовить такой же торт. Основа ситуации обучения — взаимоотношения доверия между учителем и учеником.

Все основано на доверии.

Возникает ли оно благодаря положению, опыту или профессионализму учителя — в основе обучения всегда лежит доверие.

Что происходит, если его нет? Если учитель пытается научить вас новому навыку или новой процедуре, но при этом не обладает необходимыми знаниями или следует неудачной методологии, у вас возникает законный вопрос: а можно ли доверять этому учителю, адекватно ли он передает информацию? Дело не в том, что вы не уважаете авторитет учителя, дело в том, что обмануто наше доверие. Если доверия нет, никакое обучение просто невозможно.

2. Обучение — естественный процесс

Вся жизнь — это процесс передачи и восприятия информации. Вспомните, как вы в первый раз пришли на новое место работы. Вы впитывали массу новой информации: физическое окружение, ваши новые коллеги, нюансы ваших новых обязанностей.

Все это происходило само собой — вы учились естественно. Но, как сказал Уинстон Черчилль, «я всегда готов учиться, но не всегда готов к тому, чтобы меня учили».

Лучшая ситуация обучения — та, в которой естественные склонности человека в обучении направляются на то, что ему необходимо изучить.

3. Обучение необходимо

Обучение — наша фундаментальная внутренняя потребность. Самые основные потребности человека — физиологические (например, в пище). Затем выступают потребности в безопасности, за ними следуют личные потребности в любви и принадлежности.

Большинство людей, знакомых с иерархией потребностей Маслоу, полагают, что эта иерархия — довольно жесткая структура, и прежде чем обращать внимание на потребности и отношениях, нужно удовлетворить социальные потребности, а до них нужно удовлетворить физиологические потребности и т.д.

Однако в учебниках, рассматривающих теорию Маслоу, редко упоминается о том, что существует и две других потребности: свободно задавать вопросы и свободно самовыражаться, а также потребность знать и понимать. Согласно Маслоу, именно две эти потребности являются обязательными предпосылками удовлетворения пяти других типов потребностей.

Другими словами, в основе каждого из пяти типов потребностей лежит потребность в обучении. На ней основано все остальное. Специалисты в области когнитивной психологии говорят, что наш ум постоянно ищет и сортирует информацию. Мы хотим знать и понимать все, что только возможно.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как определить интеллектуальный потенциал сотрудника

Именно это внутреннее стремление заставляет нас жить. Все наши потребности в жизни поддерживает обучение. Без той пищи для ума, которую дает нам обучение, эти потребности не будут удовлетворяться. Если потребности не удовлетворяются, жизнь невозможна.

Именно поэтому, если человек прекращает стремиться к новым знаниям, он разочаровывается в жизни. Он теряет надежду и считает, что нет никаких причин учиться, потому что это бессмысленно. У такого человека нет будущего.

4. Обучение индивидуально

Психологи стремятся обнаружить в человеческом поведении нечто общее. К сожалению, психологию отличает от точных наук один очень важный аспект. Люди ведут себя не так, как неодушевленные объекты или силы природы.

Известный психолог Роберт Штернберг утверждает, что в психологии не существует ни одной теории, которую можно было бы назвать совершенной. Всегда есть исключения.

Даже самая полная теория человеческого поведения не может охватить всех различий между реальными людьми. Этих различий слишком много.

Для учителя это соображение очень важно, потому что даже самый лучший инструктор, использующий самую эффективную методологию, не может быть полностью уверен в том, что сумел «достучаться» до каждого ученика.

Почему? Очень просто — между людьми существует масса индивидуальных различий, и это значит, что все учатся немного по-разному.

Реальная оценка прогресса в обучении возможна только в том случае, если учитель работаете учеником одни на одни.

5. Обучение — это работа

Хотя обучение естественно и необходимо, оно все же требует сознательных усилий. Мы должны активно трудиться в процессе обучения, это не пассивная деятельность.

Существует психологический принцип, который гласит, что, если человек не верит, что сможет усвоить новую информацию хотя бы на 70%, он не будет прилагать для этого сознательных усилий.

Учитель, который употребляет непонятные ученику термины, обнаружит, что ученик просто зубрит.

Этот принцип подтверждает простой эксперимент, который в 1973 г. провел МакЛелланд. Людям давали большое пластиковое кольцо и просили набросить его на вкопанный в землю шест. Затем их просили найти место, с которого им было бы удобнее всего бросать кольцо на шест.

Почти каждый сначала становился настолько близко, чтобы удачно набрасывать кольцо на шест в 100% случаев. Затем люди отходили дальше от шеста и становились там, где точность их бросков уменьшалась до 50%. Затем они снова подходили ближе к шесту и находили, что комфортнее всего чувствовали себя там, где точность их бросков составляла около 70%.

Применительно к обучению этот эксперимент показывает, что если нужно приложить слишком мало усилий, интерес к обучению надает. Если усилия ученика приводят к очень небольшим успехам, его интерес также надает. Обучение требует работы, но ученик должен верить, что его усилия приведут к успеху.

Этот баланс умеет находить хороший спортивный тренер. Он может подталкивать спортсмена, побуждать его прилагать максимум усилий, но никогда не выдвигает нереалистичных ожиданий. Он точно знает, каков потенциал спортсмена и как нужно развивать его навыки.

То же самое касается преподавателей в сфере искусства. Они знают, что приобретение каких-то навыков в этой сфере требует интенсивной работы. Некоторые наставники не способны обнаружить и развить способности учеников, потому что сосредоточены на механической отработке навыка, а не на мотивации ученика, его уверенности в том, что его работа — залог будущих успехов.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Образованный человек: принципы и критерии Николая Рубакина

Хороший преподаватель знает, как побуждать ученика превзойти самого себя и в то же время знает, когда нужно остановиться — когда «70%» ученика уже превышены. Об этом принципе стоит сказать еще одно. Да, обучение — это работа.

Но это не значит, что оно должно быть скучным, утомительным или вызывать раздражение. Обучение может и должно приносить радость. Приобретать новый навык или воспринимать новые знания — замечательные и острые ощущения.

Но этот процесс требует дисциплины и постоянных усилий. Без этого ничему не научишься.

6. Обучение заразительно

Сначала может показаться, что некоторые из представленных здесь принципов противоречат друг другу. Это происходит потому, что обучение нестатично. Этот процесс в высшей степени динамичен. Как мы уже говорили, обучение индивидуально. Но в то же время многое мы просто перенимаем у других. Это один из принципов, лежащих в основе концепции организации обучения.

Заразительность обучения проявляется двумя путями. Если человек попадает в группу других людей, которые находят обучение интересным и радостным, он обязательно начнет считать так же.

С другой стороны, если группе людей скучно учиться, новому человеку тоже будет трудно поддерживать свой интерес. Человек — существо социальное. Чтобы нормально жить и работать, мы нуждаемся в других людях. Это касается и обучения.

Именно во взаимодействии с другими людьми мы учимся многим вещам.

7. Обучение тесно связано с практикой

Последний из семи наших принципов — самый главный. Обучение должно быть практическим. Да, существует теоретическое знание. Но каждая теория предполагает какое-то практическое применение.

Наш ум не хранит того, что не имеет для нас практической ценности. Мы помним только ту информацию, которую считаем полезной.

Случалось ли так, что во время беседы вдруг к вам в голову приходила какая-то мысль, воспоминание о том, что было много лет назад?

Наш разум обладает невероятной способностью в нужный момент вспоминать то, о чем мы не помнили в течение десятилетий. Это явление подтверждает теорию, что если уж мы чему-то научились, то никогда этого не забудем.

Но как мы научились чему-то в первый раз? Мы просто занимались обычными делами, и случилось что-то, что имело для нас практическую ценность. И мозг запомнил эту информацию. Практическое, жизненное обучение существует потому, что наш ум постоянно обрабатывает информацию, стремясь понять смысл окружающего мира.

Значение этого принципа для обучения должно быть очевидно. Чем теснее связан с практикой тот материал, который узнает ученик, тем лучше он его усвоит. Чтобы учиться, мы должны видеть связь новых знаний с нашей жизнью. Они должны касаться нашего собственного личного опыта. Именно поэтому новые знания должны быть связаны с нашей культурой.

Все мы имеем некоторые важные для нас культурные символы. Но в других культурах они могут не иметь никакого значения. Если учебный план не учитывает культурных особенностей учеников, он не будет иметь для них практического значения.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Семь принципов системного качественного обучения

Именно поэтому американские и европейские бизнес-консультанты, которые работают в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза, сталкиваются с трудностями. Они не могут понять, почему их концепции, которые так хорошо работают у них дома, здесь оказываются несостоятельными. Они забывают о том, что обучение индивидуально. Оно связано с реальностью жизни ученика.

Инструментарий преподавателя

В любом процессе обучения существует пять обязательных элементов. Они похожи на инструменты строителя. Как плотник знает, что не может качественно выполнить работу без подходящих инструментов, так и преподаватель, который пытается создать программу обучения, не учитывая этих пяти элементов, обнаружит, что в ней чего-то не хватает.

Первые два принципа, разнообразие и ясность, связаны с действиями преподавателя. Следующие два принципа, вовлеченность и успех, связаны с действиями учеников. Последний принцип, сходство, описывает отношения между преподавателем и учениками.

Разнообразие. Если наш ум постоянно воспринимает одну и ту же информацию, он застаивается. Наше внимание привлекает необычное, и хороший преподаватель использует различные средства, чтобы обучение постоянно вызывало интерес. Это касается и содержания материала, и стиля обучения.

Ясность. Запутанную и непонятную информацию выучить невозможно. Информация будет воспринята только в том случае, если преподаватель ясно, непосредственно и просто объясняет информацию в той форме, которая соответствует уровню интеллекта учеников. Это относится и , и к методологии обучения.

Вовлеченность. Как мы уже говорили, обучение — это не пассивная деятельность. Если ученик так или иначе не принимает активного участия в процессе обучения, никакого обучения не будет. Фактически, чем более интерактивен процесс обучения, тем больше будут успехи ученика.

Успех. Почему иногда кажется, что информация проходит мимо нашего сознания? Почему мы не прилагаем усилий, чтобы понять ее? Потому что считаем, что у нас ничего не получается, уверены, что не сможем усвоить новые знания. Преподаватель должен быть уверен, что ученик сможет успению усвоить то, что преподается.

Сходство. Самое первое утверждение этого раздела гласило, что мы можем учиться только у тех, кому доверяем. Чтобы ученик воспринял информацию, преподаватель должен активно стремиться завоевать его доверие. Для этого прежде всего нужно оставаться честным и искренне заботиться об ученике, что позволит преподавателю адекватно и с сочувствием реагировать на его потребности.

Все наши учебные программы разработаны и преподаются с учетом этих семи принципов эффективности обучения

Источник: http://www.elitarium.ru/obuchenie-ehffektivnost-prepodavatel-uchenik-potrebnost-znanie-interes-usilie-process-princip-rabota-delo-navyk-opyt/

6 способов повысить эффективность процесса обучения

7 методов повышения эффективности обучения
07фев2018 Подробности 11.02.2018 12:50 Сергей Краковский

Эффективное обучение – это один из самых полезных навыков, которые мы может развивать.

К сожалению, большинство способов, которые мы используем для усвоения новой информации, абсолютно неэффективны и нерациональны. Такой подход не только мешает нашему личностному росту, но и приводит к неизбежному выгоранию. Если, конечно, мы не бросим все начинания еще до наступления этого момента.

Читаете ли вы книгу по саморазвитию или бизнесу для поиска новых возможностей, готовитесь к экзаменам или проходите онлайн-курс, чтобы выучить что-нибудь новое и интересное, обучение – это важно и полезно для каждого из нас. Вот почему мы должны знать, как с максимальной эффективностью использовать время учебного процесса, а также в целом развивать наши способности к обучению.

Вот шесть способов усовершенствовать ваши учебные способности и научиться извлекать максимальную пользу из процесса обучения:

1. Поставьте четкую цель

Прежде чем отправиться в путешествие за новыми знаниями, у вас должно быть четкое представление о том, зачем вы это делаете. Почему вы хотите изучить это? Почему вы читаете эту книгу, изучаете курс или готовитесь к экзамену? Какова ваша долгосрочная цель?

Зная ответы на эти вопросы, вы сможете сфокусироваться на четко поставленной цели, чтобы справиться со всей этой новой информацией. Подсознательно вы знаете, что именно ищите: знания, которые помогут вам реализовать ваши намерения. Цель необходима для того, чтобы на ее основе фильтровать информацию, использовать полезные материалы и отсеивать ненужные.

2. Ведите конспекты

Вам необходимо делать учебные заметки. Довольно простая задача. Однако вам следует обзавестись местом, в котором вы будете хранить и организовывать эти записи.

Даже если вы делаете конспекты лишь по самым важным ключевым моментам, возможность вернуться к этим заметкам позже гарантирует, что вы запомните и усвоите большую часть информации из прочитанной книги либо прослушанной лекции. Причем местом хранения для конспектов могут служить как физические, так и электронные носители информации. Как лучше вести конспект читайте – Лучший способ ведения конспектов: битва между количеством и качеством.

3. Найдите формат, который идеально вам подходит

Некоторые из нас более эффективно усваивают визуальные данные, другие же предпочитают аудиоформат. Некоторые быстро и уверенно читают тексты любой сложности, мгновенно понимая смысл написанного, другим же для этого требуется намного больше времени.

Весьма вероятно, что один определенный формат восприятия новой информации для вас более эффективен, чем другие. Если чтение книг – это мучительный процесс для вас, требующий огромных усилий, тогда попробуйте слушать аудиокниги. Найдите способ, который будет комфортным именно для вас.

4. Заботьтесь о себе

Это тот пункт, которым многие люди часто пренебрегают. Они не осознают, что состояние здоровья оказывает значительное воздействие на нашу способность учиться. Поэтому не стоит забывать о хорошем сне, сбалансированном питании и физической активности. Наиболее важным фактором при этом является качество сна, оказывающее влияние на нашу продуктивность.

Если вы считаете, что, уменьшая продолжительность сна, выигрываете больше времени для развития и работы, то вы заблуждаетесь. На самом деле вы его теряете, так как плохой сон делает вас менее эффективным в решении важных задач.

5. Делайте регулярные перерывы

Многие привыкли к тому, что продуктивная работа или обучение – это делать что-нибудь на протяжении долгих часов, не позволяя себе сделать даже короткий перерыв. Однако это крайне неэффективный подход, приводящий к выгоранию и потере мотивации.

Вашему мозгу необходимы короткие и частые перерывы, чтобы “перезагрузиться” и с новыми силами вернуться к работе.

Как часто делать паузы? Если вы читаете учебник или изучаете новый для вас материал, даже пяти минут в час будет достаточно, чтобы повысить вашу продуктивность.

Или вы можете ненадолго отрываться от работы каждые полчаса. Поэкспериментируйте и найдите наиболее оптимальный для вас режим.

6. Сразу же применяйте новые знания

Один из лучших способ усвоить новую информацию – это применить ее на практике. Это необязательно должно быть чем-то значительным, даже самые простые действия с использованием недавно изученных материалов будут способствовать их быстрейшему запоминанию и усвоению. Например, если вы читаете книги по саморазвитию, то в них обычно содержатся конкретные шаги, которые вам стоит предпринять.

Эффективное обучение – это ценный инструмент, который вы сможете использовать на протяжении всей жизни. Это черта, присущая большинству успешных женщин и мужчин. К тому же способности к обучению – это то, что каждый может развивать и совершенствовать, а также использовать для собственного развития и достижения самых амбициозных целей.

Источник: https://profitworks.com.ua/category-blog/obrazovanie/6-sposobov-povysit-effektivnost-protsessa-obucheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.